ISSN 1680-1709
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. ЯКОВЛЕВА
Научный журнал
№ 4 (88)
Октябрь – декабрь 2015 г.
Учредитель
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«Чувашский государственный
педагогический университет
им. <...> Одним из наиболее ярких проявлений взаимодействия между дыхательной и
сердечно-сосудистой системами является кардиореспираторный резонанс, который проявляется в
резком повышении вариабельности сердечного ритма при совпадении дыхательного цикла с циклом барорефлекторной активности. <...> Одним из актуальных разделов физиологии человека является исследование кардиореспираторного взаимодействия, которое
3
Вестник ЧГПУ им. <...> Наиболее ярким проявлением такого взаимодействия является кардиореспираторный резонанс (КРР). <...> В исследовании принимали участие 29 здоровых студентов факультета естественнонаучного образования ЧГПУ им. <...> Кардиореспираторный резонанс не
оказал существенного влияния на различие между соседними интервалами QT, выраженными в виде RMSSD (р>0,05). <...> 8
Биологические науки
УДК 615.82(072.8)
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ЙОГИ ПАТАНДЖАЛИ)
НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
THE INFLUENCE OF PATANJALI YOGA
(HEALTH IMPROVING PHYSICAL ACTIVITY)
ON THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF A PERSON (LITERATURE REVIEW) <...> The practice of yoga for centuries was aimed to maintain a holistic physiological and
psychological health. <...> Even though the literature of the Patanjali School of Yoga bears a vast material on
health-improvement methods, self-discipline, psychology and Ancient Indian philosophy it still remains
underinvestigated by the modern scientists. <...> In connection to this problem this work presents an analysis
of the main texts on yoga setting out the process of formation, functioning and development of the healthimprovement and medical traditions; succession of the conveyance of this knowledge; bibliographical and
biographical data; providing scientific research conducted on the basis <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№4_(88)_2015.pdf
дения об авторах
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Димитриев Д. А.,
Ремизова Н. М.
Рагозин Б. В.,
Адылбаева А. С.
Тамахина А. Я.,
Локьяева Ж. Р.
Афанасьева Л. А.
Власова К. А.
Дыжитова Е. Ч.
Карпова Н. С.
Коротаева Л. В.
Патисова Ю. С.
Патов Н. А.
Влияние кардиореспираторного резонанса на вариабельность
интервала QT электрокардиограммы ...…............……...
К вопросу о влиянии физической нагрузки оздоровительной
направленности (йоги патанджали) на психологическое здоровье
человека (обзор литературы) ...…............………………
3
9
Особенности накопления тяжелых металлов Inula helenium L.
в условиях умеренного техногенного загрязнения ….............. 16
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Этнолингвистической анализ лексики, относящейся к допохоронной
обрядности чувашей ……........….…….……..…..… 22
Наименования кондитерских изделий сквозь призму прецедентности
…...…………....…….…….………………………… 28
О происхождении географического термина «сункок» …….. 36
Концепт «счастье» в чувашской лингвокультуре …………… 41
Характеристика гласных фонем
переднего ряда
приуральских говоров чувашского языка…………………….. 46
Образ государства в зеркале украинского кризиса ………...... 54
Биологическая концепция языка в теории аутопойесиса
У. Матураны и Ф. Варелы ........….......……………….……….. 60
Преображенская А. А. Лексема безветрие как репрезентант семантического поля
воздушная стихия в поэтическом языке К. Д. Бальмонта …... 67
Фомин Э. В.
Шимон Н. В.
Яковлева И. Г.
К проблеме абсолютных агнонимов русского языка ……...… 73
Экстралингвистический фактор в глагольной системе
немецкого языка ……………………………………………….. 78
Словообразовательный анализ названий еды и напитков
в чувашском языке …………………………………………….. 83
197
Стр.196
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2015. № 4 (88)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Абдуллаева М. А.
Арестова В. Ю.
Белобородова Н. С.,
Ибулаев А. В.
Драндров Г. Л.,
Плешаков А. А.,
Сафронов Е. Л.
Дубинина Т. Н.,
Петрова А. В.
Ильин А. Е.,
Максимова О. Г.
Калимуллин А. М.,
Кирилова Г. И.
Кулиш Т. В.,
Павлов И. В.
Логинова В. В.
О типологии грамматических ошибок в речи на английском
языке у студентов языкового факультета ……………………. 90
Подготовка педагогов к этнотеатральной деятельности как
условие этнокультурного воспитания сельских школьников 100
Шÿвыр – образец живого фольклора восточных мари ……... 105
Технико-тактическая подготовка квалифицированных команд
по мини-футболу на основе игровых упражнений: состояние
проблемы и перспективы ее решения …..…………... 112
Критерии, показатели и уровни сформированности инновационного
поведения будущих бакалавров-инженеров ……… 117
Профессионально-личностное развитие будущих менеджеров
сферы управления в процессе изучения иностранных
языков ..………………...….…...........………………………….. 124
Экспериментальное исследование качества подготовки бакалавров
и магистров в сфере педагогического образования
133
Формирование толерантности как фактор снижения уровня
деструктивного поведения у студентов ……………………… 141
Групповая самостоятельная работа при обучении математике
как средство формирования профессиональных компетенций
студентов вузов ….…...............................….……........ 149
Масленникова Н. Н. Теоретико-методологические основы формирования экологической
культуры студентов инженерных специальностей
Михайлов А. Г.
Подкина Н. А.,
Абрамова А. Г.,
Тенякова Е. А.
Пьянзин А. И.,
Пьянзина Н. Н.
Рукосуев Д. А.
156
К вопросу о диагностике уровня профессиональной адаптации
сотрудников правоохранительных органов к служебной
деятельности ...........…….............……………………………… 162
Взгляды Д. Дьюи и И. Я. Яковлева на вопросы воспитания:
исторический аспект и современность ……………………….. 167
Ценность специально-подводящих упражнений при совершенствовании
техники бега в рамках позного метода ……… 173
Педагогический контроль над развитием гибкости у
спортсменов ушу 10–12 лет ………………...………………… 180
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ …..…………………………………..…………….…...…. 187
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………...…………………………………………… 195
198
Стр.197
Content
CONTENT
BIOLOGY
Dimitriev D. A.,
Remizova N. M.
Ragozin B. V.,
Adylbaeva A. S.
Tamakhina A. Ya.,
Lokyaeva Zh. R.
Afanasyeva L. A.
Vlasova K. A.
Dyzhitova E. Ch.
Karpova N. S.
Korotaeva L. V.
Patisova Y. S.
Patov N. A.
The effect of cardiorespiratory resonance on the variability of
QT-interval of the electrocardiogram .........................................… 3
The influence of patanjali yoga (health improving physical activity)
on the psychological health of a person (literature review) .......
9
Features of accumulation of heavy metals Inula helenium L. in the
conditions of moderate technogenic pollution ….…….…………... 16
PHILOLOGY
Ethno-linguistic analysis of lexical units concerning pre-funeral
rites of the Chuvash........……………...…...……..................…… 22
The names of confectionary in the light of precedent …………... 28
On the origin of geographical term «sunkok» ……................…... 36
The concept «happiness» in the Chuvash linguoculture ………... 41
Characteristics of the front-retracted vowel phonemes in the
Transurals dialects of the Chuvash language ..........................….. 46
The image of the state in the mirror of the Ukrainian crisis .…… 54
Biological conception of language in the theory of autopoiesis
by H. Maturana and F. Varela .…..……..…….........……………. 60
Preobrazhenskaya A. A. Lexical item calm as the representative of the semantic field air
element in poetic language of K. D. Balmont …………………... 67
Fomin E. V.
Shimon N. V.
Yakovleva I. G.
The case study of absolute agnonyms in Russian .....…………… 73
Extralinguistic factor in German verbal system ………………… 78
Word-formation analysis of the names of food and drinks in the
Chuvash language ………………………………………………. 83
199
Стр.198
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2015. № 4 (88)
PEDAGOGICS
Abdullaeva M. A.
Arestova V. Yu.
Beloborodova N. S.,
Ibulaev A. V.
Drandrov G. L.,
Pleshakov A. A.,
Safronov E. L.
Dubinina T. N.,
Petrova A. V.
Ilyin A. E.,
Maksimova O. G.
Kalimullin А. M.,
Kirilova G. I.
Kulish T. V.,
Pavlov I. V.
Loginova V. V.
Typology of grammatical errors in the English language of university
students ……………..….……………….……………...... 90
Training of teachers for ethnic drama activity as a condition of
ethnocultural education in rural schools ……..…………….…… 100
Shyuvyr as sample of living folklore of eastern Marie …………. 105
Technical and tactical training of skilled mini-football teams
based on game exercises: state of problem and prospects of its
solution …..…..............……….....................………….…............ 112
Criteria, indicators and levels of formation of innovative behaviour
of future Bachelors of Engineering ………………………… 117
Professional and personal development of future management
specialists in the process of learning foreign languages …........... 124
Experimental study of quality of training of bachelors and masters
in the field of pedagogical education ...................................... 133
Formation of tolerant consciousness and behaviour as a way to
reduce destructive behaviour at adolescents ……………………. 141
Group self-guided work at Mathematics as a means of formation
of professional competence of university students ………........... 149
Maslennikova N. N. Theoretical and methodological bases of formation of ecological
culture at engineering students ......................................………… 156
Mikhaylov A. G.
Podkina N. A.,
Abramova A. G.,
Tanyakova E. A.
Pyanzin A. I.,
Pyanzina N. N.
Rukosuev D. A.
On the diagnostics of the level of professional adaptation of law
enforcement officers to official activities ...................................... 162
Views of J. Dewey and I. Ya. Yakovlev on education: historical
aspect and contemporaneity ....………….………………………. 167
Value of running drills in learning pose method of running technique
................………….…....………..………………………... 173
Pedagogical control over the development of flexibility at wushu
athletes of 10–12 ………………………………………………... 180
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS .…………………………….……………… 187
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….…….… 195
200
Стр.199