ФИЛОСОФИЯ
(Статьи по специальности 09.00.13)
© 2009 г. Е.В. Басистая
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматривается соотношение стереотипов мужественности и женственности
в современной культуре, история их становления и социальные последствия.
Определяется, что традиционные стереотипы «мужественности» и «женственности»
могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний
того, что приоритетно для женщин, а что – для мужчин.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная культура, ценностные представления,
мужественность, женственность, гендерное сознание и самосознание.
Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традиционно
воспринимаются как жесткофиксированные представления о
«женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчинам
и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в
отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а какие
«женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой
иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское
представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как
естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое
проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юридических,
социальных, экономических и политических правах; для женщин
ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможностям,
ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к
тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал,
их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни
заметно ослабевают.
Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания,
способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и установок,
которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего,
Гуманитарные и социальные науки
2009. № 1
2
Стр.1
позитивного и значимого, а женского – как второстепенного и менее значимого.
Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к
понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индивидуальные
возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе
к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет социальные
статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках
культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная
культура [1]. Гендерная культура создает социально-обусловленные
представления о специфичности женского и мужского, на этой основе
строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и
женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и
«женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское « и «женское»
относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения,
которые должны социально соответствовать полам.
С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным социальным
нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают
социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах;
из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убеждения
в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном
творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные
ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традиционная
культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщинам.
Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы
жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и
мужчинам как представителям разных социальных и демографических общностей.
Оно выражается в том, что представления о женщинах в традиционной
культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое
рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина
выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный
говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с
выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина понимается
как выражающая нечто частное [2, с. 6].
Такие представления свойственны выраженному патриархальному характеру
современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный хаГуманитарные
и социальные науки
2009. № 1
3
Стр.2
рактер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При
этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором
мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (после
себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает
естественное состояние, так как в существующем мире «женское»
всегда подчинено «мужскому» [3, c.40]. Такой тип культуры утвердился, по
мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социальная
организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает
непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вторых,
с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила стадию
матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. Втретьих,
культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через
становление культуры совершенно определенного типа указанные причины
влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин.
Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин можно
обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о
первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба начала
– мужское и женское – выступают на равных как две противоположности,
от слияния которых возникло небо, земля и люди [4, с.9]. В эпоху создания
мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриархата
патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматриваться
иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический принцип
противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В
результате возникают такие противоположности, как жизнь – смерть, где в
жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского божества.
Чет – нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским началом,
нечетные – неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый – левый,
в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от
мужчин, так как справа – справедливость. О некоторой ущербности женщин
свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и легендах.
Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в социальные
взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой
для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало законоГуманитарные
и социальные науки
2009. № 1
4
Стр.3