УЧРЕДИТЕЛЬ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Н. И. Коновалова
доктор филологических наук, профессор
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Т. А. Гридина
отдел лингвистики, доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко отдел литературы, доктор филологических наук, профессор
Н. В. Барковская отдел литературы, доктор филологических наук, профессор
А. В. Тагильцев
Л. Д. Гутрина
К. С. Когут
ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
П. А. Лекант
М. Н. Липовецкий доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США),
М. А. Литовская
Г. Л. Нефагина
Б. Ю. Норман
доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва),
доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша),
доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник (СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут
доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
М. Г. Соколянский доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
М. А. Черняк
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015
© Филологический класс, 2015
доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург).
АДРЕС РЕДАКЦИИ
отдел литературы, кандидат филологических наук, доцент
отдел методики литературы, кандидат филологических наук, доцент
технический редактор
Стр.2
Филологический класс
№ 1 (39) 2015
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Подшивалова Е. А. Категория жанра в понимании Н. Л. Лейдермана ................... 7
К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ПОБЕДЫ
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Маркова Т. Н. Русская военная проза 1990–2000-х годов ............................. 12
Петров И. В. «Война вошла в мальчишество мое...»:
образ подростка в поэзии 1950–1960-х годов. ...................................... 17
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Турышева О. Н. Литературные герои читают Достоевского .......................... 24
Налегач Н. В. Событие чтения как цель спецкурса по литературе
в современной школе .......................................................... 29
СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ
Зуева Т. А., Воробьев А. М. Психолингвистический эксперимент как способ
выявления эффективности ойконима ............................................. 33
Демидова К. И. Диалектная лексика уральской территории
как источник изучения истории края ............................................. 38
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Федотов О. И. В поисках утраченного времени (стиховедческий комментарий
к стихотворениям Н. Гумилева, предусмотренным школьной программой) ............. 43
Соловьева Ф. Е. Формирование представлений о жизни как экзистенциальной
ценности гуманизма (на примере анализа рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле») . . 53
ИДЕТ УРОК
Меркин Г. С. Исследовательский проект в 5 классе:
русская волшебная сказка «Царевна-лягушка» ..................................... 58
Ложкова Т. А., Осипов В. Н. Сказка как отражение менталитета народа ................ 65
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Ван Лие. Рецепция творчества М. Ю. Лермонтова в Китае:
новейшее литературоведение 1980–2014 гг. (Статья вторая) .......................... 74
Струкова Т. В. Фольклорная и литературная традиция в загадках Василия Левшина ..... 82
Стр.3
Проскурина Е. Н. Фауст-концепт или «Фауст» Гете?
Об одной нерешенной загадке платоноведения ..................................... 89
Когут К. С., Хрящева Н. П. Мотив юродства в пьесе А. П. Платонова
«Ученик Лицея» .............................................................. 93
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Лобин А. М. Концепция гениальности в творчестве Д. А. Гранина
(на материале романа «Вечера с Петром Великим») ................................. 100
Кобзарь Е. Р. Сотериологические мотивы в романах В. Набокова «Лолита»
и Е. Водолазкина «Лавр» ....................................................... 105
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Барковская Н. В. Русская литература в восприятии зарубежных русистов
(по материалам софийских конференций 2013–2014 гг.) ............................. 109
Кочетков А. Н. Semper in Motu. Актуальные филологические исследования
болгарских ученых
Р. Божанкова. Хоризонти на дигиталната литература. София:
Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2013. — 320 с.
Л. Димитров. Да разсмиваш Мелпомена, или Чехов на големия път към драмата.
София: Издательство «Факел», 2013. — 422 с.
Илиана Чекова. Първите староруски князе светци (образи, символика, типология).
София: Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 2013. — 264 с. .............. 113
Хрящева Н. П. «Родословная» романа А. Платонова «Чевенгур»: опыт прочтения
Алейников О. Ю. Андрей Платонов и его роман «Чевенгур».
Монография. — Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. — 222 с.: ил. ..................... 121
Стр.4
Philological class
№ 1 (39) 2015
PROJECTS. PROGRAMMS. HYPOTHESIS
Podshivalova E. A. Category of genre within the speculation of N. L. Leiderman ............ 7
ON THE 70TH ANNIVERSARY
OF VICTORY IN GREAT PATRIOTIC WAR
Markova T. N. Russian military prose 1990–2000th
Petrov I. A. “The war came into my boyish...”: image teenager in poetry 1950–1960th
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
.................................... 12
......... 17
Turysheva O. N. Literary heroes read Dostoyevsky .................................... 24
Nalegach N. V. The event of reading as the purpose of teaching literature
in the contemporary secondary school .............................................. 29
MODERN LANGUAGE SITUATION
Zueva T. A., Vorobiev A. M. Psycholinguistic Experiment as the Way of the Revelation
of the Efficiency of the Oikonym .................................................. 33
Demidova K. I. Dialectal vocabulary Ural territory as a source of knowledge
of the history of the region ....................................................... 38
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Fedotov O. I. In Search of the Lost Time (versification comment
to poems of N. Gumilev by school programs) ........................................ 43
Solovyova F. E. Forming notions about life as an existential value of humanism
(the analysis of A. P. Platonov’s story “A flower on the Earth” in the 5th form) .............. 53
A LESSON IN PROGRESS
Merkin G. S. Investigational project in the 5th grademrussian fairy-tale “frog-princess” ....... 58
Lozhkova T. A., Osipov V. N. The tale as a reflection of the mentality of the people ........... 65
FROM THE DESKTOP OF SCIENTIST
Wang Liye. The reception of M. Yu. Lermontov’s creativity in China:
the newest literary criticism (article second) ......................................... 74
Strukova T. V. Folklore and literary tradition in the riddles of Basil Levshin ................. 82
Стр.5
Proskurina E. N. Faust-concept or «Faust» by Goethe?
On an unsolved riddle Platonov-science ............................................. 89
Kogut K. S., Hryascheva N. P. Motif of the whacky in A. Platonov’s play “Apprentice Lyceum” 93
THE TRAJECTORY OF MODERN LITERARY PROCESS
Lobin A. M. The Concept of Genius in D. A. Granin’s Work
(based on the novel “Evenings with Peter the Great”) .................................. 100
Kobzar E. R. Soteriological motifs in the novels of V. Nabokov “Lolita”
and E. Vodolazkin “Laurus” ...................................................... 105
REVIEWS
Barkovskaya N. V. Russian literature in the perception of foreign specialists in Russian philology
(based on the Sofia Conferences 2013–2014) ......................................... 109
Kochetkov A. N. Semper in Motu. Topical Philological Studies of Bulgarian Scholars ......... 113
Hryascheva N. P. “Pedigree” of the novel A. Platonov “Chevengur”: experience of reading
(Aleinikov O. Yu. Andrey Platonov and his novel “Chevengur”. Monograph. — Voronezh: NaukaUnipress,
2013. — 222 p.) ....................................................... 121
Стр.6