Региональные элиты использовали в данный период возникающие конфликты
Гуманитарные и социальные науки <...> Кроме того, законодательство Российской Федерации предоставляло возможности главе исполнительной власти региона широкие полномочия, которые находились в прямой зависимости от должности,
Гуманитарные и социальные науки <...> Решение постоянной комиссии по защите прав граждан, законности, гласности, связям с общественными организациями и фор-
Гуманитарные и социальные науки <...> Южный
федеральный университет
Гуманитарные и социальные науки
руководителей
субъектов
12 августа 2011 г. <...> В
связи с тем, как относился И.В. Сталин к этому наступлению НОАК, в китайской и отечественной историографии существуют определенные противоречия. <...> По их утверждениям, во время бесед с Мао Цзэдуном советский представитель по поручению И.В. Сталина посоветовал не развивать
дальнейшее наступление против Чан Кайши на Юге Китая, не форсировать
реку Янцзы и остановиться на ее северном берегу. <...> Давая свое объяснение подобной рекомендации советского лидера, китайские историки и государственные деятели приводят несколько главных
возможных причин ее появления на свет: недооценку советским лидером потенциала китайской революции, неверие в возможность быстрой и окончательной победы в гражданской войне; боязнь того, что в случае наступления
коммунистов на Юге Соединенные Штаты вмешаются в конфликт на стороне Чан Кайши, что в свою очередь способно было привести к развязыванию
третьей мировой войны; высказывались и предположения о том, что И.В.
Сталин вообще не был заинтересован в создании единого, мощного Китая
под контролем коммунистов, что он хотел раздробить эту страну, сохранив
Юг за Чан Кайши, чтобы затем утверждать советское влияние, используя
противоречия между Севером и Югом [1, 2, 3]. <...> Потерпев поражение в Маньчжурии и Северном Китае, Чан Кайши в новогоднем выступлении 1949 г. вновь обратился с призывом к КПК о прекращении <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№4_2011.pdf
ИСТОРИЯ
(Специальность 07.00.02)
© 2011 г. М.А. Пономарева
УДК 94(48).084
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ЮГА РОССИИ В 1990-2000-Е ГГ.:
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Изменения политической ситуации в России в целом, и в Южном регионе,
в частности, актуализируют проблему роли региональных элит в процессах
структурной модернизации государства. На современном этапе изучению
общенациональной элиты и общим тенденциям ее развития посвящены работы
О.В Гаман-Голутвиной, О.В. Крыштановской, Е.В. Охотского и др. Вместе
с тем, изучение элиты успешно развивается на региональном уровне. Начиная
с 1990-х гг. формируется определенная методологическая и источниковедческая
база (работы П.В. Смолянского, А.В. Понеделкова, А.М. Старостина,
С.А. Кислицына, В.В. Черноуса и др.). Можно говорить о существовании
научных школ в Южном регионе. Изучение различных аспектов функционирования
и взаимодействия региональных элит на сегодняшний день представляется
актуальным подходом, сквозь призму которого возможно
рассмотреть развитие политического пространства России в целом. Важным
является осознание особенностей политической элиты исполнительных органов
власти Юга России в рамках отношений «центр-регион». Ее институциональный
дизайн показывает истоки и эволюцию построения «вертикали власти»
в современной России.
Исполнительная власть в 1990-е гг. характеризовались постепенным усилением
децентрализации. В 1990 г., по мнению российского исследователя
И.М. Бусыгиной, произошла «региональная революция» [1], характеризовавшаяся
введением поста главы администрации (назначался президентом России
по критерию личной лояльности). В этот период главы регионов рекрутировались
в основном из членов Верховного Совета, в органах исполнительной
власти практически не было «хозяйственников». В 1990–1993 гг. региональный
политический процесс претерпел «период двоевластия». Его харакГуманитарные
и социальные науки
2011. № 4
2
Стр.1
терные черты: неоднородный губернаторский корпус, включавший в себя как
«реформаторов», так и «консерваторов»; противостояние исполнительной и
законодательной власти (в том числе и федерального уровня); сочетание
«криминальных» и политических фигурантов и т.д. В 1992 гг. в регионах
прошли первые «кадровые чистки», в частности, был отстранен от должности
глава Краснодарского края. С другой стороны, шел процесс формирования
сильной местной элиты из бывшего советского государственного аппарата
– характерным примером являлся губернатор Ростовской области – В.Ф.
Чуб. Достаточно сложный, но типичный процесс формирования региональной
элиты проходил в Волгоградской области. Как отмечала российский исследователь
Л. Шереметьева, в 1992 г. в Волгограде областной совет и областная
администрация жили в относительном согласии, крупных расхождений
в политике не было, а возникающие разногласия разрешались в рабочем
порядке. Но этот «мирный тандем» периодически атаковала активизировавшаяся
радикально-демократическая оппозиция. При этом, депутаты-оппозиционеры,
и так находившиеся у власти, хотели бы занять более высокое положение
в региональных органах [2]. Действительно, в Южном регионе в целом,
и в Волгоградской области, в частности, шел активный процесс ротации
элит, заложивший контуры внутрирегиональной политической борьбы на
1990-2000-е гг.: борьба властной и оппозиционной элит с обращением «вовне»
к публичной сфере региона, используя возможности влияния последней:
акции протеста, требования оппозиционных политических партий и движений,
кампании в СМИ и т.д. [3].
Кроме того, в первой половине 1990-х годов формируется правовая база
функционирования региональных органов исполнительной ветви власти. В том
числе, и функционирования элит соответствующего уровня. В частности, в 25
марта 1992 г. был принят закон о президенте Республики Адыгея, согласно которому
он обладал достаточно широкими полномочиями, соотносимыми с полномочиями
Президента Российской Федерации. В апреле 1993 г. состоялись
первые выборы глав администраций в областях и краях, инициированные местными
Советами с целью смещения назначенцев Б.Н. Ельцина. В связи с этим,
первая половина 1990-х гг. характеризуется формированием моноцентричной
системы власти в регионах, во главе которой находятся главы администрации.
Региональные элиты использовали в данный период возникающие конфликты
Гуманитарные и социальные науки
2011. № 4
3
Стр.2
для усиления собственного влияния в Южном регионе. Одним из благоприятных
оснований для этого был грузино-абхазский конфликт. Так, 27 июня 1997
г. президент Республики Адыгея А.А. Джаримов и глава администрации Краснодарского
края Н.И. Кондратенко посетили Республику Абхазия. По завершению
визита они подписали совместное заявление с призывом скорейшей ликвидации
последствий грузино-абхазского конфликта [4]. Как считает исследователь
А. Козлов, подписанное 27 июня 1997 г. совместное заявление проявляет
несколько важных тенденций развития региональной элиты. Во-первых, оно
показательно как акт государственной деятельности региональных руководителей.
Во-вторых, в тексте заявления, несмотря на его миротворческий характер,
прослеживается откровенная симпатия к абхазской стороне в грузиноабхазском
конфликте. И, наконец, в-третьих, выступление с заявлением президента
Адыгеи А.А. Джаримова явилось последовательным шагом адыгейской
администрации, оказывающей поддержку Абхазии, а действия краснодарского
главы администрации Н.И. Кондратенко, были показательны в характеристике
роли, которую он пытался играть в регионе [5]. Можно также согласиться с автором
и в том, что поддержка Абхазии в то время гарантировала авторитет среди
руководителей республик Северного Кавказа и возможность получения политических
дивидендов в этом вопросе от федерального центра. Тем самым
можно утверждать, что региональные конфликты стали проявителем направленности
интересов различного слоя региональных элит – в сторону федерального
центра, либо в сторону самоблокировки, воспринимаемой центром в 1990е
гг. как процесс, идентичный регионализации и угрозе территориальной целостности
государства.
Одновременно происходило постепенное усиление поддержки исполнительных
элит непосредственно на местах. Первыми претендентами на вхождение
в исполнительный институциональный блок стали главы администраций
городов и районов. В различных регионах Юга России с подачи президентов,
либо губернаторов принимаются законы, расширяющие полномочия
руководителей администраций муниципальных образований и тем самым
обеспечивающие необходимую поддержку. Например, в 1997 г. в Адыгее
Президент Р. Джаримов внес изменения в Закон Республики Адыгея «О
выборах главы администрации города, района». В результате была снижена
планка явки избирателей, необходимая для признания выборов состоявшимиГуманитарные
и социальные науки
2011. № 4
4
Стр.3