Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №1 2009

0   0
Страниц85
ID275615
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2009 .— №1 .— 85 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275615 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ (Статьи по специальности 09.00.13) © 2009 г. Е.В. Басистая ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Рассматривается соотношение стереотипов мужественности и женственно сти в современной культуре, история их становления и социальные последствия. <...> Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная культура, ценностные пред ставления, мужественность, женственность, гендерное сознание и самосознание. <...> В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юриди ческих, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможно стям, ограничено представление интересов своей общности. <...> Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и устано вок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, Гуманитарные и социальные науки 2009. <...> А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует ген дерная культура [1]. <...> Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. <...> Точнее, «мужчина» и «женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское « и «жен ское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам. <...> На то, что культура имеет патриархальный ха Гуманитарные и социальные науки 2009. <...> Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин. <...> Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин мож но обратиться к мифологии. <...> Мифологические представления внесли такие нормы и ценности <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№1_2009.pdf
ФИЛОСОФИЯ (Статьи по специальности 09.00.13) © 2009 г. Е.В. Басистая ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Рассматривается соотношение стереотипов мужественности и женственности в современной культуре, история их становления и социальные последствия. Определяется, что традиционные стереотипы «мужественности» и «женственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что – для мужчин. Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная культура, ценностные представления, мужественность, женственность, гендерное сознание и самосознание. Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традиционно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчинам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а какие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юридических, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможностям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают. Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и установок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, Гуманитарные и социальные науки 2009. № 1 2
Стр.1
позитивного и значимого, а женского – как второстепенного и менее значимого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет социальные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура [1]. Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское « и «женское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам. С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным социальным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убеждения в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традиционная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщинам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традиционной культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина понимается как выражающая нечто частное [2, с. 6]. Такие представления свойственны выраженному патриархальному характеру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный хаГуманитарные и социальные науки 2009. № 1 3
Стр.2
рактер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (после себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» [3, c.40]. Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социальная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вторых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила стадию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. Втретьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин. Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин можно обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба начала – мужское и женское – выступают на равных как две противоположности, от слияния которых возникло небо, земля и люди [4, с.9]. В эпоху создания мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриархата патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматриваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический принцип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь – смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского божества. Чет – нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским началом, нечетные – неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый – левый, в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от мужчин, так как справа – справедливость. О некоторой ущербности женщин свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и легендах. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в социальные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало законоГуманитарные и социальные науки 2009. № 1 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.