Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История Удмуртии (290,00 руб.)

0   0
АвторыВолкова Люция Аполлосовна
ИздательствоГГПИ
Страниц222
ID272627
АннотацияВ учебном пособии в форме курса лекций излагается краткое содержание истории и культуры Удмуртии с древнейших времен до сегодняшних дней. Материал систематизирован в пяти разделах по тематико-хронологическому принципу (общие географические, этносоциальные и административно-территориальные сведения, археологическая история, дореволюционная история, история Удмуртии советского периода и современная история Удмуртской Республики). Пособие предназначено для изучения в цикле национально-регионального компонента образовательного стандарта студентами вузов в курсе «История Удмуртии» или «История и культура Удмуртии», учащимися средних специальных профессиональных учебных заведений в курсе «История и культура края», школьниками в курсе «История культуры народов Удмуртии». Рекомендуется также краеведам, интересующимся историко-культурными процессами родного края.
УДК908
ББК63.3(2Рус.Удм)я73
История Удмуртии / Л. А. Волкова .— Глазов : ГГПИ, 2014 .— 222 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/272627 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. <...> Материал систематизирован в пяти разделах по тематико-хронологическому принципу (общие географические, этносоциальные и административно-территориальные сведения, археологическая история, дореволюционная история, история Удмуртии советского периода и современная история Удмуртской Республики). <...> История археологических исследований в Камско-Вятском бассейне ............... 19 Тема 2. <...> Исторические и этногенетические процессы в эпоху железного века в Камско-Вятском бассейне (VIII в. до н.э. <...> Исторические и этногенетические процессы в Камско-Вятском бассейне в эпоху Средневековья (V – XV вв.) <...> Национально-государственное строительство в Удмуртии в 1917 – 1930-е гг. <...> Удмуртия в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) <...> Материал систематизирован по тематико-хронологическому принципу и сосредоточен в пяти разделах: Удмуртская Республика. <...> Были использованы материалы таких изданий, как Энциклопедия «Удмуртская Республика», «Хрестоматия по истории Удмуртии», «Очерки истории Удмуртской АССР» (в 2 т.), «История Удмуртии. <...> В Удмуртии 6 городов (Ижевск, Глазов, Сарапул, Воткинск, Можга, Камбарка), 25 сельских районов, 10 поселков городского типа, 2 117 сельских населенных пунктов. <...> Удмуртия впервые обрела государственность 4 ноября 1920 г. под названием Вотская автономная область. <...> В 1932 г. она была переименована в Удмуртскую автономную область. <...> Автор герба и флага – художник Ю.Н. Лобанов, автор музыки гимна – композитор А.Г. Корепанов, авторы текстов гимна: на удмуртском языке – Т.Г. Владыкина, на русском языке – А.А. Шепталин. <...> Прудов насчитывается до 800, самые крупные Ижевский, Воткинский, Камбарский, Пудемский (от 2 400 до 350 га). <...> Основан в 1760 г. как поселок Ижевский завод графа П.И. Шувалова. <...> Основные виды продукции: ОАО «Ижмаш» – оружие, мотоциклы, легковые <...>
История_Удмуртии.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
История_Удмуртии.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .................................................................................................................................... 4 Раздел I. Удмуртская Республика. Общие сведения Тема 1. Удмуртская Республика. Общие сведения ................................................................. 6 1. Административно-территориальное устройство ............................................................... 6 2. Физико-географическая характеристика ............................................................................ 7 3. Социально-демографический и этнический состав ........................................................ 10 4. Краткие сведения о городах .............................................................................................. 11 Методические материалы ...................................................................................................... 14 Приложения ............................................................................................................................. 16 Раздел II. Археологическая история Удмуртии (40 тыс. до н.э. – XV в.) Тема 1. История археологических исследований в Камско-Вятском бассейне ............... 19 Тема 2. Исторические и этногенетические процессы в эпоху камня и бронзы в Камско-Вятском бассейне ............................................................................................................ 21 Тема 3. Исторические и этногенетические процессы в эпоху железного века в Камско-Вятском бассейне (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) ................................................................ 27 Тема 4. Исторические и этногенетические процессы в Камско-Вятском бассейне в эпоху Средневековья (V – XV вв.) ........................................................................................... 32 Учебные задания ..................................................................................................................... 37 Методические материалы ...................................................................................................... 39 Приложения ............................................................................................................................. 41 Раздел III. Дореволюционная история Удмуртии (XVI – начало XX в.) Тема 1. Присоединение территории Удмуртии к Русскому централизованному государству .................................................................................................................................... 50 Тема 2. Социально-экономическое развитие Удмуртии в XVI – XVIII вв. ...................... 60 Тема 3. Социальные волнения и национальное движение на территории Удмуртии в XVI – начале XIX в. ............................................................................................................ 69 Тема 4. Экономическое развитие Удмуртии в XIX – начале XX в. ................................... 77 Тема 5. Культура в Удмуртии на рубеже XIX – XX вв. ...................................................... 87 Тема 6. Этносоциальные и общественно-политические процессы в Удмуртии на рубеже XIX – XX вв. .................................................................................................................... 99 Учебные задания ................................................................................................................... 112 Методические материалы .................................................................................................... 113 Приложения ............................................................................................................................ 116 Раздел IV. История советской Удмуртии Тема 1. Октябрьская революция и Гражданская война в Удмуртии ............................... 122 Тема 2. Национально-государственное строительство в Удмуртии в 1917 – 1930-е гг. ...................................................................................................................................... 127 Тема 3. Строительство социализма в Удмуртии в 1920-е – 1941 гг. ............................... 134 Тема 4. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) .................. 145 Тема 5. Социально-экономическое и культурное развитие Удмуртии (1945 – середина 1960-х гг.) ........................................................................................................................ 153 Тема 6. Социально-экономическое и культурное развитие Удмуртии (середина 1960 – середина 1980-х гг.) ........................................................................................................ 161 Учебные задания ................................................................................................................... 167 Методические материалы .................................................................................................... 169 Приложения ............................................................................................................................ 175 2
Стр.2
Раздел V. История современной Удмуртии Тема 1. Удмуртия в годы перестройки (1985 – 1990-е гг.) ............................................... 180 Тема 2. Политическое и экономическое развитие Удмуртской Республики в период реформ (1990 – 2000-е гг.) ................................................................................................ 183 Тема 3. Этносоциальные процессы и развитие культуры в Удмуртии на рубеже XX – XXI вв. ................................................................................................................................ 191 Учебные задания ................................................................................................................... 203 Методические материалы .................................................................................................... 204 Приложения ............................................................................................................................ 209 Хронология событий .......................................................................................................... 210 Словарь устаревших терминов ........................................................................................ 217 Библиография ....................................................................................................................... 219 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ История – это колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими поколениями. Необходимо, чтобы подрастающее поколение правильно использовало это богатство в адаптации и социализации личности в условиях социокультурной среды своего региона и формировании гражданина России. Историческое образование обеспечивает мировоззренческие ориентиры, устанавливает взаимосвязь и преемственность поколений, формирует знания исторических фактов и представление об историческом процессе в определенных категориях и концепциях. Благодаря историческим знаниям представления о природе, человеке, обществе получают научную основу, связанную временем, движением и развитием. Цель учебного пособия. В свете новой Концепции исторического образования в России приоритетным представляется определение места и роли края в процессе общероссийского и мирового исторического развития. В связи с этим в курсе лекций выявляются закономерности и специфические проявления историко-культурных событий и процессов в Удмуртии на протяжении длительного исторического пути развития. В качестве главного принципа построения курса определена идея преемственности исторического развития и тесного взаимодействия культур народов края в разные хронологические периоды. В связи с вышесказанным формулируются образовательные задачи: - формировать понимание сложности и многообразия исторических процессов и явлений; - конкретизировать общеисторические закономерности в масштабах региона; - выявить региональную специфику историко-культурных процессов и событий; - расширить и углубить историко-культурные краеведческие знания. Пособие также призвано решить важные воспитательные задачи: - способствовать осознанию значимости истории края в общеисторических событиях и процессах; - способствовать формированию патриотических чувств и активной гражданской позиции; - способствовать формированию уважительного отношения и терпимости к историческому прошлому народов, населяющих Удмуртию. Методическая ориентация пособия направлена на формирование профессиональных навыков у студентов в плане: - накопления фактографического материала для преподавания курсов истории России и Удмуртии, а также исторического краеведения; - выработки учебно-методических приемов использования материалов региональной истории в педагогической деятельности; - приобретения навыков краеведческой и культурологической деятельности в социальной сфере. 4
Стр.4
Структура пособия. Курс «История Удмуртии» является базовым в национально-региональном компоненте исторического образования Удмуртской Республики и интегрирован с федеральным компонентом общероссийского стандарта образования. В пособии излагается краткое содержание основных разделов истории и культуры Удмуртии с древнейших времен до сегодняшних дней. Материал систематизирован по тематико-хронологическому принципу и сосредоточен в пяти разделах: Удмуртская Республика. Общие сведения, Археологическая история Удмуртии (40 тыс. до н.э. – XV в.), Дореволюционная история Удмуртии, История советской Удмуртии, История современной Удмуртии (XVI – начало XX в.). В каждом разделе представлены методические материалы (выдержки из документов, терминологические словари, карты, иллюстрации), расширяющие содержание лекций, а также учебные задания, помогающие контролировать степень усвоения тем и раздела в целом. Список литературы, хронология основных исторических событий Удмуртии и словарь устаревших терминов даны в приложении. Структура и подбор тем в пособии позволяют преподавателю творчески моделировать курс сообразно объему учебного времени и степени подготовленности обучающихся. Пособие предназначено для самостоятельного изучения студентами вузов курса «История Удмуртии» или «История и культура Удмуртии», учащимися средних специальных учебных заведений по предмету «История и культура края». Теоретические положения, фактический материал помогут также школьникам в изучении предмета «История культуры народов Удмуртии». Методологическая и учебно-методическая база. При подготовке лекционного курса автор опирался на различные работы научного, научно-популярного, учебного и методического характера. Были использованы материалы таких изданий, как Энциклопедия «Удмуртская Республика», «Хрестоматия по истории Удмуртии», «Очерки истории Удмуртской АССР» (в 2 т.), «История Удмуртии. Конец XV – начало XIX века», «История Удмуртии: XX век», «Удмуртия в годы реформ: 1999 – 2001». Большую помощь в теоретико-методологическом, фактографическом и методическом плане оказали труды ученых и преподавателей Удмуртии, в особенности работы А.А. Александрова, Р.А. Владимировой, В.Е. Владыкина, В.Ю. Войтовича, Р.Д. Голдиной, М.В. Гришкиной, М.Г. Ивановой, К.И. Куликова, Н.П. Лигенко, П.Н. Луппова, Л.Д. Макарова, Г.А. Никитиной, Н.П. Павлова, Е.Ф. Шумилова. Труды этих и многих других исследователей с благодарностью приведены в библиографическом списке Приложения. Автор выражает глубокую признательность рецензентам Н.И. Шутовой и О.Н. Леконцеву, а также всем коллегам, преподавателям кафедры отечественной истории ГГПИ, обсудившим и рекомендовавшим данное пособие к изданию. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.