ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
Учебно-методическая разработка
Составитель <...> А.В. Афонюшкина
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Утверждено научно-методическим советом исторического факультета 1
9 февраля 2009 г., протокол № 2
Рецензент канд. пед. наук, проф. <...> И.Ф. Бережная
Учебно-методическая разработка по общему курсу «Методика преподавания истории» подготовлена на кафедре истории средних веков и зарубежных славянских народов исторического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для специальности 030401 – История
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса: сформировать у студентов представление о работе преподавателя истории, о методических принципах и средствах методического обеспечения и организации учебного процесса, преподавания исторических курсов; теоретически и методически подготовить студентов к самостоятельной преподавательской деятельности. <...> Задачи курса:
– охарактеризовать особенности профессиональной деятельности
преподавателя истории;
– познакомить студентов с эволюцией преподавания истории в России и зарубежных странах, с основными принципами и системами организации преподавания истории;
– показать основные формы организации и методического обеспечения аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию истории;
– раскрыть теоретические и методические особенности изложения
основных курсов истории;
– подготовить студентов к педагогической практике, к самостоятельной разработке основных методических документов (программа
курса, план урока, планы семинарских занятий, других технологий учебной работы);
– отработать приемы установления контакта с детской и подростковой аудиторией. <...> Роль курса методики преподавания истории в профессиональной <...>
Методика_преподавания_истории.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
Учебно-методическая разработка
Составитель
А.В. Афонюшкина
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса: сформировать у студентов представление о работе преподавателя
истории, о методических принципах и средствах методического
обеспечения и организации учебного процесса, преподавания исторических
курсов; теоретически и методически подготовить студентов к самостоятельной
преподавательской деятельности.
Задачи курса:
– охарактеризовать особенности профессиональной деятельности
преподавателя истории;
– познакомить студентов с эволюцией преподавания истории в России
и зарубежных странах, с основными принципами и системами организации
преподавания истории;
– показать основные формы организации и методического обеспечения
аудиторной и внеаудиторной учебной работы по преподаванию истории;
–
раскрыть теоретические и методические особенности изложения
основных курсов истории;
– подготовить студентов к педагогической практике, к самостоятельной
разработке основных методических документов (программа
курса, план урока, планы семинарских занятий, других технологий учебной
работы);
– отработать приемы установления контакта с детской и подростковой
аудиторией.
Роль курса методики преподавания истории в профессиональной
подготовке выпускников исторического факультета заключается в том, что
этот курс призван подготовить студентов к преподавательской деятельности
на уровне квалификационных требований, предъявляемых к
преподаванию истории в средних и высших учебных заведениях. Данный
курс базируется на знаниях, приобретенных студентами в процессе освоения
таких дисциплин, как всеобщая и отечественная история, этнология,
вспомогательные исторические дисциплины и т. д. Одновременно курс
тесно связан с учебными дисциплинами педагогического комплекса – с
психологией и общей педагогикой. Особенность данного курса состоит в
том, что он призван подытожить методическое содержание всех преподаваемых
на факультете общих и специальных учебных курсов.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
Методика преподавания истории – научная дисциплина, определяющая
задачи и содержание школьных курсов истории, методы, приемы
и средства обучения.
3
Стр.3
Построение и задачи курса истории России (VI–XI классы)
Место и значение курса отечественной истории в системе исторического
образования. Основное содержание и взаимосвязь курсов отечественной
и всеобщей истории. Структура курса истории России. Внутрипредметные
и межпредметные связи курса истории России.
Система исторических фактов, глубина их раскрытия в зависимости
от возраста учащихся. Основные понятия и ведущие идеи курса, нарастающая
степень усложнения понятий в зависимости от ступени обучения.
Раскрытие исторических закономерностей развития общества. Проблемно-тематическая
группировка учебного материала в старших классах.
Раскрытие патриотических традиций, формирование у учащихся
идеи общности исторических судеб народов России.
Развитие умений учащихся.
Изучение краеведческого материала.
Построение и задачи школьных курсов новой и новейшей истории
(VII–XI классы)
Периодизация курса всеобщей истории. Проблемно-тематическая
группировка учебного материала. Система изучения основных понятий и
ведущих идей. Раскрытие закономерностей развития капитализма, его основных
этапов. Усиление взаимосвязи в преподавании истории России и
всеобщей истории через систему вводных и обобщающих уроков. Внутрипредметные
и межпредметные связи. Возможности объединения отдельных
тем с курсом истории России.
Связь изучения курса всеобщей истории с современностью.
Развитие умений учащихся.
Роль курса всеобщей истории в политическом, идейно-нравственном,
эстетическом, экономическом образовании.
Построение и задачи факультативных курсов истории
Цели и задачи факультативных курсов истории. Общая характеристика
программ факультативных курсов. Принципы их построения,
соотношение с основными курсами. Факультативные курсы как важнейшее
средство повышения интереса учащихся к предмету.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Роль исторических знаний в формировании гражданского самосознания
учащихся. Структура и функции исторических знаний. Их роль в
реализации задач обучения, воспитания и развития учащихся.
Компоненты учебного исторического материала: конкретные исторические
представления, исторические понятия, закономерности общественного
развития.
6
Стр.6
Специфика исторических фактов и их роль в обучении истории. Виды
исторических фактов. Взаимосвязь событий и явлений. Соотношение
конкретных фактов и обобщений в процессе обучения истории.
Виды исторических представлений и их роль в процессе формирования
исторических знаний. Освещение в методической литературе вопроса о методике
создания исторических представлений. Пути создания представлений
о фактах прошлого, об историческом времени и пространстве.
Исторические понятия как важнейший компонент учебного материала.
Диалектическая взаимосвязь усвоения фактов и понятий. Формирование
исторических понятий как составная часть формирования научного
мировоззрения и развития мышления учащихся в процессе обучения истории.
Разработка вопроса о формировании понятий в современной психолого-педагогической
и методической литературе. Психологические особенности
усвоения школьниками исторических понятий. Их классификация.
Основные методические условия, приемы и средства формирования
понятий. Выявление существенных признаков понятий. Развитие и обогащение
понятий в процессе обучения. Выработка у учащихся умений оперировать
понятиями.
Объективные исторические связи и закономерности общественного
развития – важнейший компонент исторического материала. Виды исторических
связей: локальные, временные, причинно-следственные. Понятия
об исторической закономерности. Изучение законов общественного развития
в школьных курсах истории – важнейшее звено формирования у учащихся
понимания истории. Методические условия усвоения учащимися
закономерностей общественного развития.
Методическая наука о месте, времени, степени глубины раскрытия
закономерностей исторического развития в школьных курсах истории. Методика
подведения учащихся к усвоению закономерностей исторического
процесса. Методика раскрытия связей и закономерностей исторического
развития с учетом возраста учащихся. Постепенное углубление знаний об
исторических законах и повышение теоретического уровня обобщения в
старших классах. Формирование у учащихся мировоззренческих оценок и
выводов.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Характеристика развивающего типа обучения. Развитие способностей
и умений учащихся в процессе обучения истории. Классификация
умений. Различные точки зрения на классификацию умений в
дидактической и методической литературе. Соотношение общих и предметно-исторических
умений и навыков рационального учебного труда.
Преемственность и усложнение формирования умений и навыков учебного
7
Стр.7
труда по годам обучения. Формирование познавательного интереса учащихся
к истории и современности. Развитие интеллектуальных умений в
процессе обучения истории.
Характеристика учебных умений: локализовывать исторические события,
соотносить процессы с периодом, эпохой на основе знаний научной
периодизации истории; работать с различными источниками знаний, объяснять
исторические факты на основе разностороннего изучения источников
и применения теоретических знаний; выявлять сущность исторических
явлений и оценивать их; излагать исторический материал по сквозным вопросам
курса; конспектировать, составлять тезисы, реферировать исторический
материал.
Методика и этапы формирования умений учащихся в процессе обучения
истории в школе. Диагностика уровня сформированности умений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Понятие о комплексе средств обучения истории. Их классификация.
Психолого-педагогические возможности средств обучения истории.
Печатные средства обучения: документальные источники, учебники,
учебные пособия, хрестоматии, научно-популярная и художественная литература,
периодические издания.
Наглядные средства обучения. Вещественная, изобразительная, условная
наглядность.
Аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Критерии
выбора средств обучения истории.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
Понятия о методах обучения. Различные точки зрения на классификацию
методов обучения истории. Критерии оптимального выбора методов
обучения. Взаимосвязь двух сторон методов обучения: преподавание
учителя и познавательная деятельность учащихся. Соотношение понятий
«метод» и «прием» обучения. Познавательная, воспитывающая и развивающая
роль методов и приемов в учебном процессе по истории. Взаимосвязь
средств обучения и методических приемов деятельности учителя и
учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Роль устного преподавания в обучении истории. Приемы изложения
учебного материала: рассказ; сжатое сообщение; конспективное, образное
и сюжетное повествование; картинное и аналитическое описание; характеристика;
объяснение; рассуждение. Их взаимное сочетание. Школьная лекция.
Объяснительно-иллюстративный и проблемный характер изложения.
8
Стр.8