Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

"Велика жатва, а работников мало" : Миссия в Восточной Европе в православном контексте : Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 31 мая - 1 июня 2007 г.) (290,00 руб.)

0   0
АвторыКопировский Александр Михайлович, Мусина Лариса Юрьевна
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц312
ID277194
АннотацияВ сборнике публикуются материалы конференции, посвященной церковной миссии в православном контексте. На ней, с одной стороны, подводились некоторые итоги миссионерской деятельности церкви за время, прошедшее после падения коммунистических режимов в Восточной Европе, а с другой – была сделана попытка сформулировать и обсудить проблемы и задачи, которые стоят перед церковью сегодня. На конференции прозвучали академические доклады по миссиологии и связанным с миссией богословским вопросам, а так-же сообщения практических миссионеров, имеющих значительный опыт в сфере христианского свидетельства и говоривших о проблемах непосредственно исходя из этого опыта. Сборник представляет тексты выступлений вместе с сопровождавшей их дискуссией и материалы трех круглых столов.
ISBN978-5-89100-104-6
УДК266
ББК86.37
"Велика жатва, а работников мало" : Миссия в Восточной Европе в православном контексте : Материалы Международной богословско-практической конференции (Москва, 31 мая - 1 июня 2007 г.) / ред.: А.М. Копировский, Л.Ю. Мусина .— Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010 .— 312 с. — ISBN 978-5-89100-104-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/277194 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ СИНДЕСМОС ЦЕРКОВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИССИОНЕРСКОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА “ВЕЛИКА ЖАТВА, А РАБОТНИКОВ МАЛО” МИССИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В ПРАВОСЛАВНОМ КОНТЕКСТЕ Материалы международной богословско-практической конференции Москва 31 мая – 1 июня 2007 г. СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2010 УДК 266 ББК 86.37 В27 «Велика жатва, а работников мало»: Миссия в Восточной Европе в православном контексте: Материалы Международной бо гословскопрактической конференции (Москва, 31 мая – 1 июня 2007 г.). <...> ISBN 978-5-89100-104-6 © Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Пле н а р н о е з а с е дание ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИССИИ. <...> ЦЕЛИ И ПЛОДЫ МИССИИ, КРИТЕРИИ ЕЕ УСПЕШНОСТИ Открытие конференции: Приветствие участникам конференции ректора Свято-Филаретовского православно христианского института свящ. <...> 11 Приветствие президента Всемирного братства православной молодежи Синдесмос Христофора Д’Алоизио . <...> 16 Давид Гзгзян Экклезиологические основания православной миссии . <...> 34 Натан Хопп Миссия в Восточной Европе в контексте всемирной миссии . <...> Василе Михок Таинственное служение и всеобщее священство в миссии Церкви . <...> Владимир Федоров Образование как миссия Церкви . <...> 121 Пле н а р н о е з а с е дание ВОЗМОЖНО ЛИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МИССИИ? <...> Пастор Дарелл Джексон Вдохновляющие примеры сотрудничества в миссии и свидетельстве . <...> 185 Петрос Василиадис Всемирная миссия и задача православных христиан . <...> 227 Кру глый с тол ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МИССИОНЕРОВ . <...> 301 Пленарное заседание ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИССИИ ЦЕЛИ И ПЛОДЫ МИССИИ, КРИТЕРИИ ЕЕ УСПЕШНОСТИ 31 мая 2007 г. Открытие конференции Приветствие участникам конференции ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института свящ. <...> Мне показалось, что было бы <...>
Велика_жатва,_а_работников_мало__Миссия_в_Восточной_Европе_в_православном_контексте__Материалы_Международной_богословско-практической_конференции_(Москва,_31_мая_-_1_июня_2007_г.).pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Стр.301
Стр.302
Стр.303
Стр.304
Стр.305
Стр.306
Стр.307
Стр.308
Стр.309
Стр.310
Стр.311
Стр.312
Велика_жатва,_а_работников_мало__Миссия_в_Восточной_Европе_в_православном_контексте__Материалы_Международной_богословско-практической_конференции_(Москва,_31_мая_-_1_июня_2007_г.).pdf
СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВСЕМИРНОЕ БРАТСТВО ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ СИНДЕСМОС ЦЕРКОВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИССИОНЕРСКОГО ОТДЕЛА МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА “ВЕЛИКА ЖАТВА, А РАБОТНИКОВ МАЛО” МИССИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В ПРАВОСЛАВНОМ КОНТЕКСТЕ Материалы международной богословско-практической конференции Москва 31 мая – 1 июня 2007 г. СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКВА 2010
Стр.1
УДК 266 ББК 86.37 В27 «Велика жатва, а работников мало»: Миссия в Восточной Европе в православном контексте: Материалы Международной бо гословскопрактической конференции (Москва, 31 мая – 1 июня 2007 г.). М.: Свято-Филаретовский православно-хри стианский институт, 2010. – 312 с. ISBN 978-5-89100-104-6 В сборнике публикуются материалы конференции, посвященной церковной миссии в православном контексте. На ней, с одной стороны, подводились некоторые итоги миссионерской деятельности церкви за время, прошедшее после падения коммунистических режимов в Восточной Европе, а с другой – была сделана попытка сформулировать и обсудить проблемы и задачи, которые стоят перед церковью сегодня. На конференции прозвучали академические доклады по миссиологии и связанным с миссией богословским вопросам, а также сообщения практических миссионеров, имеющих значительный опыт в сфере христианского свидетельства и говоривших о проблемах непосредственно исходя из этого опыта. Сборник представляет тексты выступлений вместе с сопровождавшей их дискуссией и материалы трех круглых столов. Тексты публикуются в редакции авторов. ISBN 978-5-89100-104-6 © Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Пле н а р н о е з а с е дание ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИССИИ. ЦЕЛИ И ПЛОДЫ МИССИИ, КРИТЕРИИ ЕЕ УСПЕШНОСТИ Открытие конференции: Приветствие участникам конференции ректора Свято-Филаретовского православно христианского института свящ. Георгия Кочеткова .....................................9 Приветствие председателя Миссионерского отдела Московского патриархата архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна .................................................. 11 Приветствие президента Всемирного братства православной молодежи Синдесмос Христофора Д’Алоизио ........................................ 12 Приветствие секретаря Белгородской и Старооскольской епархии свящ. Дмитрия Карпенко .................................................... 14 Приветствие от Церковного миссионерского общества в Лондоне (Church Mission Society, СМS) ................................ 15 Анастасий (Яннулатос), архиеп. Тиранский и всей Албании Всемирное видение провозвестия Евангелия. Самокритичный восточно-православный взгляд на проблему...............................................................................16 Давид Гзгзян Экклезиологические основания православной миссии .........34 Натан Хопп Миссия в Восточной Европе в контексте всемирной миссии ....................................................................47
Стр.3
Прот. Василе Михок Таинственное служение и всеобщее священство в миссии Церкви ..................................................61 Пле н а р н о е з а с е дание МИССИЯ И КУЛЬТУРА. МИССИЯ В РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ Прот. Владимир Федоров Образование как миссия Церкви ............................................89 Никита Струве Проблема миссии в русской эмиграции .................................102 Свящ. Виктор Максимовский Современная православная миссия в свете новой русской эмиграции (на примере Финляндии) ....................... 111 Кру глый с тол МИССИЯ И СМИ .................................................................. 121 Пле н а р н о е з а с е дание ВОЗМОЖНО ЛИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В МИССИИ? Пастор Дарелл Джексон Вдохновляющие примеры сотрудничества в миссии и свидетельстве ....................................................... 161 Дьякон Антонио Санти Теряет время тот, кто недостаточно любит ...........................185 Петрос Василиадис Всемирная миссия и задача православных христиан ......................................................... 191 Кру глый с тол МИССИЯ НА ПРИХОДЕ, В МОНАСТЫРЕ И В ДРУГИХ ДУХОВНЫХ СООБЩЕСТВАХ (БРАТСТВАХ, ОБЩИНАХ, ДР.). МИССИЯ И БОГОСЛУЖЕНИЕ. МИССИОНЕРСКИЙ ПРИХОД ......... 227
Стр.4
Кру глый с тол ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МИССИОНЕРОВ .................... 267 Заключительное слово свящ. Георгия Кочеткова.................... 299 Участники круглых столов и дискуссий ................................301
Стр.5
Стр.6
Пленарное заседание ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИССИИ ЦЕЛИ И ПЛОДЫ МИССИИ, КРИТЕРИИ ЕЕ УСПЕШНОСТИ 31 мая 2007 г.
Стр.7
Стр.8
Открытие конференции Приветствие участникам конференции ректора Свято-Филаретовского православно-христианского института свящ. Георгия Кочеткова Дорогие братья и сестры! Мы открываем конференцию «Велика жатва, а работников мало», посвященную чрезвычайно актуальной теме миссии в Восточной Европе в православном контексте. Вначале мы просим учредителей и представителей организаций, поддерживающих эту конференцию, сказать несколько слов. Я сам скажу очень коротко. Идея провести подобную конференцию в Москве появилась несколько лет назад. После известной встречи, организованной Синдесмосом в Белгороде и посвященной миссии в Восточной Европе, сразу стало ясно, что эту тематику нужно продолжать, ее нужно обязательно развивать, ее нельзя остановить на полуслове. Буквально через две недели после встречи в Белгороде я был на миссионерской конференции, организованной британским Церковным миссионерским обществом (Church Mission Society, СМS) в Бангалоре в Южной Индии, и там тоже было много чрезвычайно интересного. Мне показалось, что было бы очень важно соединить наш российский опыт с мировым миссионерским опытом, потому что конференция в Индии показала, что мировой опыт весьма значителен, что миссионерские усилия в Азии очень велики и приносят достаточно большие плоды, хотя и требуют, конечно, определенного мужества и, главное, большой веры. Там были и всякого рода практические моменты, но, наверное, учитывая контекст нашей здешней жизни, и это очень полезно, и нам бы следовало обратить внимание не только на общие богословские и традиционно-исторические моменты, но и на ту современность в которой мы живем, прежде всего, в Восточной Европе, России и странах СНГ, но не только. В Русской церкви давно осознана потребность в собирании миссионерского опыта, давно есть люди, которые беспокоятся, оттого что мы это делаем слишком медленно и не всегда успешно. Слава Богу, совсем недавно Синодом нашей церкви была принята миссионерская концепция. Над ней долго работали, иногда ее серьезно критикуют, но понятно, что это, так сказать, один из документов в ряду других,
Стр.9
10 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ и воспринимать его изолированно от обстоятельств, может быть, было бы неправильно. В любом случае этот документ открывает новые возможности для миссии на местах в епархиях и устанавливает важные акценты. Наше сотрудничество с руководством Миссионерского отдела тоже показало, что есть общий интерес к этим вопросам, и я рад, что этот отдел поддержал нашу инициативу по проведению конференции, так же как и Синдесмос, и CMS. Я приветствую всех собравшихся, всех присутствующих. Надеюсь, что наши дискуссии будут плодотворными, что они будут откровенными, что они будут рождены не просто желанием показать, что у нас вообще есть что-то хорошее в прошлом или настоящем, а именно желанием углубиться в те реалии жизни, которые не всегда просты, часто противоречивы, где есть много не установившихся точек зрения, как показала миссионерская секция Рождественских чтений, прошедших зимой этого года. Все усилия, которые уже прикладываются в этой области, сами по себе очень хороши, и очень хотелось бы, чтобы плоды этих усилий были больше, чтобы люди чувствовали, что православная миссия готова исполнить слово Христово о послании со свидетельством о нашей вере и при этом что мы открыты к другим людям, что мы совершенно не собираемся отчуждаться и от христиан других конфессий, и вообще от тех людей, рядом с которыми живем. Для нас это тоже было принципиально важным. Этот момент вызывал сомнения, дискуссию. Есть разные точки зрения на межконфессиональное сотрудничество в нашей стране среди членов нашей церкви, иногда среди весьма видных ее членов. Тем не менее, когда мы готовили эту конференцию, нам казалось, что очень важно присутствие на ней и католиков, и протестантов разных деноминаций, особенно российских протестантов и католиков, которые, конечно, имеют определенный опыт миссии, причем миссии не прозелитической, а настоящей Евангельской; отождествлять эти вещи, на мой взгляд, не вполне корректно. Поэтому мы надеемся на общее участие, на то, что хотя объявлен православный контекст проблемы, это ни в коем случае не будет означать, что кто-то из представителей неправославных церквей будет отодвинут как бы на второй план. Пусть будут дискуссии, пусть будут разные точки зрения, ничего плохого в этом нет, для того и собираются такие конференции. Эта конференция научно-практическая, она не просто некое общественное явление, я хочу это подчеркнуть, поэтому мы приглашали людей наиболее компетентных, людей которые действительно делают много на этом поле служения Церкви. Слава Богу, почти все они
Стр.10
ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ 11 откликнулись положительно и приехали. Таким образом, я надеюсь, наша конференция сможет нормально работать все запланированное время и мы сможем ответить пред Господом и перед нашей Церковью за приложенные усилия, за то время, которое мы потратим здесь вместе, ответить положительными плодами, ответить благодатью Евангельского слова, в котором так нуждаются все люди. Приветствие председателя Миссионерского отдела Московского патриархата архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех собравшихся для участия в международной богословско-практической конференции, посвященной обсуждению проблем православного свидетельства в современном мире. Миссия – это жизнь Церкви, и каждый православный христианин призван стать благовестником Царствия Божиего, пришедшего в силе (Мк 9:1). XXI век ставит перед нами свои проблемы, обращается к нам с новыми вызовами, на которые мы должны дать правильные ответы, имеющие основание в православном Предании и освященные миссионерским опытом Церкви. Специфика сегодняшнего дня отражена в названии конференции: «Велика жатва, а работников мало». Действительно, множество людей испытывает сегодня жажду Богообщения, жажду вхождения в Церковь, жажду познания Евангелия. И в ответ на это мы не имеем права, по слову Священного писания, просящим хлеба подать камень (Лк 11:11). Наше благовествование должно быть исполнено любви ко Христу, любви к каждому человеку, пускай еще далеко отстоящему от Церкви. Надеюсь, что нынешняя международная богословско-практическая конференция, на которой будут обсуждаться различные проблемные вопросы современного состояния православной миссии, даст новый импульс развитию нашего свидетельства о Христе, укрепит в нас дух миссионерского горения, столь необходимого каждому человеку, воспринявшему призыв Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20). Божие благословение да пребывает со всеми организаторами и участниками конференции!
Стр.11
12 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ Приветствие президента Всемирного братства православной молодежи Синдесмос Христофора Д’Алоизио Наша конференция посвящена церковной миссии, и, значит, в центре обсуждения будет фундаментальный аспект наследия Христа, а не что-то необязательное, факультативное. Тема миссии Церкви заставляет нас вернуться к обсуждению природы и естества Церкви. Я процитирую небольшой отрывок из Писания, который почти одинаково звучит во всех четырех Евангелиях и в начале книги Деяний апостолов. В Евангелии от Матфея Христос, посылая своих учеников на свидетельство еще прежде Своего Воскресения, говорит: «...На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф 10:5–7). Это сказано до Воскресения, когда еще не все совершилось. После же Воскресения, после того, как Христос в Самом Себе обрел возможность давать жизнь человечеству, Он, новый Адам, говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:18–20). Не входя в нюансы греческого языка, на котором написано Евангелие, я хочу подчеркнуть здесь два очень важных слова. Эти слова не редки, наоборот, довольно распространены, но они очень важны для понимания логики этого отрывка. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, – говорит Христос, т. е. поэтому, поскольку мне дана вся власть, – идите и научите все народы». «Итак» (по-гречески ουν) это первое слово, которое я хотел бы подчеркнуть. Третий из этих стихов начинается очень важным словом «и» (по-гречески και): «И вот, Я с вами…». «Я с вами, если вы пойдете». Это простая логика, это совсем несложно понять. Мы так часто это читаем, слышим об этом буквально с первых своих шагов в Церкви и такое важное слово часто забываем. «И Я буду с вами», т. е. если вы пойдете, если выйдете, как Авраам, как другие персонажи Писания, из своей земли. Только выйдя из своей реальности, я могу быть в общении с Тем, Кому дана вся власть на земле и на небе. Этот отрывок из Евангелия имеет очень четкую внутреннюю логику. Если мы не пойдем, Христа не будет посреди нас. Это предельно ясно, невозможно прочитать как-то иначе. «И Я буду с вами» – если вы уйдете, покинете свою страну, свою реальность. Это единственно возможное понимание миссии. Очень часто мы в церкви называем миссией
Стр.12
ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ 13 то, что миссией не является. Мы часто называем миссией то, что помогает нашему собственному созиданию, созиданию нашей общины, нашей семьи. Но это не то, о чем говорит Христос. Он требует от нас уйти. И если мы не уходим, Он не с нами. И еще одно я хочу подчеркнуть – смысл того, что мы называем церковью. Это, может быть, слишком просто, даже наивно, но я здесь представляю организацию православной молодежи, и мне, я надеюсь, простительно говорить об очень простых вещах. «Церковь» – это не то слово, рядом с которым можно поставить другое, не изменив при этом его значения. Церковь есть Церковь, без прилагательных, то есть, к примеру, не «греческая Церковь» или «украинская Церковь», а единая Церковь Христова в Греции или на Украине. Ее фундаментальным аспектом является то, что она воплощена, что она существует как поместная церковь в Греции или на Украине, и в то же время это Церковь Христа. Это два фундаментальных аспекта Церкви: то, что это Церковь Христова и в ней мы вступаем в общение с полнотой Христовой, с Воскресшим Господом, и то, что это Церковь, находящаяся в определенном месте, существующая в поместной реальности. Любые другие характеристики Церкви ограничивают ее полноту. Почему я говорю это? Потому что мы слишком часто употребляем слово «церковь» во множественном числе. Мы забываем, что Церковь Христова одна, не бывает двух или нескольких Церквей, есть только одна. В этом месте или в другом, но это та же самая кафолическая Церковь. А сегодня мы зачастую видим – я сейчас уже говорю о православии, о нашей, православной церкви – некоторое соревнование, соперничество внутри Церкви, что не совсем понятно с миссионерской точки зрения. Это изменяет само значение Церкви. Ведь Церковь, входя в локальную, поместную реальность, воплощает в ней полноту воскресшего Христа, ибо она и есть кафолическая Церковь. На этой конференции, как и на той, которую Синдесмос организовывал в 2004 г. в Белгороде, мы рассматриваем миссию в Восточной Европе в контексте посткоммунистического общества. Если же следовать тому определению миссии, которое мы дали, или, на самом деле, которое Христос дает нам в своей заповеди, то, в каком-то смысле, здесь говорить о миссии невозможно, потому что мы не в пустыне, где Евангелие еще не проповедано и о нем никто не слышал. Но в то же время мы знаем – и вы это знаете гораздо лучше меня, – что коммунистическая система во многом выкорчевала Евангелие из сердец наших сограждан в Восточной Европе. В результате мы находимся в совершенно новой исторической реальности. В классическом случае, говоря о миссии, мы имеем в виду
Стр.13
14 ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ места, где о Христе никогда не слышали, здесь же у нас пограничная ситуация: мы находимся там, где о Христе не то чтобы не слышали, но скорее забыли. А это значит, что мы не только пытаемся донести людям, кто такой Христос и что такое Церковь, но должны говорить и том, кем Христос не является и чем не является Церковь. Это довольно новая ситуация в истории Церкви. Она требует от нас новых форм, новой методологии. Нам нужно дерзновенно, не боясь, задаваться новыми вопросами. Потому что, если мы действительно исполняем ту заповедь Христову, о которой говорили вначале, то знаем, что Он с нами. С нами, если мы готовы выходить за пределы своей страны, своего общества, если община готова поделиться своим богатством с другими, если мы способны смотреть на самых бедных членов общества, как на Христа, – ведь все это отражает смысл того Евангелия, которое дано нам Христом. Мне кажется, что в Евангелии от Матфея это выражено достаточно ясно. Я хочу, приветствуя эту конференцию, высказать горячее пожелание всем нам: обсуждая миссию, особое внимание уделить экклезиологии, настоящей экклезиологии, которая только и может дать нам настоящее понимание миссии и научить отличать миссию Христову от того, что совершается по чьей-то чужой воле, не по воле Церкви. Это чрезвычайно важно. Иначе Христа не будет посреди нас, а я верю, что Он посреди нас и что мы будем об этом думать и говорить. Приветствие секретаря Белгородской и Старооскольской епархии свящ. Дмитрия Карпенко Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Я присоединяюсь к словам приветствия владыки Иоанна и хочу от себя лично высказать пожелание, надежду, что наше сегодняшнее собрание состоится не для того, чтобы показать друг другу, какие мы хорошие, как мы хорошо всё делаем, а чтобы действительно поделиться теми проблемами, которые есть в нашем с вами церковном свидетельстве, в нашей с вами церковной жизни. Потому что действительно, как сказал здесь президент Синдесмоса, у нас есть некое соревнование друг с другом разных партий – консерваторов, либералов, – и вот в этом противостоянии мы забываем о нашей главной цели, для чего мы вообще находимся в Церкви. Мы живем в Церкви не для того, чтобы друг с другом соревноваться, а для того, чтобы научиться жить с Богом, потому что
Стр.14
ПРИВЕТСТВИЯ УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ 15 наша земная жизнь – это единственная возможность научиться этому. Если мы здесь не сможем достичь этой главной цели, научиться, как жить вместе с Богом, то этого мы уже не сможем сделать никогда. И поэтому, я надеюсь, что все те слова, которые будут сказаны на этой конференции, мысли, которые будут здесь озвучены, помогут нам понять главное – что мы должны в каждом человеке научиться видеть образ и подобие Божие, значит, образ и подобие самого Христа. Этот образ есть даже в самом неприглядном для нас человеке, который, может быть, находится, на наш взгляд, очень далеко от Церкви. Вот, если мы научимся видеть образ и подобие Бога в каждом человеке, то, я надеюсь, наше с вами собрание здесь будет небесполезным. Приветствие от Церковного миссионерского общества в Лондоне (Church Mission Society, СМS) Мы шлем приветствие всем участникам конференции «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте» из штаб-квартиры CMS в Лондоне. Мы понимаем, насколько важна эта конференция. Во многом она является достойным продолжением международной конференции «Объединенные миссией» *, проходившей в Москве в апреле 2001 года. Думается, не случайно, что в организации этой конференции объединили усилия Синдесмос, Свято-Филаретовский институт, CMS и Миссионерский отдел РПЦ. Для меня это служит выражением экуменической надежды на наступление нового времени в миссии церкви, когда православные и протестантские миссионерские движения станут сотрудничать в области миссии, исходя из внутренней потребности церкви в данном регионе и при поддержке извне. Затаив дыхание, мы ожидаем результатов работы конференции, в особенности практических предложений о том, как двигаться вперед. Филипп Симпсон, региональный директор CMS в Евразии * Имеется в виду конференция «Объединенные миссией. Консультация православных Церквей с CMS» (Москва, 25–30 апреля 2001 г.), организованная CMS совместно с Отделом внешних церковных сношений Московского патриархата Русской православной церкви. – Прим. ред.
Стр.15
УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ АДАМЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Камышин) – бакалавр богословия, преподаватель кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики Свято-Филаретовского православнохристианского института. Область интересов – миссия, катехизация, христианское образование, просвещение. АРХАНГЕЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (Москва) – журналист, публицист, критик, литературовед, писатель. Кандидат филол. наук, профессор кафедры информационной политики и информационных исследований Высшей школы экономики. Член Союза российских писателей. Академик-учредитель (1997) и президент (1997– 1999) Академии русской современной словесности (АРСС). С 2002 г. автор, руководитель и ведущий программы «Тем временем» (телеканал «Культура»). Отмечен премиями журнала «Литературное обозрение» (1984), «Литературной газеты» (1990), журналов «Знамя» (1996), «Новый мир» (1996), «Дружба народов» (1997). Член Академии Российского телевидения с 2007 г.
Стр.301
302 УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ ИГУМЕН АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ) (Белгород) – насельник Свято-Троицкого Холковского пещерного монастыря Белгородской епархии, клирик Белгородской и Старооскольской епархии, преподаватель миссиологии Белгородской православной духовной семинарии. С 2009 г. временно и. о. настоятеля Спасского храма в Тикси (Якутия). Область интересов – христианская антропология в ситуации постмодерна. БУРОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ (СанктПетербург) – старший научный сотрудник Государственного музея истории религии, заместитель главного редактора газеты «Кифа», отв. редактор сборника трудов международной научнопрактической конференции «Старообрядчество: история и современность». Область интересов – миссия, катехизация, экклезиология, история Русской церкви середины XIX–XX вв., богословие Серебряного века и его продолжение в русской эмиграции, история С.-Петербурга, конфессиональная политика в России в XVIII–XX вв. ВАСИЛЕВИЧ НАТАЛЬЯ (Минск) – журналист, редактор белорусского христианского портала «Царква». Автор работ: «Кантроль, неакрэсленасць, рызыка. Моладзевыя хрысціянскія ініцыятывы ў Беларусі», «Сацыяльная работа Цэрк ваў» (Асамблея: Часопіс грамадскіх акты вістаў. 2008. № 3; 2009. № 1). Участник международных конференций. Область интересов – православное богословие, социология религии, экуменизм.
Стр.302
УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ 303 ВЛАСОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Москва) – главный редактор агентства религиозной информации «Благовест-Инфо». Область интересов – сфера церковных коммуникаций. ГАСАК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ (Москва) – проректор Свято-Фила ретовского православнохристианского института. Председатель православного просветительско-благотворительного братства «Сретение», заместитель председателя Преображенского содружества малых православных братств. Участник международных научнобогословских конференций. Область интересов – экклезиология, миссия и катехизация. Д’АЛОИЗИО ХРИСТОФОР (Брюссель) – президент Всемирного братства православной молодежи Синдесмос, инспектор по религиозному образованию Министерства образования Бельгии, преподаватель Богословского православного института св. Иоан на Богослова (Бельгия). В 2007 г. рукоположен во священника Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (экзархат Вселенского патриархата). Область интересов – богословие служения и общая экклезиология, педагогика религиозного образования.
Стр.303
304 УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ ЗАЙДЕНБЕРГ СЕМЕН ИОСИФОВИЧ (Москва) – преподавал сакраментологию, а также литургику и миссиологию, катехетику и гомилетику в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. В 1998–2000 гг. – зам. главного редактора журнала «Православная община». Автор статей по проблемам миссии, катехизации, каноники и жизни современной церкви. Участник международных научных и богословских конференций. ПРОТОИЕРЕЙ ДМИТРИЙ КАРПЕНКО (Белгород) – заместитель главного редактора молодежного журнала «Новый Ковчег», преподаватель Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью), сотрудник Синодального Миссионерского отдела. Область интересов – литургическое богословие, православная экклезиология, миссия в молодежной среде и средствах массовой информации. Автор публикаций в периодических печатных и сетевых изданиях «Новый Ковчег», «Церковный вестник», «Миссионерское обозрение», «Православие и мир» и др. СВЯЩЕННИК ВЛАДИСЛАВ КАХОВСКИЙ (Мы тищи, Московская область) – настоятель храма Всех святых. Бакалавр богословия СвятоТихоновского православного университета. Область интересов – литургическое богословие.
Стр.304
УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ 305 КОЖУХАРОВ ВАЛЕНТИН ЦВЕТАНОВИЧ (София–Москва) – доктор богословия, миссионер Болгарской православной церкви и Церковного миссионерского общества (Church Mission Society, СМS, Великобритания), сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата, доцент Российского православного университета, переводчик «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархим. Иоанна (Маслова) на болгарский язык, автор работ «Миссия Русской православной церкви сегодня», «Эпоха Коменского и современная картина мира в православном воспитании». КОЛЫМАГИН БОРИС ФЕДОРОВИЧ (Москва) – журналист, поэт. Область интересов – литературоведение, история. Автор книги «Крымская экумена: религиозная жизнь послевоенного Крыма» (2004), поэтического сборника «Прогулки» (2004), а также многих публицистических статей в православной и светской прессе, стихов в журналах и отдельных сборниках. В 2008 г. вышла книга «Искушение культурой: Проблемы взаимодействия Церкви и культуры в современной России». КОЛЫМАГИНА АЛЕКСАНДРА ВАЛЕНТИНОВНА (Москва) – главный редактор газеты «Кифа», автор-составитель сборников документов по истории Русской православной церкви на рубеже XX–XXI вв. «Христианский вестник» (№ 2–4). Область интересов – экклезиология и история церкви. Автор публикаций в газетах «Церковный вестник», «Культура», «Общая газета» и др.
Стр.305
306 УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ КОТТ ВИКТОР КОНСТАНТИНОВИЧ (Москва) – преподавал общую исто рию церкви и истории миссии и катехизации в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. Магистр богословия. Область интересов – история РПЦ, экклезиология в связи с каноническим преданием. Автор статей и докладов по истории Русской церкви и по проблеме церковного богослужебного языка. СВЯЩЕННИК ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ (Москва) – основатель, ректор и профессор СвятоФиларетовского православно-христианского института. Зав. кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики. Магистр (кандидат) богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Основатель и духовный попечитель Преображенского содружества малых православных братств. Основатель и главный редактор журнала «Православная община». Автор многих богословских исследований по экклезиологии, проблемам православного богослужения, духовного и гуманитарного образования, педагогике, современной миссии и катехизации взрослых. Переводчик православных литургических текстов на русский язык. ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ КРОПОЧЕВ (Новокузнецк) – заместитель руководителя миссионерского отдела Новокузнецкой и Кемеровской епархии, бакалавр церковной истории. Автор публикаций «Алтайская духовная миссия и ее духовно-просветительская деятельность» (2000), «Программа миссионерской деятельности Русской православной церкви среди коренных народов Кемеровской области» (Миссионерское обозрение. 2007. № 9). Область интересов – миссиология.
Стр.306
УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ 307 МУСИНА ЛАРИСА ЮРЬЕВНА (Москва) – ученый секретарь, зав. кафедрой Священного писания и зав. издательским сектором Свято-Филаретовского православно-хри стианско го института. Участник между народных научно-богословских конференций. Об ласть интересов – библеистика и библейская герме невтика. НИКИТИН ВАЛЕНТИН АРСЕНТЬЕВИЧ (Москва) – сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата, главный редактор православного радио «Логос», член редакции и обозреватель журнала «Наука и религия», член редколлегии журнала «Вестник РХД». Доктор философии, академик РАЕН, Европейской академии информатизации. Награжден церковными и государственными орденами и медалями. Автор книг «Малая Церковь» (1992), «Основы православной культуры» (2001), «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен» (2002), сборника стихов «Сумерки смертного дня» (1990), богословских, религиозно-философских, церковноисторических, культурологических и литературоведческих статей.
Стр.307
308 УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ ОГОРОДНИКОВ АЛЕКСАНДР ИОИЛЬЕВИЧ (Москва) – главный редактор газеты «Община XXI век», директор детского центра «Остров Надежды», включающего приют для девочек и фермерское хозяйство. Лауреат премии «За права человека и религиозную свободу» (1987, Нью-Йорк). Занимается христианской благотворительной и правозащитной деятельностью с 1973 г. Основатель партии «Христианско-демократический союз России» (1989), издатель самиздатовского журнала «Община» (1976–1978), журнала «Бюллетень христианской общественности» (1987–1990) и газеты «Вестник христианской демократии» (1989–1993). СВЯЩЕННИК ФИЛИПП ПАРФЕНОВ (Москва) – заштатный клирик храма иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. Область интересов – литература, философия, богословие. Автор публикаций в журналах «Миссионерское обозрение», «Континент», а также в ряде сетевых изданий. ПОНОМАРЕВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Москва) – сотрудник Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Научный сотрудник, методист миссионерского факультета ПСТГУ. Награждена медалью РПЦ прп. Серафима Саровского II степени. Автор сборника материалов в помощь организации служения в местах лишения свободы (Тюремное служение Русской православной церкви. М., 2009). Область интересов – практическое миссионерство, тюремное служение, христианское консультирование, катехизация через чтение Священного писания.
Стр.308
УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ 309 СВЯЩЕННИК ИОАНН ПРИВАЛОВ (Архангельск) – настоятель Свято-Сретенского храма в селе Заостровье под Архангельском. Окончил магистратуру Свято-Филаретовского православнохристианского института. Область интересов – экклезиология, церковная история, миссия и катехизация. Участник международных научнобогословских конференций. Автор статей богословского и церковно-исторического характера, пастырских и публицистических выступлений в церковных и светских СМИ. РЕГЕТА ЛЕОНИД (Санкт-Петербург) – член церкви христиан веры евангельской, сотрудник отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургского христианского университета. РЫЖИКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (Тверь) – доцент Тверского государственного университета, кандидат физико-математических наук. В 2002–2007 гг. председатель Преображенского содружества малых православных братств. Область интересов – экклезиология, миссия и катехизация.
Стр.309
310 УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ СИТНИКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (Москва) – независимый журналист, член СЖР, член Совета ЕАО МАРС. Автор публикаций «Верующие и атеисты ищут общий язык», «“Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает…”: Беседа с Ф.М. Рудинским» (Здравый смысл. 2005. № 2 (35); 2007. № 1 (42)) и др. Автор многочисленных публикаций на Портале-Credo.Ru, на сайте «Вестник гражданского общества Civitas» и др. Область интересов – религия в феноменологических аспектах ее восприятия; религиоведение, история Церкви, история МП, история политических процессов, конфликтология, некоторые направления психологии, общая философия, теология протестантизма, искусство, поэзия и др. СОЛОДОВНИК СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА (Москва) – журналист, религиозный обозреватель интернет-портала «Ежедневный журнал». Область интересов – взаимоотношения церкви и общества. Автор статей в «Ежедневном журнале», журналах «Отечественные записки», «Pro et contra», «The New times» (2005–2009). ФАЛИКОВ БОРИС ЗИНОВЬЕВИЧ (Москва) – кандидат историч. наук, востоковед, индолог, историк и религиовед, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ, редактор международного отдела газеты «Культура», колумнист интернетиздания «Газета.ru». Область интересов – религия и культура, религия и политика, новые религии. Автор книг «Неоиндуизм и западная культура» (1994), «Христианство и другие религии» (главы об индуизме, буддизме и новых религиях, 1999), «Культы и культура» (2007).
Стр.310
УЧАСТНИКИ КРУГЛЫХ СТОЛОВ И ДИСКУССИЙ 311 ШИЛКИНА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА (Москва) – кандидат филос. наук, магистр богословия . Декан факультета религиоведения, зав. кафедрой религиоведения, доцент кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики, зав. миссионерским колледжем при факультете религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского ин ститута. Область научных интересов – феноменология религии, экклезиология, церковногосударственные отношения. Автор статей по вопросам социального служения церкви и про блемам организации образования. ЯКУНЦЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (Москва) – магистр богословия, руководитель Методического центра по миссии и катехизации при кафедре миссиологии, катехетики и гомилетики и преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института. Область интересов – миссиология и катехетика.
Стр.311
«ВЕЛИКА ЖАТВА, А РАБОТНИКОВ МАЛО»: МИССИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В ПРАВОСЛАВНОМ КОНТЕКСТЕ: Материалы Международной богословско-практической конференции Свято-Филаретовский православно-христианский институт 105062, г. Москва, ул. Покровка, 29–38 Тел. (495) 623-0380 E-mail: info@sfi.ru http://www.sfi.ru Издание подготовили: научный редактор Александр Копировский ответственный редактор Лариса Мусина редакторы Наталья Титова, Екатерина Степанова, Ирина Кольцова оформление обложки, макет, обработка фотографий Анна Данилевич верстка Марина Оприщенко, Анна Данилевич фото Евгений Фоминых, Кирилл Мозгов Подписано в печать 26.04.2010 Формат 60х90/16. Бумага офсетная Гарнитура Плантин. Усл. печ. л. 19,5 Тираж 1000 экз. Отпечатано в типографии ООО «Либерти» при содействии Благотворительного культурно-информационного центра «Путь, Истина и Жизнь» Тел. (495) 742-78-07
Стр.312