Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Образование. Педагогические науки"

Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Образование. Педагогические науки" №3 2015

0   0
Страниц109
ID273339
АннотацияСодержатся информационные материалы и результаты педагогических исследований по актуальным проблемам общего и профессионального образования.
Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия "Образование. Педагогические науки" .— Челябинск : Южно-Уральский государственный университет .— 2015 .— №3 .— 109 с. — URL: https://rucont.ru/efd/273339 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

; М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь) South Ural State University The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the theory and practice of education: • methodological grounds of research, design and implementation of the educational process; • continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal and informal components, education as the integrity of upbringing and training; • international cooperation in the field of education; • ensuring and measuring the quality of the educational process. <...> Kotlyarova, Doctor of Pedagogy, Professor (executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; G.N. <...> Serikov, Doctor of Pedagogy, Professor (deputy executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; P.I. <...> Astakhova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; <...> Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели ........ 28 ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩУРОВ И.А., БОЛОТИНА Ю.О. <...> Накануне выхода этого номера журнала ученые университетов Южного Урала побывали на стажировке в г. Праге и побывали в известном музее Я.А. Коменского. <...> В разделе «Непрерывное образование в течение жизни» размещена статья доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Серикова, в которой исследованы тенденции развития современного образования, его направленности на достижение социально значимой образованности. <...> Первая из них посвящена исследованию общих вопросов проектирования образовательно-научного процесса (авторы: кандидаты педагогических наук, доценты С.Г. Тамбиев и <...> Т.А. Стародубцевой исследуются вопросы языковой подготовки авиационных специалистов. <...> В трудах Я.А. Коменского получают развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. <...> В главной книге своей жизни «Великая дидактика» Я.А. Коменский не только указывает на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрывает сущность этих <...>
Вестник_Южно-Уральского_государственного_университета._Серия_Образование._Педагогические_науки_№3_2015.pdf
Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Журнал имеет целью обсуждение и пропаганду научных исследований, посвященных актуальным вопросам теории и практики образования: • разработке методологических оснований исследований, проектирования и реализации образовательного процесса; • непрерывности, целостности образования в единстве его базового и дополнительного компонентов, формальной, неформальной и информальной составляющих, образования как целостности воспитания и обучения; • международному сотрудничеству в сфере образования; • обеспечению и измерению качества образовательного процесса. Редакционная коллегия серии: И.О. Котлярова, д.п.н., проф. (отв. редактор); Г.Н. Сериков, д.п.н., проф. (зам. отв. редактора); П.И. Андрес, к.п.н. (Чешская Республика); Л.В. Астахова, д.п.н., проф.; А. Валисова, д.п.н., проф. (Чешская Республика); Г. Дин, д. филос., проф. (Китайская Народная Республика); Н.П. Ким, д.п.н., проф. (Республика Казахстан); В.В. Лихолетов, д.п.н., проф.; И.В. Резанович, д.п.н., проф.; С.А. Репин, д.п.н., проф.; С.Г. Сериков, д.п.н., проф.; Т.Н. Третьякова, д.п.н., проф.; Н.О. Яковлева, д.п.н., проф.; М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь)
Стр.1
South Ural State University The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the theory and practice of education: • methodological grounds of research, design and implementation of the educational process; • continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal and informal components, education as the integrity of upbringing and training; • international cooperation in the field of education; • ensuring and measuring the quality of the educational process. Editorial Board: I.O. Kotlyarova, Doctor of Pedagogy, Professor (executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; G.N. Serikov, Doctor of Pedagogy, Professor (deputy executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; P.I. Andres, Ph.D. in Pedagogy, Czech Technical University, Prague, Czech Republic; L.V. Astakhova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; A. Valisova, Doctor of Pedagogy, Professor, Czech Technical University, Prague, Czech Republic; G. Ding, Doctor of Philosophy, Professor, Hebei Vocational College of Foreign Languages, Qinhuangdao, People's Republic of China; N.P. Kim, Doctor of Pedagogy, Professor, A. Baitursynov Kostanai State University, Kostanay, Republic of Kazakhstan; V.V. Likholetov, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; I.V. Rezanovich, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; S.A. Repin, Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State University; S.G. Serikov, Doctor of Pedadogy, Professor, Ural State Academy of Physical Culture; T.N. Tretyakova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation; N.O. Yakovleva, Doctor of Pedagogy, Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University; M.A. Volkova, Candidate of Pedagogy, Assistant Professor (executive secretary), South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ............................................................................................ 5 ИНФОРМАЦИЯ Посещение учеными Южного Урала музея Яна Амоса Коменского в Праге ............................ 6 ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОВИНОВА Л.Н., ШРАЙБЕР Е.Г. Актуальность идей Я.А. Коменского о воспитании нравственности для современной педагогики ....................................................................................... 8 GRONTSOVA I. The Socio-Pedagogical Thinking of J.A. Comenius .............................................. 16 ПРОХАЗКА М. Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления .......................................................................................................................................... 22 НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ СЕРИКОВ ГН. Задачи продвижения образования человека к социально значимой цели ........ 28 ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩУРОВ И.А., БОЛОТИНА Ю.О. Методика оценки идей конкурсных технических проектов учащихся школ ................................................................................................................................. 47 ГРЕВЦЕВА Г.Я. Воспитание ответственности подростков в процессе гражданского образования .................................................................................................................................................. 58 НАЙДАНОВА Ю.В. Воспитание мобильности личности школьников на основе принципа активности Я.А. Коменского ........................................................................................................... 68 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЯГУНОВА Ю.В., ТАМБИЕВ С.Г. Развитие человеческого ресурса субъектов образования как показатель качества проектирования образовательно-научного процесса университета .. 75 СТАРОДУБЦЕВА Т.А. Языковая профессиограмма авиационного специалиста по направлению подготовки 162001 – Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения ........................................................................................................................................... 87 ТОМИЛОВ А.А. Педагогические условия развития готовности будущих специалистов по защите информации к обеспечению кадровой безопасности организации ................................ 95 ВЛАСОВА И.М., ЧУМАЧЕНКО Г.В. Диагностика психологических качеств как аспекта профессиональной компетентности дизайнера ............................................................................. 102 2014, том 6, № 4  Издательский центр ЮУрГУ, 2015 3
Стр.3
CONTENTS FROM EDITORIAL BOARD .......................................................................................................... 5 INFORMATION South Ural researchers visited the musem of Jan Amos Komensky in Prague .................................... 6 IDEAS OF JAN AMOS KOMENSKY AND MODERN EDUCATION OVINOVA L.N., SHRAIBER E.G. Relevance of Komensky’s ideas of moral development for modern society ..................................................................................................................................... 8 GRONTSOVA I. The socio-pedagogical thinking of J.A. Comenius .................................................. 16 PROHAZKA M. Jan Amos Komensky as an inspiration for the development of socio-pedagogical way of thinking ..................................................................................................................................... 22 LIFELONG LEARNING SERIKOV G.N. Tasks to direct education towards socially important goal ........................................ 28 GENERAL EDUCATION ISSUES SHCHUROV I.A., BOLOTINA Yu.O. An assessment technique to evaluate engineering projects of schoolchildren competition .............................................................................................................. 47 GREVTSEVA G.Y. Forming teenagers’ responsibilities through civic education .............................. 58 NAYDANOVA Yu.V. Development of schoolchidren personalilty mobility based on the principle of activity by J.A. Comenius ................................................................................................................ 68 THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION TYAGUNOVA Yu.V., TAMBIEV S.G. Development of human resources as a quality indicator of scientific and education process design at university ........................................................................... 75 STARODUBTSEVA T.A. Language job profile diagram of aviation specialist in the area of training 162001 – Aircraft operation and air-traffic management ..................................................................... 87 TOMILOV A.A. Pedagogical conditions of competence development of a specialist in data security in the area of personnel security ........................................................................................................... 95 VLASOVA I.M., CHUMACHENKO G.V. Diagnostics of designer psychological qualities as part of his professional competence ............................................................................................................ 102 4 Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки»
Стр.4
От редакционной коллегии Уважаемый читатель! Настоящий номер журнала посвящен изучению наследия великого чешского педагога XVII в., родоначальника современной традиционной педагогики, и его влияния на развитие педагогики в XXI в. в России и за рубежом. Во всех разделах номера содержатся материалы, соответствующие тематике номера. Накануне выхода этого номера журнала ученые университетов Южного Урала побывали на стажировке в г. Праге и побывали в известном музее Я.А. Коменского. Материалы об этом посещении представлены в разделе «Информация». Специальный раздел «Идеи Яна Ямоса Коменского и современное образование» включает статьи словацких, чешских и российских ученых (докторов философии, профессоров И. Гронцовой, М. Прохазка и кандидатов педагогических наук, доцентов Л.Н. Овиновой и Е.Г. Шрайбер). В разделе «Непрерывное образование в течение жизни» размещена статья доктора педагогических наук, профессора Г.Н. Серикова, в которой исследованы тенденции развития современного образования, его направленности на достижение социально значимой образованности. Идея непрерывности образования прослеживается и в статьях последующих разделов: «Вопросы общего образования» и «Теория и методика профессионального образования». В разделе «Вопросы общего образования» содержатся статьи доктора педагогических наук, профессора Г.Я. Гревцевой и аспиранта Ю.В. Найдановой, в которых в исторической ретроспективе прослежено влияния идей педагогики прошлых столетий, в том числе, Я.А. Коменского на проектирование современных систем воспитания. В статье доктора технических наук И.А. Щурова и кандидата педагогических наук Ю.О. Болотиной изложены материалы актуального исследования системы оценивания технических проектов школьников, что играет немаловажную роль при довузовской подготовке абитуриентов для технических направлений университетов. Раздел «Теория и методика профессионального образования» включает три статьи. Первая из них посвящена исследованию общих вопросов проектирования образовательно-научного процесса (авторы: кандидаты педагогических наук, доценты С.Г. Тамбиев и Ю.В. Тягунова). Во второй статье аспиранта Т.А. Стародубцевой исследуются вопросы языковой подготовки авиационных специалистов. Третья статья раздела содержит материалы исследования вопроса развития готовности студентов к обеспечению кадровой безопасности организации (автор – аспирант А.А. Томилов). В журнале опубликованы статьи ученых из трех стран мира, в том числе 5 докторов наук, 5 кандидатов наук, 3 аспирантов. Опубликованные статьи содержат инновационные материалы, которые представляют теоретическую и (или) практическую значимость для педагогики и сферы образования. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7, № 3. С. 5 5
Стр.5
Информация ПОСЕЩЕНИЕ УЧЕНЫМИ ЮЖНОГО УРАЛА МУЗЕЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО В ПРАГЕ Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского является огромным вкладом в мировую педагогическую науку, оказавшим существенное влияние на развитие человечества. В XVII веке в Западной Европе, благодаря творчеству Я.А. Коменского (1592–1670), зарождается такой уникальный феномен как научная педагогика. В этот период она окончательно выделяется в отдельную отрасль самостоятельного научного знания и обретает характерные признаки развернутой научной теории. Педагогика Я.А. Коменского пропитана духом гуманизма, нацелена на разрешение острых противоречий в образовательновоспитательной практике того времени. В трудах Я.А. Коменского получают развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. В главной книге своей жизни «Великая дидактика» Я.А. Коменский не только указывает на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но и раскрывает сущность этих принципов: 1) принцип природосообразности; 2) принцип сознательности и активности; 3) принцип наглядности; 4) принцип постепенности и систематичности знаний; 5) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Являясь основоположником педагогики нового времени, Коменский отдает предпочтение предметному принципу преподавания, а затем приходит к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Вопросы воспитания и обучения, рассматриваемые великим ученым в неразрывном единстве, остаются актуальными на протяжении четырех веков. Педагогическое наследие Я.А. Коменского оберегается на его родине, в Чешской республике. В 1892 г. по инициативе чешских педагогов создается пражский педагогический музей, основной целью которого является достоверная и под6 робная передача всех этапов развития чешского образования и сохранение национальных традиций этой системы. Посещение музея позволяет совершить виртуальную экскурсию в прошлое, окунуться в атмосферу учебных заведений начиная со времен средневековья. В рамках научно-педагогической стажировки преподаватели ЮУрГУ (НИУ) и ОТИ НИЯУ МИФИ посетили Национальный педагогический музей Я.А. Коменского, являющийся сегодня важным образовательным центром Чехии. Постоянные экспозиции демонстрируют хронологические этапы и изменения в подходе преподавания и воспитания в Чехии. Отдельное внимание уделяется выставке, посвященной педагогическим работам Коменского. Среди уникальных экспонатов можно увидеть знаменитую «Дидактику» на чешском языке, которая позже была дополнена и переведена автором на латинский язык. Здесь также представлены многочисленные исторические документы – классные журналы, тетради, учебники, фотоархивы, редкая коллекция школьных принадлежностей. Сохранены даже фотоархивы отдельных школ чешской столицы. Представлено огромное количество карт разных лет, позволяющих проследить эволюцию не только образовательного процесса, но и таких областей знаний как топография, география и история. Особый интерес представляют комнаты музея, оборудованные под учебные классы разных эпох, достоверно отображая все необходимое для учебного процесса, начиная от знакомых всем парт, учительского стола и доски, и заканчивая практически неизвестными современным школьникам огромными счетами, чернильницами и гусиными перьями. В июле 2011 года решением Министерства образования, молодежи и спорта Чешской республики Национальная библиотека им. Коменского была интегрирована в состав педагогического музея. Основной целью деятельности библиотеки является содействие изучению науки и искусства всех желающих. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 3, pp. 6–7
Стр.6
Посещение учеными Южного Урала музея Яна Амоса Коменского в Праге Сегодня в музейной библиотеке хранится богатая коллекция книг и журналов. Библиотека предлагает ознакомиться как с книгами выдающихся педагогов и писателей прошлых веков, так и с современными изданиями для преподавателей, школьников и студентов различной научной направленности. Среди уникальных коллекций в библиотеке хранятся учебники начальных классов средней школы начала XIX века, труды чешских и зарубежных авторов, планы учебных программ и дисциплин, а также научные журналы и литература для детей и молодежи, датированная концом XVIII века. В настоящее время в концепцию работы педагогического музея Я.А. Коменского входит проведение научных конференций, симпозиумов и организация курсов повышения квалификации, обучающих программ для преподавателей средних и высших образовательных организаций. Следуя принципу наглядности, впервые предложенному великим чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них, считаем полезным посетить этот старейший педагогический музей. Материал подготовлен канд. пед. наук Е.В. Ананьиной, Т.Г. Безноговой, канд. филол. наук М.В. Ползуновой, ОТИ НИЯУ МИФИ, г. Озерск Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2015. Т. 7, № 3. С. 6–7 7
Стр.7
СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗДАНИИ Серия основана в 2009 году. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-57405 выдано 24 марта 2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 февраля 2010 г. № 6/6 журнал включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Сведения о журнале ежегодно публикуются в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich’s Periodicals Directory». Подписной индекс 29212 в объединенном каталоге «Пресса России». Периодичность выхода – 4 номера в год. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ 1. В редакцию предоставляется печатный вариант статьи и ее электронная версия (документ Microsoft Word), экспертное заключение о возможности опубликования работы в открытой печати, сведения об авторах (Ф.И.О., место работы, звание и должность – для всех авторов статьи, сроки обучения в аспирантуре – для аспирантов, контактная информация (адрес, телефон, e-mail)). 2. Структура статьи: УДК, ББК; название, список авторов, место работы авторов на русском языке; название, список авторов, место работы авторов на английском языке; аннотация (от 150 до 250 слов) и ключевые слова на русском языке; аннотация и ключевые слова на английском языке; текст работы, литература (ГОСТ 7.1-2003), литература на латинице. На отдельной странице приводятся сведения об авторах на русском и английском языках. 3. Параметры набора. Поля: зеркальные, верхнее – 23, нижнее – 23, левое – 22, правое – 25 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14. Отступ красной строки – 0,7 см, интервал между абзацами – 0 пт, междустрочный интервал – полуторный. Рисунки и схемы должны быть сгруппированы и иметь названия. 4. Адрес редакции научного журнала «Вестник ЮУрГУ» серии «Образование. Педагогические науки»: Россия, 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус 3А, ауд. 522, ЮжноУральский государственный университет. Тел. 8 (351) 267-97-54, ответственному редактору профессору Котляровой Ирине Олеговне, ответственному секретарю доценту Волковой Милене Александровне. 5. Полную версию правил подготовки рукописей и пример оформления можно загрузить с сайта журнала vestnik.susu.ac.ru/ped. 6. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается. Редактор А.Н. Ивашкина, А.Ю. Федерякин Компьютерная верстка И.А. Захаровой Издательский центр Южно-Уральского государственного университета Подписано в печать 28.08.2015. Формат 6084 1/8. Печать цифровая. Усл. печ. л. 13,02. Тираж 500 экз. Заказ 386/455. Отпечатано в типографии Издательского центра ЮУрГУ. 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.
Стр.109

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.