П. Г. Демидова
Кафедра теории и практики коммуникации
Активные процессы
в массовой коммуникации
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Филология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
УДК 070:654(075.8)
ББК С550.74я73
А72
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> A72
Методические указания включают теоретические
материалы для самостоятельного изучения и систему
коммуникативно-творческих заданий для домашней
работы. <...> Предназначены для студентов, обучающихся по направлению 032700.62 Филология (дисциплина «Современная массовая коммуникация», цикл М2), очной формы обучения. <...> Общение, передача информации от человека (группы)
к человеку (группе); специфическая форма их взаимодействия
в процессе жизнедеятельности с помощью языка и других сигнальных форм связи. <...> Толкование понятия «коммуникативное пространство»:
• Физический уровень (дистанция близкая, но коммуникация
поверхностная). <...> Параметрический подход (dimensional approach) пытается очертить специфические компоненты или элементы коммуникации. <...> Процессуальный подход (process approach) фокусируется
на динамических характеристиках (как внутренних, так и внешних) отправителя и получателя сообщения. <...> Коммуникативистика
как интегрированная область научного знания
Коммуникативистика — наука, изучающая систему
средств и коммуникативных функций массовой информации. <...> 6
Коммуникативистику обычно называют интегративной
областью знания, теоретические основы которой синтетичны: ее можно сравнить с большим зонтом, спицами которого являются теоретические аксиомы стилистики, риторики, генристики; культурологии, рекламоведения, журналистики; психологии,
политологии, социологии, этнологии, антропологии; информатики и медиакультуры. <...> В настоящий момент коммуникативистика
переживает период популярности и востребованности, в связи
с универсальностью своих инструментальных <...>
Активные_процессы_в_массовой_коммуникацииМетодические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра теории и практики коммуникации
Активные процессы
в массовой коммуникации
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по направлению Филология
Ярославль
ЯрГУ
2013
1
Стр.1
УДК 070:654(075.8)
ББК С550.74я73
А72
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2013 года
Рецензент
кафедра теории и практики коммуникации
Составитель
Л. Г. Антонова
Активные процессы в массовой коммуникации:
A72
метод. указания / сост. Л. Г. Антонова. — Ярославль :
ЯрГУ, 2013. — 80 с.
Методические указания включают теоретические
материалы для самостоятельного изучения и систему
коммуникативно-творческих заданий для домашней
работы.
Предназначены для студентов, обучающихся по направлению
032700.62 Филология (дисциплина «Современная
массовая коммуникация», цикл М2), очной формы
обучения.
УДК 070:654(075.8)
ББК С550.74я73
© ЯрГУ, 2013
2
Стр.2
Оглавление
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ КУРСА............................3
Тема 1. Основные понятия теории коммуникации........................3
Тема 2. Коммуникативистика
как интегрированная область научного знания.......................6
Тема 3. Основные понятия массовой коммуникации....................9
Тема 4. О законах современной массовой коммуникации..........14
Тема 5. К вопросу о поликодовости
современного информационного пространства....................20
Тема 6. Медиакоммуникация и медиатекст..................................24
Тема 7. Подходы к характеристике современных жанров
массовой коммуникации..........................................................31
7.1. Самостоятельное изучение материала
и подготовка к коллоквиуму....................................................31
7.2. Опыты прикладного использования моделей
жанрового анализа....................................................................33
Тема 8. Актуальные вопросы социальной
и межкультурной коммуникации............................................38
8.1. Самостоятельное изучение материала
и подготовка к коллоквиуму...................................................38
8.2. Методические рекомендации для подготовки
к коллоквиуму...........................................................................42
Тема 9. Блоги и блоггеры: опыты оценки
коммуникативной состоятельности........................................42
9.1. Общая характеристика проблемы интернет-дневника.........42
9.2. Авторская стилистика записей в блоге.
Общая характеристика интернет-дневника...........................47
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ..........52
Материал для контрольных работ по курсу
«Современная массовая коммуникация»...............................52
Индивидуальные вопросы и задания для подготовки к экзамену
по курсу «Современная массовая коммуникация»...............64
Вопросы по курсу в программе
итогового квалификационного экзамена...............................69
Примерная тематика рефератов
и индивидуальных сообщений по курсу................................72
79
Стр.79