О.В. Слонь
Сегментация лирического текста как способ решения проблем
композиции
Вопросами
литературоведов.
композиции
занималось
несколько
поколений
Впервые этими вопросами занимались сторонники
формального метода: В.М. Жирмунский [1], Б.М. Эйхенбаум [2], Б.В.
Томашевский[3]. <...> В 60-70-е годы при изучении композиции учёные В.В.
Кожинов [4], Л.Я. Гинзбург [5] , Т.И. Сильман [6] сделали центром внимания
содержательную композицию литературного произведения, т.е. движение
тем и мотивов. <...> Начиная с 80-х годов большинство учёных, исследовавших
композицию,
стремились
свидетельствуют
работы
синтезировать <...> Вышеперечисленные учёные подходят к изучению композиции с точки
зрения образно-тематического и формально-стихового единства. <...> Композицию
как
литературоведческую
категорию
можно
интерпретировать в узком и широком смысле слова. <...> Роды и жанры» автор статьи о композиции В.В.
Кожинов [4] решительно настаивал на сужении объёма понятия этого
термина, который, по его мнению, должен обозначать последовательность
композиционных единиц. <...> Единицей композиции является «<…> такой
отрезок произведения, в рамках границ которого сохраняется одна
определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения»
[4,с. <...> Позднее в литературоведении возобладала концепция более
широкого
толкования
термина
«композиция»
(композиция
сюжета,
композиция образов, метрическая композиция, субъектный строй и др.) <...> . Но
работа В.В. Кожинова для нас важна, во-первых, пафосом содержательной
формы, во-вторых, тем, что он отмечает значимость для композиции
соотношения отдельных звеньев произведения, появляющихся в сознании
исследователя в результате «членения произведения» [4, с. <...> В.В. Кожинов говорит о сегментации текста, хотя и не использует этот
термин. <...> О сегментации текста как способе изучения проблем композиции
заговорил Б.Ф. Егоров в дискуссии «Композиция и жанр литературного
произведения» развернувшейся на страницах калининградского <...>
Сегментация_лирического_текста_как_способ_решения_проблем__композиции.pdf
Вестник ОГПУ. – Оренбург, 2009. – № 2 (54). – С.51-56
О.В. Слонь
Сегментация лирического текста как способ решения проблем
композиции
Вопросами композиции занималось несколько поколений
литературоведов. Впервые этими вопросами занимались сторонники
формального метода: В.М. Жирмунский [1], Б.М. Эйхенбаум [2], Б.В.
Томашевский[3]. В 60-70-е годы при изучении композиции учёные В.В.
Кожинов [4], Л.Я. Гинзбург [5] , Т.И. Сильман [6] сделали центром внимания
содержательную композицию литературного произведения, т.е. движение
тем и мотивов. Начиная с 80-х годов большинство учёных, исследовавших
композицию, стремились синтезировать оба эти подхода, о чём
свидетельствуют работы Е.Г. Эткинда [7], М.Л. Гаспарова [8],
М.М.Гиршмана [9], Л.В. Чернец [10], О.Б. Марковой [11], Л.Г. Кайды [12],
Ю.М. Никишова [13], В.В. Савельевой [14], С.А. Матяш [15] и др.
Вышеперечисленные учёные подходят к изучению композиции с точки
зрения образно-тематического и формально-стихового единства.
Композицию как литературоведческую категорию можно
интерпретировать в узком и широком смысле слова. В фундаментальном
труде «Теория литературы. Роды и жанры» автор статьи о композиции В.В.
Кожинов [4] решительно настаивал на сужении объёма понятия этого
термина, который, по его мнению, должен обозначать последовательность
композиционных единиц. Единицей композиции является «<…> такой
отрезок произведения, в рамках границ которого сохраняется одна
определённая форма (или один способ, ракурс) литературного изображения»
[4,с.433]. Позднее в литературоведении возобладала концепция более
широкого толкования термина «композиция» (композиция сюжета,
композиция образов, метрическая композиция, субъектный строй и др.). Но
работа В.В. Кожинова для нас важна, во-первых, пафосом содержательной
Стр.1