РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SOCIETY РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL Vol 12 # 3 том 12 № 3 Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО КРЕДО 2015 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 3 Российский психологический журнал Учредитель – Российское психологическое общество Главный редактор – Зинченко Ю.П. <...> Каталог Роспечати «Газеты, Журналы» Подписной индекс 46723 RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. <...> 12 # 3 Russian Psychological Journal Founder – Russian Psychological Society Editor in Chief – Zinchenko Ju.P. <...> РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 3 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Мушастая Н. В., Данченко И. В. <...> Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков. <...> Психолого-педагогические особенности диалоговой ситуации в образовательном процессе. <...> Историческая трансформация образа приемной матери и его зависимость от социума . <...> Влияние ретроспективной оценки материнского стиля воспитания, реализуемого в детстве, на проявления алекситимии и эмпатии у молодежи с полинаркоманией . <...> Психологические характеристики предельных смыслов в ситуации изучения особенностей саморегуляции сотрудников аппарата суда. <...> Стилевые характеристики индивидуальности и профессиональная компетентность судьи. <...> The Influence of Retrospective Estimates of Maternal Parenting Style in Childhood on the Manifestations of Alexithymia and Empathy at Young People with Polydrug. <...> 198 5 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 3 КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ УДК 159.922.761 ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕСТВО ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ Мушастая Наталья Викторовна Данченко Ирина Владимировна Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемым условием успешной социализации и полноценного участия в жизни общества, а также эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. <...> Изучая многочисленные разработки и исследования, посвященные вопросам интеграции слабослышащих детей, в литературе не представлена <...>
Российский_психологический_журнал__Russian_Psychological_Journal_№3_2015.pdf
РОССИЙСКОЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЩЕСТВО
RUSSIAN
PSYCHOLOGICAL
SOCIETY
РОССИЙСКИЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
RUSSIAN
PSYCHOLOGICAL
JOURNAL Vol 12 # 3
том 12 № 3
Москва
ИЗДАТЕЛЬСТВО
КРЕДО
2015
Стр.1
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 3
Российский психологический журнал
Учредитель – Российское психологическое общество
Главный редактор – Зинченко Ю.П.
Редакционный совет
Акопов Г.В.
Аллахвердов В.М.
Забродин Ю.М.
Караяни А.Г.
Карпов А.В.
Малофеев Н.Н.
Редакционная коллегия
Абакумова И.В.
Асмолов А.Г.
Бабенко В.В.
Базаров Т.Ю.
Безруких М.М.
Богоявленская Д.Б.
Воробьева Е.В.
Деркач А.А.
Донцов А.А.
Дубровина И.В.
Журавлев А.Л.
Егорова М.С.
Ермаков П.Н. (заместитель главного редактора)
Марьин М.И.
Нечаев Н.Н.
Рубцов В.В.
Реан А.А.
Рыбников В.Ю.
Черноризов А.М.
Шкуратов В.А.
Лабунская В.А.
Леонова А.Б.
Сергиенко Е.А.
Тхостов А.Ш.
Цветкова Л.А.
Берберян А.С. (Армения)
Киттлер У. (Германия)
Менджерицкая Ю. (Германия)
Величковский Б.М. (Германия)
Кроник А.А. (США)
Белянин В.П. (Канада)
Бороховский Е. (Канада)
Стошич Л. (Сербия)
Ответственный секретарь – Обухова Ю.В.
Редактор английской части – Колесина К.Ю.
Выпускающий редактор – Буняева М.В.
Компьютерная верстка
– Чеха А.П.
Адрес редакции:
пр. Нагибина, 13, ком. 518,
г. Ростов-на-Дону, 344038
Тел. (863) 243-15-17; факс 243-08-05
E-mail: rpj@bk.ru
Адрес учредителя:
ул. Ярославская, 13,
г. Москва, 129366
Тел./ факс (495) 283-55-30
E-mail: rpo@psychology.ru
Перепечатка материалов возможна
только по согласованию с Редакцией.
ISSN 1812–1853. Каталог Роспечати «Газеты, Журналы»
Подписной индекс 46723
Стр.2
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 3
Russian Psychological Journal
Founder – Russian Psychological Society
Editor in Chief – Zinchenko Ju.P.
Editorial Committee
Akopov G.V.
Allahverdov V.M.
Zabrodin Ju.M.
Karainy А.G.
Karpov А.V.
Malopheyev M.N.
Editorial Board
Abakumova I.V.
Asmolov A.G.
Babenko V.V.
Basarov T.Ju.
Bezrukikh M.M.
Bogoyavlenskaya D.B.
Vorobiova E.V.
Derkatch A.A.
Dontsov A.I.
Dubrovina I.V.
Zhuravlev А.L.
Egorova М.S.
Yermakov P.N. (deputy Editor)
Executive Secretary – Ju.V. Obukhova
English Editor
Managing Editor – M.V. Bunjaeva
Page settings
– K.Ju. Kolesina
– A.P. Tchekha
Address of the Publisher:
Nagibin Av., 13, of. 243,
Rostov-on-Don, Russia, 344038
Tel. (863) 243–15-17; fax 243–08-05
E-mail: rpj@bk.ru
Founder Address:
Yaroslavskaya str., 13,
Moscow, Russia, 129366
Tel./fax (495) 283–55-30
E-mail: rpo@psychology.ru
No part of this publication may be reproduced without the prior permission
of the copyright owner
ISSN 1812–1853. Subscription catalogue of Russian Press Agency «Newspapers, Journals»
Subscription code 46723
Marin M.I.
Nechaev N.N.
Rubtsov V.V.
Rean A.A.
Ribnikov V. Ju.
Chernorizov A.M.
Shkuratov V.A.
Labunskaya V.A.
Leonova A.B.
Sergiyenko E.A.
Tkhostov A.Sh.
Tsvetkova L.A.
Berberian A.S. (Armenia)
Kittler U. (Germany)
Menjeritskaya Ju. (Germany)
Velichkovsky B.M. (Germany)
Kronik A.A. (USA)
Belianin V.P. (Canada)
Borokhovski E. (Canada)
Stosic L. (Serbia)
Стр.3
РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 3
СОДЕРЖАНИЕ
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Мушастая Н. В., Данченко И. В.
Программа социализации слабослышащих младших школьников
в общество здоровых сверстников .............................................. 6
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Бакаева И. А., Ванжа Л. Н.
Исследование личностного профиля педагога дистанционного образования.... 16
Зеликсон Д. И.
Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное
благополучие подростков...................................................... 33
Каменева И. Ю.
Психолого-педагогические особенности диалоговой ситуации
в образовательном процессе................................................... 40
Колесина К. Ю., Годованая О. Н.
Формирование языковой компетентности студентов
в процессе гуманитарной подготовки.......................................... 50
Лукьяненко М. А., Ванжа Л. Н.
Технологические закономерности процесса обучения
в контексте теории смысла и смыслообразования ............................. 60
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
Нечаев Н. Н.
Развитие и обучение: при каких условиях обучение
может стать «развивающим»? .................................................. 70
Нозикова Н. В.
Доминирующие ценности семейной целенаправленности..................... 89
Щербина С. М.
Историческая трансформация образа приемной матери
и его зависимость от социума ................................................. 104
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Воробьева Е. В., Шульгина И. П., Ермаков П. Н.
Влияние ретроспективной оценки материнского стиля воспитания,
реализуемого в детстве, на проявления алекситимии и эмпатии
у молодежи с полинаркоманией .............................................. 114
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гультяева В. В.
Психологические характеристики предельных смыслов в ситуации
изучения особенностей саморегуляции сотрудников аппарата суда.......... 134
Целиковский С. Б., Гультяева В. В.
Стилевые характеристики индивидуальности и профессиональная
компетентность судьи......................................................... 142
РЕЗЮМЕ ВЫПУСКА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ................................ 149
НАШИ АВТОРЫ ............................................................... 188
СВЕДЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДАЧИ ПУБЛИКАЦИЙ ............................. 196
ПРИМЕЧАНИЕ................................................................. 198
4
Стр.4
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2015 VOL. 12 # 3
CONTENTS
CORRECTIONAL PSYCHOLOGY
Mushastaja N. V., Danchenko I. V.
Program of Socialization of the Younger Pupils with Broken Hearing in
Healthy Peers Society............................................................. 6
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Bakaeva I. A., Vanzha L. N.
The Study of Personality Profile of Distance Education Teacher .................... 16
Zelikson D. I.
Influence of Positive Psychological Interventions on Adolescents’ Well-Being ...... 33
Kameneva I. Iu.
Psycho-Pedagogical Characteristics of a Dialog Situation in the Educational Process .. 40
Kolesina K. Iu., Godovanaya O. N.
The Development of Students’ Linguistic Competence in the Course
of Education in the Humanities .................................................. 50
Luk’yanenko M. A., Vanzha L. N.
The Technological Regularity of the Learning Process in the Context
of the Sense and Sense-Meaning Theory ......................................... 60
DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY, ACMEOLOGY
Nechaev N. N.
Development and Teaching: Under what Conditions Teaching
May Become “Developmental”? .................................................. 70
Nozikova N. V.
Dominant Values of Family Purposefulness ....................................... 89
Shcherbina S. M.
The Historical Transformation of the Foster Mother’s Image
and its Dependence on the Society ............................................. 104
PSYCHOPHYSIOLOGY, MEDICAL PSYCHOLOGY
Vorobyeva E. V., Shulgina I. P., Ermakov P. N.
The Influence of Retrospective Estimates of Maternal Parenting Style
in Childhood on the Manifestations of Alexithymia and Empathy
at Young People with Polydrug.................................................. 114
JURIDICAL PSYCHOLOGY
Gul’tiaeva V. V.
Psychological Characteristics of Ultimate Senses in the Situation of
Studying Features of Self-Regulation of the Court Personnel ..................... 134
Tselikovskii S. B., Gul’tiaeva V. V.
Style Characteristics of Individuality and Professional Competence of the Judge.. 142
SUMMARY OF THE ISSUE IN ENGLISH.......................................... 149
OUR AUTHORS ................................................................ 189
INFORMATION ON THE ORDER OF PRESENTATION OF PUBLICATION.......... 197
NOTE .......................................................................... 198
5
Стр.5