Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : электронное учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСомова Людмила Александровна
ИздательствоТольяттинский государственный университет
Страниц247
ID279954
АннотацияУчебное пособие нацелено на профессиональную подготовку современного учителя литературы, постигающего закономерности художественной коммуникации. Предназначено для студентов-филологов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 "Филология", профиль "Отечественная филология (русский язык и русская литература)", и соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Рекомендуется также студентам бакалавриата для изучения дисциплины "Методика обучения литературе" ("Методика преподавания литературы"), магистрантам, педагогам-словесникам для совершенствования творческого моделирования уроков литературы с учетом коммуникативно-эстетического аспекта.
ISBN978-5-8259-0791-8
УДК378.147:80(075.8)
ББК74.268.3
Сомова, Л. А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : электронное учебное пособие / Л. А. Сомова .— Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2014 .— 247 с. — ISBN 978-5-8259-0791-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/279954 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методика преподавания литературы о важности поиска личностного смысла в художественном тексте: исторический экскурс. <...> Этапы изучения художественного произведения в школе и особенности художественной коммуникации. <...> Вступительное занятие и вступительное слово учителя: речеэстетический аспект. <...> Заключительное занятие как поле пересечения личностных смыслов читателя и смыслов культуры в целом. <...> Конструктор урока литературы и приемы, направленные на развитие литературнохудожественных способностей и коммуникативных умений учащихся. <...> Художественная коммуникация – это и авторское смыслопорождение, явленное в художественной речи, и ответное читательское понимание. <...> Данное учебное пособие нацелено на то, чтобы помочь студентам освоить теоретический базовый круг вопросов методики преподавания литературы с учетом современных реалий, а значит, войти в коммуникативное поле, предполагающее диалог с методическим прошлым, настоящим и через прогностическое моделирование – с будущим. <...> 7 Задачи курса состоят в следующем: обеспечить знание дидактических основ частной методики; объединить филологические и психолого-педагогические знания общей задачей подготовки преподавателя литературы высокой квалификации и способствовать переходу этих знаний на уровень профессиональных умений; раскрыть психологические основы читательской деятельности и научить выбирать в зависимости от специфики художественного произведения методы и приемы его освоения; познакомить студентов с методикой современного урока литературы, формировать умения по проектированию, организации и проведению урока; развивать профессионально-коммуникативные умения: свободно владеть монологической и диалогической речью в различных учебных ситуациях урока литературы; способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности в области литературного образования и самообразования. <...> Основные этапы изучения литературного <...>
Методика_обучения_литературе_особенности_художественной_коммуникации__электронное_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Гуманитарно-педагогический институт Кафедра «Русский язык и литература» Л.А. Сомова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ: ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ Электронное учебное пособие © ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2014 ISBN 978-5-8259-0791-8
Стр.1
УДК 378.147:80(075.8) ББК 74.268.3 Рецензенты: д-р пед. наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета З.С. Смелкова; канд. филол. наук, профессор кафедры «Литература и русский язык» Волжского университета им. В.Н. Татищева С.Н. Лебедева. Сомова, Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : электронное учеб. пособие / Л.А. Сомова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2014. – 1 оптический диск. Учебное пособие нацелено на профессиональную подготовку современного учителя литературы, постигающего закономерности художественной коммуникации. Предназначено для студентов-филологов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 «Филология», профиль «Отечественная филология (русский язык и русская литература)», и соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Рекомендуется также студентам бакалавриата для изучения дисциплины «Методика обучения литературе» («Методика преподавания литературы»), магистрантам, педагогам-словесникам для совершенствования творческого моделирования уроков литературы с учетом коммуникативно-эстетического аспекта. Текстовое электронное издание Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета. Минимальные системные требования: IBM РС-совместимый компьютер: Windows XP/Vista/7/8; 500 МГц или эквивалент; 128 Мб ОЗУ; SVGA; Adobe Reader. Номер государственной регистрации электронного издания © ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..............................................................................................6 Глава 1. Становление методики преподавания литературы как искусства, науки и технологии..............11 1.1. Специфика урока литературы: ученик и учитель в системе художественной коммуникации........................11 1.2. Методика преподавания литературы о важности поиска личностного смысла в художественном тексте: исторический экскурс..............................................22 1.3. Проблема выбора и классификации методов и приемов обучения литературе.........................................33 Глава 2. Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике.............................50 2.1. Изучение эпических произведений в школе....................50 2.2. Изучение лирического текста в школе..............................62 2.3. Изучение драматических произведений в школе............67 Глава 3. Этапы изучения художественного произведения в школе и особенности художественной коммуникации......................................................................76 3.1. «Творческий инструмент» учителя литературы, «придающий речи стиль и художественность».................76 3.2. Вступительное занятие и вступительное слово учителя: речеэстетический аспект......................................81 3.3. Чтение как этап изучения художественного текста и вид речевой деятельности................................................91 3.4. Система анализа лирического произведения в школе................................................................................111 3.5. Заключительное занятие как поле пересечения личностных смыслов читателя и смыслов культуры в целом...............................................................126 Глава 4. Конструктор урока литературы и приемы, направленные на развитие литературнохудожественных способностей и коммуникативных умений учащихся...............................................................133 ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ.......................................163 Лабораторные работы...............................................................163 Практические занятия..............................................................189 Контрольные работы.................................................................212 Библиографический список...........................................................232 4
Стр.4