Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Редакционная коллегия серии: д-р филол. наук, проф. <...> Сложные предложения в современном русском языке: ортологический аспект ДИСКУРСОЛОГИЯ И ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ ВИЛЬДАНОВА Г.А. <...> Специфика эвфемизации в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале английского языка) . <...> Комплексный метафорический образ Мадонны в медиа-дискурсах России и США . <...> Темпоральная ось метафорического сценария «Будущее России» (на материале политических текстов XIX–XX вв.) <...> Базовые подходы к созданию универсального медиатекста в Интернет-СМИ . <...> Развитие читательской компетентности цифрового пользователя посредством составления учебного пользовательского словаря . <...> ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ ВЫГОВСКАЯ Д.Г. Динамика изменений ценностных ориентаций россиян (на примере исследования общечеловеческой ценности «безопасность») . <...> Фразеологизмы признака-номинации положительного облика лица, связанного с его общей положительной оценкой окружающими (на материале произведений Бориса Акунина) САРАЕВ Л.О. <...> Нарративный анализ как метод исследования языкового сознания . <...> The Complex Metaphorical Image of Madonna in Media-Discourses of Russia and America . <...> Автор обращает внимание на то, что языковая эмотивность – это опирающаяся на образное мышление сфера языкового сознания, а эмотивный синтаксис – это система синтаксических структур, заключающих потенцию эмоциональности, которая реализуется в силу интеграции – фундаментального принципа эмотивного представления и основы формирования грамматических категорий эмотивного синтаксиса. <...> Ключевые слова: эмотивность, эмотивный синтаксис, категория эмотивного синтаксиса, синтаксическая структура предложения/ высказывания. <...> Эмотивный синтаксис противопоставляется логическому (термин «логический <...>
Вестник_Южно-Уральского_государственного_университета._Серия_Лингвистика_№2_2013.pdf
Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский
государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Редакционная коллегия серии:
д-р филол. наук, проф. О.А. Турбина
(отв. редактор),
д-р филол. наук, проф. Т.Н. Хомутова,
д-р филол. наук, проф. Е.В. Харченко,
д-р филол. наук, проф. М.Х. Парзулова,
канд. филол. наук, доц. О.А. Солопова,
Е.С. Жеребятьева (отв. секретарь)
26455 выдано 13 декабря 2006 г. Федеральной
службой
Серия основана в 2004 году.
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77по
надзору
за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций
и охране культурного наследия.
Решением Президиума Высшей аттестационной
комиссии Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 февраля 2010 г. № 6/6
журнал включен в «Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов и изданий, в
которых должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций на соискание
ученых степеней доктора и кандидата наук».
Сведения о журнале ежегодно публикуются
в международной справочной системе по
периодическим и продолжающимся изданиям
«Ulrich’s Periodicals Directory».
Подписной индекс 29016 в объединенном
каталоге «Пресса России».
Периодичность выхода – 2 номера в год.
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ГРАММАТИКА: СИНТАКСИС ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ТУРБИНА О.А. Природа эмотивного синтаксиса и его категорий ................................................
ХАКИМОВА Е.М. Сложные предложения в современном русском языке: ортологический аспект
ДИСКУРСОЛОГИЯ И ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
ВИЛЬДАНОВА Г.А. Специфика эвфемизации в условиях компьютерно-опосредованной
коммуникации (на материале английского языка) ...........................................................................
КАРАМОВА А.А. Текст и дискурс: соотношение понятий ...........................................................
КОЛТЫШЕВА С.Я. Комплексный метафорический образ Мадонны в медиа-дискурсах России
и США ...........................................................................................................................................
СОЛОПОВА О.А. Темпоральная ось метафорического сценария «Будущее России» (на материале
политических текстов XIX–XX вв.) ........................................................................................
ХОМУТОВА Т.Н., ПЕТРОВ С.Г. Научно-популярный текст: интегральная модель ..................
ШЕСТЕРКИНА Л.П., ЛОБОДЕНКО Л.К. Базовые подходы к созданию универсального медиатекста
в Интернет-СМИ ................................................................................................................
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
МИНЬЯР-БЕЛОРУЧЕВА А.П., ПОКРОВСКАЯ М.Е. Особенности перевода исторических
терминов ...............................................................................................................................................
ХАРЧЕНКО Е.В., НИН ХУАЙ ИН. Образ собеседника в языковом сознании носителей русской
и китайской культур (на примере русско-китайских переговоров) .......................................
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
РАДЧЕНКО Е.В., ГУДЗЕНКО Д.В. Проблема категории отношения в современной философии,
логике и языкознании ...............................................................................................................
ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА
ГЕЙХМАН Л.К., СТАВЦЕВА И.В. Развитие читательской компетентности цифрового пользователя
посредством составления учебного пользовательского словаря .................................
ХОМУТОВА А.А. Фонетическая компетенция: структура, содержание ..................................
ШЕРЕМЕТЬЕВА С.О., ОСМИНИН П.Г. База знаний для автоматического определения
содержания реферата ................................................................................................................
ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ
ВЫГОВСКАЯ Д.Г. Динамика изменений ценностных ориентаций россиян (на примере
исследования общечеловеческой ценности «безопасность») .........................................................
КЕЛАРЕВА Д.Б. Развитие анекдота в эпоху барокко .....................................................................
МАТАШ К.А. Фразеологизмы признака-номинации положительного облика лица, связанного с
его общей положительной оценкой окружающими (на материале произведений Бориса Акунина)
САРАЕВ Л.О. Концептуализация «качества инструмента» в немецкой лексике ..........................
ФЕДОРОВА Е.В. Ритмико-синтаксические особенности прозы М. Цветаевой ...........................
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
АХРАМЕНКО К.В. Ассоциативный эксперимент как метод изучения корпоративной культуры
военных ......................................................................................................................................... 103
ДУБРОВСКИХ Т.С. Книга Н. Асеева «Расстрелянная земля. Фантастические рассказы» как
художественное единство ................................................................................................................... 105
МАРКУСЬ А.М. Мемуарно-дневниковая проза периода Великой Отечественной войны ......... 107
НЕНАХОВА Е.А. Исследование образа профессионала в языковом сознании дошкольников
с учетом возрастных и гендерных особенностей ............................................................................ 109
РЕПЬЕВСКАЯ М.В. Нарративный анализ как метод исследования языкового сознания ....... 111
САЛТЫКОВА М.С. Прагматический аспект реализации модальности текста ........................... 113
ФАЙЗРАХМАНОВА А.Р. Попытка описания наполнения образа по результатам ассоциативного
эксперимента ............................................................................................................................... 115
ФИНАЕВА Т.В. Анализ таксономий аудитивных умений ............................................................. 117
82
85
89
93
97
65
71
77
61
47
54
4
10
15
19
24
32
37
42
Издательский центр ЮУрГУ, 2013
Стр.2
CONTENTS
GRAMMAR: SYNTAX
TURBINA O.A. Nature of Emotive Syntax and its Categories .....................................................................
4
KHAKIMOVA E.M. Complex Sentences in the Modern Russian Language: Orthological Aspect ............. 10
DISCOURSE ANALYSIS AND COMPUTER-MEDIATED COMMUNICATION
VILDANOVA G.A. Specificity of Euphemisation in Computer-Mediated Communication
(in the English Language) ......................................................................................................................... 15
KARAMOVA A.A. Text and Discourse: Notions Correlation ................................................................. 19
KOLTYSHEVA S.Y. The Complex Metaphorical Image of Madonna in Media-Discourses
of Russia and America .............................................................................................................................. 24
SOLOPOVA O.A. Temporal Component of the Metaphoric Scenario “Russia’s Future” (based on the
Material of Political Texts of the XIXth – XX th Centuries) ...................................................................... 32
KHOMUTOVA T.N., PETROV S.G. Popular Science Text: Integral Model .......................................... 37
SHESTERKINA L.P., LOBODENKO L.K. Basic Approaches to the Production of a Universal Media
Text in Online Media ................................................................................................................................. 42
INTERCULTURAL COMMUNICATION
MINIAR-BELOROUTCHEVA A.P., POKROVSKAYA M.E. Translation Peculiarities
of Historical Terms ................................................................................................................................... 47
KHARCHENKO E.V., NING HUAIY ING. The Image of the Interlocutor in Linguistic Consciousness
of Representatives of Russian and Chinese Cultures (on the Basis of Russian-Chinese Negotiations) .... 54
MODERN LINGUISTICS TERMS AND NOTIONS
RADCHENKO E.V., GUDZENKO D.V. The Problem of Category of Relations in Modern
Philosophy, Logics and Linguistics ................................................................................................. 61
APPLIED LINGUISTICS AND LINGUISTIC DIDACTICS
GEYKHMAN L.K., STAVTSEVA I.V. The Development of Digital User’s Reading Competence by
Making a Customized Learner’s Dictionary ........................................................................................... 65
HOMUTOVA A.A. Phonetic Competence: Content and Structure .......................................................... 71
SHEREMETYEVA S.O., OSMININ P.G. Knowledge Base for Extraction of Summary Content .......... 77
GREEN PAGES
VYGOVSKAYA D.G. Dynamics of Changes of the Russians’ values (based on the research of the
universal value “safety”) ........................................................................................................................... 82
KELAREVA D.B. Development of Anecdotes in the Era of Baroque ................................................... 85
MATASH K.A. Phraselogical Units of the Feature-Nominations of the Positive Appearance Connected
with its General Positive Evaluation by the Surrounding Persons (based on the material from Boris
Akunin’s books) ..................................................................................................................................
89
SARAEV L.O. Conceptualization of “Quality of an Instrument” in German Lexicon ............................ 93
FEDOROVA E.V. Features of Rhythm and Syntax of M. Tsvetaeva’s Prose ........................................ 97
BRIEF REPORTS
AKHRAMENKO K.V. Associative Experiment as a Method of the Military Corporative Culture Study 103
DUBROVSKIKH T.S. “The Shot Earth. Fantastic Stories” by NikolaI Aseev as Artistic Unity ............. 105
MARKUS A.M. Memory-Diary Prose of the Great Patriotic War ......................................................... 107
NENAKHOVA E.A. Researching the Image of a Professional in Pre-School Children’s Language
Consciousness (Considering Age and Gender Peculiarities) ..................................................................
REPYEVSKAYA M.V. Narrative Analysis in Investigating Linguistic Consciousness ......................... 111
SALTYKOVA M.S. The Problem of Expressing Text Modal Meanings: Pragmatic Aspect .................. 113
FAIZRAKHMANOVA А.R. An Attempt to Describe the Content of the Image (based on the results
of associative experiment) .................................................................................................................... 115
FINAEVA T.V. Analysis of Listening Skills Taxonomies .................................................................... 117
109
2013, том 10, № 2
3
Стр.3