2015 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Научный журнал Журналистский ежегодник Journalist Yearbook №4. <...> Главный редактор: Жилякова Наталия Вениаминовна, доктор филологических наук, профессор факультета журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета Члены редколлегии: Кручевская Галина Владимировна, кандидат филологических наук, зав. кафедрой теории и практики журналистики факультета журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета, gvkg@yandex.ru Каминский Петр Петрович, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета, kelagast@yandex.ru Мясников Илья Юрьевич, кандидат филологических наук, доцент факультета журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета, bit.magazine@gmail.com Редакционный совет: Громова Людмила Петровна, доктор филологических наук, декан факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Щепилова Галина Германовна, доктор филологических наук, заместитель декана по научной работе факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Тулупов Владимир Васильевич, доктор филологических наук, декан факультета журналистики Воронежского государственного университета Лозовский Борис Николаевич, доктор филологических наук, декан факультета журналистики Уральского государственного университета Шестеркина Людмила Петровна, доктор филологических наук, декан факультета журналистики ЮжноУральского государственного университета Жондорова Галина Егоровна, кандидат педагогических наук, декан филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Журавель Ольга Дмитриевна, доктор филологических наук, декан факультета журналистики <...>
_Журналистский_ежегодник_№4_2015.pdf
Содержание
ЖУРНАЛИСТИКА И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
Ершов Ю.М. Форсайт критических технологий для российской медиаиндустрии ................................................................8
Мансурова В.Д. Медийные стратегии «мягкой силы»:
«…И дым отечества нам сладок и приятен»? ......................................................................................................................................... 12
Тулупов В.В. Есть ли будущее у профессии журналиста? .................................................................................................................15
Шестеркина Л.П. Студенческая журналистика на просторах интернета:
вопросы профессионального становления ........................................................................................................................................... 18
ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА, ЖАНРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕДИАСФЕРЕ
Беленко В.Е. Герои и персонажи районной газеты:
дискурсивные практики репрезентирования .......................................................................................................................................24
Дементьева К.В. Проблема терроризма и особенности ее освещения в СМИ .................................................................... 30
Демчук Н.В. Дискурсивное поле пресс-релизов органов местного самоуправления .........................................................33
Кручевская Г.В. Карикатура в дискурсе печатной российской прессы:
функционально-типологический аспект ................................................................................................................................................37
Пронин А. А. Прагматическая конвенция в биографической теледокументалистике ........................................................ 41
Северская О.И. «Сыр, съеденный в мышеловке»: сатирические программы как новый медиажанр
(на примере программ В.Шендеровича) ................................................................................................................................................44
Тепляшина А.Н. Жанровая модель авторской журналистики .......................................................................................................49
Черепова Т.Н. Роль телевизионных политических ток-шоу
в пропаганде новой российской идеологии .........................................................................................................................................54
Шестакова Э.Г. Публичный интеллектуал —
ценностная основа модерного общества и государства ..................................................................................................................57
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КИНО В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ
Блинова Э.В. Между «общим» и «отдельным»
(к проблеме совершенствования новостных программ регионального ТВ) ............................................................................63
Дмитренко Е.Л. Структурно-содержательная характеристика телепроекта
в контексте информационной и организаторской функций телевидения
(на примере ГТРК «Южный Урал») ........................................................................................................................................................... 64
Колодкина А. Е. Постановочное корпоративное кино
как новое явление в современной медиасфере ..................................................................................................................................68
Потапов П.Ф., Ржанов А.А. Роль медиапланирования в практике регионального телевещания ................................ 71
Хлызова А.А. Обновление системы телевизионных жанров в современных медиаусловиях .......................................73
РОССИЙСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ОПЫТ ПРОШЛОГО
Евдокимова Е.В. Становление сибирской детской журналистики
(печатные издания для детей г. Новосибирска в 1920–1930 гг.) .....................................................................................................77
Жилякова Н.В. Особенности тематики и проблематики журнала
«Статистико-экономические бюллетени» (Томск, 1915–1916 гг.) .....................................................................................................82
Козлов С.А. Периодическая печать Новгородского земства (1899–1917 гг.) ............................................................................. 84
Мельник Н.Д. Журнал «Мир искусства» и его создатели ................................................................................................................89
Перевалова Е.В. Теория Ч. Дарвина и дарвинизм
в оценке журнала М.Н. Каткова «Русский вестник» .......................................................................................................................... 94
Пугачев В.В. Парадоксы исторической аберрации
при изучении журналистского контента разных веков ..................................................................................................................102
Семенова А.Л. «Новгородское студенчество» (1911–1912 гг.):
молодежное издание дореволюционного Новгорода ...................................................................................................................105
Шастина Т.П. Горный Алтай: бренд национальной окраины
в раннесоветском и постсоветском иллюстрированном журнале............................................................................................ 109
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, МУЛЬТИМЕДИА И КОНВЕРГЕНЦИЯ
Белова Л.И. Изучение аудитории университетских СМИ в условиях мультимедийной интеграции ........................... 115
Бешкарев А.А. Мультимедиа в региональных сетевых СМИ (на примере Республики Коми) ........................................117
Булаева М.Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат ......................................................................121
Суслова Т.И. Интернет-фольклор как средство коммуникации ................................................................................................. 123
Стр.4
6
Журналистский ежегодник
Шестерина А.М. Проблема типологизации аудиовизуального сетевого контента:
контекстный подход ...................................................................................................................................................................................... 128
ЯЗЫК И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ СМИ
Андреева А.А., Куприянова А.И. Формирование навыков
коммуникативной и речевой компетентности у студентов-журналистов ............................................................................. 133
Пыстина О.В. Функционирование языковой игры в региональных молодежных СМИ ................................................. 137
Ржанова С.А. Грани слова в текстах телевизионной рекламы ................................................................................................... 142
Ярославцева А.Е. Специфика коммуникативной организации политических медиатекстов
(на материале предвыборной кампании 2015 года в Томской области) ...................................................................................144
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К МЕДИЙНЫМ ПРАКТИКАМ
Афанасьева Е.А. Роль автора в создании медиаконтента: трансформация профессиональных практик .................151
Витвинчук В.В. Темпоральный парадокс медленных медиа .......................................................................................................155
Довбыш О.С. Специфика взаимодействия СМИ и властей в российских регионах ...........................................................157
Золотова Е.С. Потребность предпринимателей в профессиональной информации
как информационная потребность повседневности .......................................................................................................................162
Исмаилов А.Ю. Маркирование этики обстоятельств в Медиаэтическом стандарте – 2015 ............................................164
Мясников Ю.Н. Виды и объемы прикладных задач
в технологии контрактного проектирования периодических изданий ................................................................................... 167
Титова В.Н. Геймификация в медиа: признаки геймифицированного продукта...............................................................170
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ: ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОПЫТЫ
Безукладникова С.С. Развитие системы школьной прессы Томской области: тенденции и проблемы ..................... 174
Бельский Д.О. Российский рынок мужских журналов: в поисках новых форматов и концепций ................................ 177
Бычкова Е.Ю. Популярные телепрограммы для подростков: пробел на российском телевидении .......................... 179
Ежов И.Д. Социальная ответственность рекламы в российском медийном пространстве ........................................... 182
Кампос И.А.П. Образ Анголы в англоязычных интернет-СМИ ................................................................................................... 185
Кравченко А.П. Вокальный ТВ-проект в формировании творческого потенциала города ............................................. 187
Кузнецова Ю.С. Финансирование независимых телепроектов средствами краудфандинга
(опыт народной поддержки программы «Экспедиция ТВ-2») ......................................................................................................189
Нисова М.В. Аудитория гражданской инициативы «Бессмертный полк» ...............................................................................191
Шмакова Г.А. Стратегии конфронтации и сотрудничества в интервью В. Познера...........................................................192
РЕЦЕНЗИИ
Костякова Ю.Б., Артамонова Н.Я. Рецензия: ЖИЛЯКОВА Н.В., ШЕВЦОВ В.В., ЕВДОКИМОВА Е.В.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ (1857–1916 гг.):
СТАНОВЛЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ : УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
ТОМСК : ИЗД-ВО ТОМ. УН-ТА, 2015. Т. 1.: Учебное пособие. 292 с.; Т. 2 : Антология. 524 с. ..................................................198
Сведения об авторах ................................................................................................................................................................................... 200
CONTENTS .........................................................................................................................................................................................................204
О порядке публикации в «Журналистском ежегоднике» .............................................................................................................206
Стр.5