Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Москва

Москва №4 2015 (110,00 руб.)

0   0
Страниц241
ID272437
АннотацияЖурнал «Москва» один из старейших «толстых» литературно-художественных журналов. Выходит с 1957 года. В 1966–1967 годах опубликовал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1989–1990 годы — «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В основе журнальной политики — принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Сегодня, на фоне бесплодных политических импровизаций, именно это програмное положение смотрится серьезнее и основательнее курсов многих изданий, которые поспешили «примкнуть» или «сомкнуться» с политическими тенденциями, возникшими в это наисмутнейшее из времен русской истории. Наш читатель — гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».
Москва .— 2015 .— №4 .— 241 с. — URL: https://rucont.ru/efd/272437 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Фет Афанасий Афанасьевич ..................... МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Галина ЩЕРБОВА. <...> Леонид Иванович был сердечно добрым и тонким человеком. <...> Работал директором средней школы на станции Гусиное Озеро (Бурятия). <...> Называли и имена руководителей организации — Игорь Огурцов и его правая рука Михаил Садо. <...> Только один хор — и хор этот выставлял восточный факультет. <...> В таком городе, скажу дерзновенно, не мог не появиться Игорь Огурцов, человек особого, духовно-музыкального склада. <...> Убежден, что организация Огурцова могла возникнуть только в граде великого Петра и только в стенах двенадцати коллегий преобразователя, доставшихся университету и его основателю, графу Сергею Семеновичу Уварову, и, что особенно важно, Огурцов должен был поступить именно на самый уникальный факультет в стране — восточный. <...> Восточный факультет должен был стать нашей судьбой. <...> Тем не менее в 2005 году восточный факультет отметил свое 200-летие, гордо полагая, что всякому началу истоком является казенное или, точнее, штаты. <...> Опыт восточного факультета показал, что глубокое соприкосновение с восточной тематикой и чужими этносами пробуждает в ребятах даже из российской глубинки особый свет «русскости» и высокого патриотизма. <...> Когда мы поступили на восточный факультет, он, при малых размерах самый малочисленный в университете, унаследовал научный аристократизм. <...> Пожалуй, лучшим продуктом тогдашнего Питера был сам Игорь Огурцов. <...> Теперь, как выяснится позже, Игорь Вячеславович Огурцов намеревался срубить новые Кижи и создать новую Россию. <...> Михаил Садо был у Игоря руководителем контрразведки и правой рукой. <...> Михаил Садо после тюрем и лагерей окончил духовную академию и стал священником. <...> Леонид Бородин, с которым я познакомился в Москве, стал известным писателем и главным редактором журнала «Москва», где они вместе с Крупиным развивали христианское просвещение, убежденные, по слову обожаемого женщинами святого, что «Россия платочками спасется <...>
Москва_№4_2015.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Москва_№4_2015.pdf
Журнал русской культуры Выходит с марта 1957 г. УЧРЕДИТЕЛИ: Союз писателей России Российский Фонд Мира Трудовой коллектив журнала «Москва» 16+ СОДЕРЖАНИЕ Вспоминая Л.И. Бородина Сергей ШАРГУНОВ. Бородин .......................................................................................... 3 Кавад РАШ. Братья крестовые .......................................................................................... 6 Юлия ЕРЕМЕЕВА. Год чуда и печали в одноименной повести Л.И. Бородина ................................................................................................................ 15 Вера БОРОДИНА. «Не года, а жемчужная нить...» ............................................. 21 ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Игорь ШТОКМАН. В тот давний синий вечер. Рассказы .................................... 25 Серафим ВВЕДЕНСКИЙ. Версификация. Стихи ................................................. 37 Владимир КАЗАКОВ. Синие ботинки и белая соломенная шляпа. Рассказ ........................................................................................ 41 Елена ДАНЧЕНКО. На белый свет не надышусь. Стихи .................................... 50 Михаил ЖУТИКОВ. Гений инженера Босенко. Ретро-поэма .......................... 56 Макс ЕРШОВ. Преддверие. Стихи ............................................................................ 119 Валентин ПОЗДЫШЕВ. Поисковая работа. Рассказ . ......................................... 123 ПУБЛИЦИСТИКА Зоран МИЛОШЕВИЧ, Александра МИРОВИЧ. Ядовитые плоды ............... 142 Игорь НИКОЛАЙЧУК. «Дело “Pussy Riot”» ....................................................... 153 КУЛЬТУРА Всеволод ТРОИЦКИЙ. Современная школа ......................................................... 165 «Славка приехал, песняка будем задавать!» Беседа с Вячеславом Михайловичем ЩУРОВЫМ ....................................................... 174 Михаил ПОПОВ. Ксеркс ................................................................................................ 188 Антология одного стихотворения. Фет Афанасий Афанасьевич ..................... 203 МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ Галина ЩЕРБОВА. «Я сильным был, но ветер был сильнее...» — Алексей ИВИН. Свидетельства старины в современной полиграфии. — 4 2015
Стр.1
Алекс ГРОМОВ. Чудо любви. — Возвышение души. — Ирина БАЙРАК. Москва — третий рай. — Валентина ФИЛАТОВА. Правосудие перед лицом террора ................................................................................................... 206 МОСКОВСКАЯ ТЕТРАДЬ Алексей МИНКИН. Как Раменки да Никулино на Лыщикову гору взошли ...................................................................................... 220 ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ Православная культура и современная массовая культура. О новой книге протоиерея Александра ШАРГУНОВА .............................................................. 226 Священник Валерий ДУХАНИН. Заступница усердная или «вражеский “ангел-хранитель”»? ................................................................ 234 Главный редактор В.В. АРТЕМОВ (495) 691-71-10 Генеральный директор В.В. КОВАЛЕВ (495) 691-83-91 Ответственный секретарь О.И. КИРЕЕНКО (495) 691-83-64 Отдел прозы и поэзии Т.А. НЕРЕТИНА (495) 691-68-01 Отдел культуры О.Ю. ТАРАНЕНКО (495) 691-68-01 Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (495) 691-68-01 Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (495) 691-83-84 Заведующая редакцией М.В. БИКАШОВА (495) 691-71-10 Корректор О.И. ИВАНОВА Технический редактор Е.Ю. ЕРОФЕЕВА Общественный совет: игумен ЕВФИМИЙ (МОИСЕЕВ), П.Н. КРАСНОВ, В.Н. КРУПИН, В.А. КУЛЬЧИЦКИЙ, П.В. МУЛЬТАТУЛИ, И.И. ПЕРЕВЕРЗИН, В.Г. РАСПУТИН , А.С. САЛУЦКИЙ, М.Б. СМОЛИН (председатель), архимандрит ТИХОН (ШЕВКУНОВ), И.Р. ШАФАРЕВИЧ Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года. Рукописи, присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только в распечатанном виде по адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии. Подписано в печать 26.03.15. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Тираж 1480 экз. Заказ 1546. Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП». Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон +7(495) 691-71-10. Факс +7(495) 691-07-32. Электронная версия журнала: www.moskvam.ru e-mail: priem@moskvam.ru Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор». 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1. Сайт: www.chpd.ru; e-mail: sales@chpk.ru, 8(495) 988-63-87. ISSN 0131–2332 Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. © Журнал «Москва» № 4, 2015
Стр.2
ВСПОМИНАЯ ЛЕОНИДА ИВАНОВИЧА БОРОДИНА СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ БОРОДИН Серым зимним днем по булыжникам Старого Арбата я пришел к Леониду Ивановичу Бородину в редакцию журнала «Москва». Читал его книги, было интересно познакомиться и поговорить. А еще меня мучило любопытство. Хотелось узнать, правдива ли одна история в его мемуарах — будто бы на зоне в самые советские годы уголовник-«мокрушник» поведал ему народное пророчество: генсеки начнут умирать один за другим, а затем все зашатается, обрушится и перевернется с приходом «Мишки меченого»… Неужели так и сказал? Бородин подтвердил с порога: «Именно так… Простому зэку, убийце кто-то взял и нашептал…» Комнату главреда наполнял его дым непрестанного курильщика. «По три пачки в день», — он хоть и был болен, ссылался на то, что врачи запретили резко бросать. Он запомнился мне предупредительным, деликатным, сдержанным, скупым в речах и движениях, с искрами добродушного смеха в глазах. Чуткая настороженность. Он был жилист, худ, сух, как тюремный сухарь. Что-то в лице его напоминало птицу, узнавшую неволю, может быть, раненую — жажда воли и затаенная боль. Помню, чай мы пили крепкий, чернющий. Бородин обмолвился о своей горячности: расшвырял однажды большую сумму по друзьям, накрыв на каждом углу поляну, и я как бы и не поверил, вроде и не похож на
Стр.3
4 ВСПОМИНАЯ ЛЕОНИДА ИВАНОВИЧА БОРОДИНА удалого купчину, но потом понял: да, может и жечь, и гулять. Скрытая пружина лихого праздника. И скрытая пружина мятежа. В его повадках и речи было упрямство. Он упрямо целую жизнь сквозь лагерные сроки противоборствовал системе, стоял на своем и не сдался до самого освобождения. Еще он рассказал: в 90-е «бомбил» на машине, да и теперь, случается, подрабатывает извозом. — Наверно, много историй, персонажей, — предположил я, подразумевая книжный подтекст, народничество и все такое. — Да нет, я помалкиваю. А я молчу, и человек обычно молчит, мое дело — баранку крутить. Мне кажется, и со мной он «помалкивал» — был искренен, откровенен, но моментально и привычно взвешивал каждое слово. Рассказывал, как поддерживала и ждала жена. Говорил о нехватке нужной литературы, о том, что все уже сказал и дописывать повести не будет, что его не слышат и эфир не дадут — боятся «непредсказуемости», но в литературных оценках был суров — хоть и умел разглядеть талантливое (даже Пелевина назвал талантливым), все же с подозрительным прищуром относился к новому. Говорил о чувстве сопричастности к народу и его давних тяготах, и, пожалуй, все сводилось к поэтичной и выстраданной опытно и совестно формуле, однажды им записанной: «Как это желательно — видеть линию своей судьбы штрихом на плане судьбы народной». Говорил о смуте (эта тема его не отпускала) и о том, как слабы надежды на возрождение — страна, как ржавый корабль, обросший ракушками, и помочь может только кто-то «дерзкий» и мощный — придет, обскребет, встряхнет. Но и о том говорил Бородин, что и из смуты, из мути времени может явиться спасение — ведь и Романовы изначально были близки к полякам, а страну собрали. Он признавался, что «готов был пожертвовать чем угодно, чтобы только не допустить никаких разрушений в стране», с детства хотел надежной, крепкой власти — и спрашивал бабушку: «Когда Сталин умрет — его сын будет править?» — и потом, когда закрутились вихри перестройки, вслед за Солженицыным думал: без твердой руки все распадется. Рассказал интересные детали заговора, который готовил с Игорем Огурцовым — поскольку решения принимают лишь несколько человек, их нужно взять на квартирах, например, министра обороны держать под пистолетом. Изложил понятно и обдуманно, хоть и с некоторой усмешкой над мечтаниями молодости, цели заговора — христианизация жизни: не в смысле навязывания всем религии, а чтобы заботиться о страждущих, то есть о большинстве, и установить нравственные принципы во власти, ведь «если выстроить сто человек неверующих и сто человек верующих, среди верующих будет больше хороших людей, чем среди неверующих». Когда напоследок заговорили о сложностях религиозного пути и о различиях между традицией и личной верой, он вдруг ласково сказал: — Крокодилы очищали Нил. — Что, Леонид Иванович? — Ну, как будто бы детство человечества, Древний Египет, жрецы водят хороводы вокруг крокодилов, а теперь ученые установили: оказывается, они очищали воду. Вот так… Много секретов… — И он повторил, как-то испытующе глядя мне в глаза: — Крокодилы очищали Нил. Я был так зачарован этой фразой, что даже не усомнился. Помню, приехал на окраинную станцию метро, возле которой среди мороза, заведенная, выпуская дым, стояла простецкая машина, внутри
Стр.4