РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 3 УДК 159.9.018.4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СМЫСЛА И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ Лукьяненко Марина Алексеевна Ванжа Людмила Николаевна Технологии обучения предстают как механизм самореализации содержания, и, следовательно, обновляя содержание, в любых его направлениях, включая и смыслообразование, надо адекватным, синхронным образом вносить изменения и в технологическую культуру. <...> По способности обеспечения личностно-смыслового развития учащихся это технологии, ориентированные непосредственно на смыслообразование учащихся, к которым относятся технологии, обеспечивающие самоактуализацию субъектного опыта учащихся, диалоговые технологии, игровые технологии, методы, обеспечивающие самовыражение учащихся, методы психолого-дидактической поддержки учащихся, методы проблемнотворческого типа. <...> Однако если содержательный компонент в обучении за последние годы все более и более становится смыслонасыщенным, ориентированным на развитие смысловой сферы учащихся, то технологии обучения пока еще в основном носят или репрезентативный, или когнитивно-направленный характер. <...> Это порождает необходимость поиска тех технологий в учебном процессе, которые позволят вывести его на уровень смысловой сферы через смыслообразование и смысловыявление самих учащихся. <...> Содержание и методы обучения оказываются взаимосвязанными органически: если содержание «питает» развитие личности, ее смысловые структуры, то методы должны включать, запускать смыслообразование и развитие. <...> Построение учебного процесса по способу раскрытия учащимися смысла изучаемых объектов позволило бы сделать образование более эффективным, результативно влияющим на жизненные и духовные ценности формирующейся личности, помогло бы преодолеть разрыв между гностическим и личностным в учебном процессе. <...> Становится очевидной актуальность теоретической <...>