В соответствии с ней язык
Гуманитарные и социальные науки <...> Кстати, логопедическое лечение косноязычия, в том числе заикания, и сегодня осуществляется пропеванием звуков,
Гуманитарные и социальные науки <...> Пальцы музыканта, конечно, способны извлекать звуки со значительно большей скоростью,
но в конечном итоге тоже ограниченной, тем не менее, любой темп привязан к
Гуманитарные и социальные науки <...> Все особенности физического сонорного порядка в объективности их существования могут быть музыкой только при условии
существования воспринимающего субъекта, а, следовательно, являются феноменом чувствующего, переживающего свои ощущения сознания и в еще
большей мере подсознания, к которому и обращено музыкальное произведение. <...> Чтобы музыкальный образ возник у слушателя, исполнитель должен уже иметь
его и трансформировать в сонорный феномен, создавая звуковые колебания
среды, воспринимаемые как гармоничное движение. <...> Интериоризация слухом сонорного феномена превращает его из явления
внешнего в явление внутреннего порядка. <...> Именно этот психологический механизм преобразует события слуха и соотносящийся с ним сонорный феномен в феномен музыкальный. <...> На
основании происхождения, вероучения и религиозной обрядности предлагается деление новых движений на группы восточного, христианского и синкретического происхождения. <...> Северо-Кавказский научный центр высшей школы
Южного федерального университета
Гуманитарные и социальные науки <...> Южный федеральный
университет
Гуманитарные и социальные науки
12 февраля 2010 г. <...> № 1
29
ФИЛОСОФИЯ
(Статьи по специальности 09.00.13)
© 2010 г. Ю.А. Петрова
К ПРОБЛЕМЕ СУЩНОСТИ И ТИПОЛОГИИ СУБКУЛЬТУР
Рассматривается субкультура, как общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых обществом. <...> Ключевые слова: молодежная субкультура, социальная реальность, типология субкультур, ценности общества, среда обитания, неформальные
движения, система символов <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№1_2010.pdf
ФИЛОСОФИЯ
(Статьи по специальности 09.00.13)
© 2010 г. Н.В. Бобылева
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ГЕНЕЗИСА МУЗЫКИ
Рассматривается вопрос возникновения музыкального чувства, которое
совпадает с генезисом речи по времени возникновения и обусловливает ее.
Строение органов речи, физическая природа акустики и специфика слухового
аппарата определяют интонационные и смысловые паттерны речи, так же
как и паттерны создания и восприятия музыкальных произведений. Объективность
физической природы звука и физиологии их извлечения и восприятия человеком
сочетаются с субъективностью психологических паттернов.
Ключевые слова: физическая природа звука, обертоновый звукоряд, паттерны
музыкального чувства.
Все существующие точки зрения о происхождении членораздельной речи
Homo sapiens sapiens построены на неоспоримом факте ее представления в
виде способа коммуникации, в процессе которой происходит передача информации
между субъектами общения. Однако при этом не учитывается существенный
момент. В звуковой коммуникации используются акустические
свойства среды, в измененной форме которой кодируется передаваемая информация.
Субъект, передающий информацию, в качестве инструмента речи
использует свой голосовой аппарат, так же как воспринимающий сообщение
осуществляет это посредством своего слуха. Тем самым членораздельная
речь возможна при трех условиях: специфики строения голосового аппарата,
приспособленного к воздушной среде, в которой распространяются определенным
образом модифицированные звуки; акустических свойств воздушной
среды, передающей воплощенную в звуковых комплексах информацию; специфики
слуха, извлекающего информацию из измененной формы воздушной
среды. Среди существующих концепций происхождения языка особой распространенностью
отличается трудовая версия. В соответствии с ней язык
Гуманитарные и социальные науки
2010. № 1
2
Стр.1
как средство общения, средство передачи информации появляется в процессе
усложнения производственной деятельности, требующей передачи опыта и
распределения трудовых функций, для управления самим процессом производства
и организации/самоорганизации коллективной трудовой деятельности
[1, с. 195-197]. При кажущейся логичности данной концепции она все же
не выдерживает критики. В первую очередь обращает на себя внимание тот
факт, что и в шелльское и в ашельское время Homo habilis и питекантропы
изготавливали орудия труда и осуществляли совместную трудовую деятельность.
Однако речи, тем более членораздельной, не имели. Для ее существования
необходимо особое строение гортани, которое морфологически связано
с наличием подбородочного выступа и v-образного хрящика, к которому
крепятся мышцы языка. Следовательно, наличие подбородочного выступа
является неоспоримым свидетельством пользования членораздельной речью,
а он прослеживается только на черепах Homo saрiens sapiens.
По-другому понимается посттрудовая концепция происхождения речи. С
эпохи мустье (в основном – верхний палеолит и мезолит), помимо давно известного
каменного рубила, из отщепов пластин, изящно обработанных ретушью,
изготавливаются резцы и скребки, дополняемые костяными проколками.
Это свидетельствует об общественном разделении труда по половому признаку.
Наступившее похолодание вызвало необходимость производства одежды из
шкур животных, что потребовало их специфической обработки: разрезания,
очистки от мездры, дубления, осуществлявшегося с использованием естественной
кислотно-щелочной среды ротовой полости. Этим разделением труда объясняется
сточенность зубов в черепах женских скелетов. Разделение труда обусловливает
возникновение временной информационной лакуны между разведчиками-следопытами
и остальной частью общины, охотниками, ушедшими со
стойбища, и оставшимися на стоянке. Данный информационный разрыв требует
ликвидации для сохранения целостности родового коллектива. Тем самым,
возникновение речи относится к посттрудовому общению, а не к собственно
трудовым операциям [2, с. 82-87]. В условиях отсутствия языка восполнение
названной информационной лакуны объективно возможно лишь посредством
создания образа ситуации уже не существующей, в которой непосвященные не
присутствовали. Создание данного образа возможно лишь в том случае, если
индивиды сообщества обладают, с одной стороны, развитой эмпатией, а с друГуманитарные
и социальные науки
2010. № 1
3
Стр.2
гой стороны, – суггестией [3, с. 416-442], которые подкрепляются и усиливаются
знаками, в том числе и возникающей второй сигнальной системы, или, иначе
говоря, обладают способностью мыслить отсутствующей ситуацией. Такая
способность дает возможность по совокупности условных символов ситуации
(поз, жестов, мимики, эмоциональных выкриков) представить ее в достаточно
полном объеме. Но при этом требуется закрепление за ситуациями определенных
знаков, которые, выступая ее «темой», задают ее образ, воспроизводимый в
менталике индивидов сообщества. В то же время изображаемое суггестором в
своей конкретике выступает «ремой» представляемой ситуации [4, с. 48-64]. Такая
совокупность знаков должна обладать безусловным единством. Выражение
ментальных образов в знаковой системе (во внешней речи) означает их объективацию,
а во внутренней речи – подчинение выражения мысли логике поведенческих
форм. Следовательно, язык как знаковая система помимо общепризнанных
функций (коммуникации, регуляции и программирования) выполняет
еще и функцию синхронизации ментальных процессов индивидов вследствие
упорядочивания и структурирования представляемых образов [5, с. 180-182].
Тем самым оказывается, что специфические знаки первоначально в виде односложных
выкриков закрепляются за определенными действиями. Но это же
означает, что речь и искусство в данном аспекте – в «театральном действе» –
феномены однопорядковые, и возникновение их одновременно.
Естественно, даже при соответствующем строении органов речи, на ранних
этапах ее становления звуки не могли иметь четкой артикуляции. В особенности
это относится к согласным звукам, дифференциация которых –
очень длительный процесс. В современных языках гласные в значительной
мере выступают в связующей роли, а большая часть информационной нагрузки
приходится на согласные звуки. В древности, надо полагать, было
наоборот, поскольку гласные легче поддаются четкому произношению
благодаря различной длительности звучания, а согласные выполняли разделяющую
функцию. Недифференцированность звуков в праязыке делала
необходимым их информационное насыщение в зависимости от длительности
звучания, заставляло обязательно между двумя согласными звуками
вставлять гласный, каким бы кратким или долгим он бы ни был, а это придавало
языку характер речепения. Кстати, логопедическое лечение косноязычия,
в том числе заикания, и сегодня осуществляется пропеванием звуков,
Гуманитарные и социальные науки
2010. № 1
4
Стр.3