№ 1, 2007 УДК 37.013.3:378 А. С. Мещеряков, С. А. Влазнева ОПТИМИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ И ДЕЛОВЫХ ИГР1 В статье на основе использования методики планирования многофакторного эксперимента выявлены факторы, влияющие на качество экономической подготовки студентов по содержанию, формам, средствам, методам обучения, контролю и оценке знаний. <...> Выявленные факторы вошли в разработанную модель экономической подготовки студентов вузов. <...> Анализ психолого-педагогической и экономической литературы, посвященной различным аспектам оптимизации профессиональной подготовки [1–4], показывает, что при выборе путей оптимизации экономической подготовки студентов вузов из всех компонентов учебного процесса особое внимание должно быть уделено содержанию, формам, средствам, методам обучения, контролю и оценке знаний. <...> С точки зрения академика Ю. К. Бабанского, оптимальным считается процесс обучения, отвечающий одновременно следующим критериям: а) содержание, структура и логика его функционирования обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития; б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отводимых действующим учебным планом [1]. <...> Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия, на основании которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них. <...> Вопреки требованиям логики, настаивающей на том, чтобы критерий являлся бы совокупной и исчерпывающей характеристикой объекта исследования и содержал только один показатель, в педагогических процессах он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия, протекающие в педагогической системе. <...> Одни и те же показатели работы могут получаться при разной напряженности. <...> Исходя из выше сказанного, в качестве критерия оптимизации экономической <...>