Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Военно-промышленный курьер

Военно-промышленный курьер №4 2014 (20,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID268402
АннотацияОбщероссийская еженедельная газета. Публикует информационные и аналитические материалы по широкому кругу проблем общеполитической, военной и экономической жизни Российской Федерации, стран СНГ, дальнего зарубежья. Освещает состояние и перспективы оборонно-промышленного комплекса России. В центре внимания - хроника главных событий, создание отечественной военной техники и вооружения, выполнение гособоронзаказа, отраслевые особенности развития и реформирования, внешнеэкономическая деятельность структур ОПК.
Военно-промышленный курьер .— 2014 .— №4 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/268402 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ЕГИПЕТ УСТАЛ ЕГИПЕТ УСТАЛ ОТ ЭКСТРЕМИСТОВ ОТ ЭКСТРЕМИСТОВ Теперь народ возлагает02надежды на армию02 Теперь народ возлагает надежды на армию ТЕМА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ И ОБОРОНА СТРАНЫ Валерий ГЕР СИМОВ, Валерий ГЕРАСИМОВ, генерал армии, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии, начальник Генерального штаба ру р ВАЖНЕЙШАЯ ЗА ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ И ОЦЕНКА ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫРАБОТКА НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫРАБОТКА НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУ АРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ ТЕНДЕНЦИИ ТЕНДЕР МОЖЕТ БЫТЬ ОТМЕНЕН корпорации «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited – HAL) ускорить разработку легкого многоцелевого вертолета по программе LUH (Light Utility Helicopter) в связи с тем, что тендер 2009 года на поставку 197 вертолетов зарубежного производства может быть отменен. <...> Вооруженные силы Индии испытывают острую потребность в вертолете, который может перевозить людей и военные грузы на поле боя в условиях высокогорья северной Индии на границе с Китаем и Пакистаном. <...> Сейчас армия использует там вертолеты «Четак» (Chetak) и «Чита» (Cheetah), которые производятся HAL по лицензии. <...> Официальные представители HAL сообщили, что первичная готовность вертолетов LUH может быть достигнута к 2015 году, серийное производство тогда начнется к середине 2017-го. <...> Также сухопутные войска хотят получить возможность установки на него вторых носилок, что в свою очередь потребует серьезной модернизации. <...> 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% РЫНКИ ЗАНЯТОЙ Информационная кампания против ТЕРЯЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ Наталья ПЕЧОРИНА Наталья ПЕЧОРИНА ТЕРЯЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ ЗАНЯТОЙ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИМ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ УКРАИНЕ КРИЗИСОМ УКРАИНЕ НЕ ДО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НЕ ДО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО <...>
Военно-промышленный_курьер_№4_2014.pdf
16 + 16 + ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ЕГИПЕТ УСТАЛ ЕГИПЕТ УСТАЛ ОТ ЭКСТРЕМИСТОВ ОТ ЭКСТРЕМИСТОВ Теперь народ возлагает02надежды на армию02 Теперь народ возлагает надежды на армию ТЕМА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ И ОБОРОНА СТРАНЫ Валерий ГЕР СИМОВ, Валерий ГЕРАСИМОВ, генерал армии, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал армии, начальник Генерального штаба ру р ВАЖНЕЙШАЯ ЗА ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ И ОЦЕНКА ВОЕННЫХ УГРОЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫРАБОТКА НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ ФЕДЕРАЦИИ И ВЫРАБОТКА НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУ АРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ ТЕНДЕНЦИИ ТЕНДЕР МОЖЕТ БЫТЬ ОТМЕНЕН корпорации «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited – HAL) ускорить разработку легкого многоцелевого вертолета по программе LUH (Light Utility Helicopter) в связи с тем, что тендер 2009 года на поставку 197 вертолетов зарубежного производства может быть отменен. В конкурсе участвуют ОАО «Камов» и компания «Эрбас геликоптерс» (Airbus Helicopters), которая при подаче заявки называлась «Еврокоптер» (Eurocopter). Победитель до сих пор не выбран. Первоначально с этими двумя компаниями соревновалась «Агуста/Уэстленд» (Agusta/Westland) со своим AW119, однако она выбыла на этапе технической экспертизы. «Еврокоптер» предложил индийцам вертолет AS550 C3 «Феннек» (Fennec), «Камов» – Ка-226Т. Вооруженные силы Индии испытывают острую потребность в вертолете, который может перевозить людей и военные грузы на поле боя в условиях высокогорья северной Индии на границе с Китаем и Пакистаном. Сейчас армия использует там вертолеты «Четак» (Chetak) и «Чита» (Cheetah), которые производятся HAL по лицензии. Эти модели устарели технически и морально, и военные ждут их замены около десяти лет. Если тендер по программе LUH отменят, вертолеты должны быть закуплены скорейшим образом на основе межправительственного соглашения. Контракт на производство 187 машин будет выдан к концу месяца. Официальные представители HAL сообщили, что первичная готовность вертолетов LUH может быть достигнута к 2015 году, серийное производство тогда начнется к середине 2017-го. По их словам, индийский вертолет на 10 процентов дешевле изделий «Эрбас геликоптерс» или «Камов». Одномоторный LUH будет оснащен двигателем «Турбомекка» (Turbomecca). 127 машин передут сухопутным войскам, 61 – ВВС. Их планируют использовать для разведки, наблюдения, корректировки артогня и т. д. Тендер на поставку вертолетов LUH может быть отменен не в первый раз. В 2007 году «Феннек» практически был объявлен победителем, однако жалоба американской компании «Белл хеликоптерс» (Bell Helicopters) о недостатке прозрачности в конкурсе привела к отмене результатов в 2008 году. Сейчас, как заявляют представители сухопутных сил, есть ряд проблем с испытанием машин двух конкурентов. Изделие «Эрбас геликоптер» показало себя не с лучшей стороны в высокогорье. Также сухопутные войска хотят получить возможность установки на него вторых носилок, что в свою очередь потребует серьезной модернизации. «Камов» предложил установку на свой вертолет двух двигателей западного производства, которые, однако, требуют соответствующей повторной сертификации. Минобороны Индии дало указание государственной Результаты опроса посетителей сайта www.vpk-news.ru Согласны ли вы с тем, что задача одновременного увеличения военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и модернизации собственных ВС в ответ на рост военно-технического потенциала КНР в настоящее время для Вашингтона труднодостижима? 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% РЫНКИ ЗАНЯТОЙ Информационная кампания против ТЕРЯЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ Наталья ПЕЧОРИНА Наталья ПЕЧОРИНА ТЕРЯЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ ЗАНЯТОЙ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИМ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИМ КРИЗИСОМ УКРАИНЕ КРИЗИСОМ УКРАИНЕ НЕ ДО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НЕ ДО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА проекта FGFA (Fifth Generation Fighting Aircraft) по разработке истребителя пятого поколения связана с сокращением военного и закупочного бюджета Индии, а также колоссальной стоимостью закупок и лицензионного производства выбранных в рамках тендера MMRCA (Medium Multi Role Combat Aircraft) многоцелевых истребителей Rafale, считает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. 62% ДА 20% 18% НЕТ НЕТ ЗНАЮ ЗНАЮ НЕ НЕ «Критика, прозвучавшая в адрес проекта FGFA на страницах газеты Business Standard со ссылкой якобы на ВВС Индии, не имеет под собой объективных оснований, абсурдна и искусственно состряпана, чтобы отвлечь внимание от финансовой катастрофы, которая постигнет ВВС в случае подписания контракта на закупку Rafale», – сказал эксперт. Он отметил, что в современных экономических условиях закупка французских истребителей не может быть реализована без сокращения расходов на другие программы. По его словам, обвинения в том, что русские неохотно делятся проектной информацией с Индией, полностью не соответствуют действительности: «Вся информация о проекте доступна индийским инженерам и конструкторам. Но на ритмичности совместной работы не может не отразиться частая смена управления проектом с индийской российско-индийского СТРАСТИ ВОКРУГ РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ Продолжение на стр. 06 Продолжение на стр. 06 стороны. Кроме того, она пока не обладает, к сожалению, достаточными инженерными ресурсами, чтобы обеспечить на паритетной основе выполнение своей части работ, которые, естественно, вынужденно передаются российской стороне». Циклы создания современных авиационных двигателей отличаются большой длительностью, превышающей длительность создания планера и даже борта боевых авиационных комплексов, так что двухэтапная структура создания двигателя для ПАК ФА/FGFA – вполне разумное и естественное реПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ: КАТАЛОГИ «РОСПЕЧАТЬ» – 25933, «ПОЧТА РОССИИ» – 60514 шение. Наконец, обвинение в слишком высокой стоимости проекта просто смехотворно в условиях, когда индийские ВВС собираются купить 126 устаревших Rafale за сумму, значительно превышающую 20 миллиардов евро». По мнению эксперта, в реальности кампания против FGFA объясняется обострением конкуренции за ресурсы в связи с возникшими экономическими трудностями. Темпы роста ВВП Индии упали с 10,5 процента в 2010-м до 6,3 процента в 2011-м и всего 3,2 процента в 2012-м. Соответственно военный бюджет, достигавший максимума в 39,9 миллиарда долларов в 2006–2007 финансовом году, на 2013–2014 год первоначально был запланирован уже в размере только 32,89 миллиарда долларов (2036,7 миллиарда рупий). Однако 23 января правительство решило сократить оборонный бюджет на 78,7 миллиарда рупий (1,26 млрд долл.), то есть он составит только 31,63 миллиарда долларов при условии, что не будет дальнейшего падения рупии. «Секвестр отлично функционирующей программы производства на HAL Су-30МКИ решительно невозможен, поэтому реальная конкуренция за ресурсы идет между проектами FGFA и MMRCA/ Rafale», – заметил Макиенко и добавил, что торможение роста на развивающихся рынках (в России, Бразилии, Индии и даже в КНР) носит не циклический, а структурный характер и может затянуться на 5–10 лет. В этих условиях наиболее рациональным для Индии было бы аннулирование проекта MMRCA и перераспределение средств на Су-30МКИ (до 70 единиц в дополнение к законтрактованным 272 истребителям), МиГ-29UPG и Mirage 2000-9. «Проект FGFA на этапе ОКР не будет требовать значительных расходов, а к моменту начала серийного производства можно надеяться на улучшение экономической ситуации в Индии и возобновление высоких темпов экономического роста», – проинформировал эксперт. ТРЕТИЙ А-50У ДЛЯ ВВС Летный, кабинный и инженерно-технический состав Центра боевого применения и переучивания летного состава города Иванова убыл на Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева для получения модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У, третьего в ВВС. Военные летчики проверят работоспособность силовых установок на земле, на различных режимах, готовность самолета к выполнению полета. Кроме того, он совершит три полета на средних и больших высотах, в ходе которых проверят работоспособность радиотехнического комплекса, средств связи, прохождение команд в автоматизированном режиме на борт, системы приема и обработки информации. После успешного тестирования самолет перелетит в Центр боевого применения и переучивания летного состава в Иванове на аэродром Северный. Самолет А-50У предназначен для обнаружения воздушных и надводных целей, наведения истребителей на цели, передачи информации радиолокационным станциям и наземным пунктам управления. Его основа – это мощный и современный радиолокационный комплекс «РМ». БАНГЛАДЕШ ПОЛУЧИТ УБС ЧА – ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ И ОБОРОНА СТРАНЫ Читайте материал на стр. 03 Читайте материал на стр. 03 ОСНАСТЯТ НОВЫМ ОРУЖИЕМ Оснащенность Сухопутных войск современными образцами вооружения к 2015 году достигнет 30 процентов. Спланированы закупки, а также проведение модернизации существующих образцов до современного уровня, что позволит выйти на показатель оснащенности Сухопутных войск не менее 30 процентов по основным образцам вооружения, определяющим облик системы вооружения. Для подразделений разведки в ближайшее время будут закуплены беспилотные летательные аппараты, комплексы разведки, управления и связи «Стрелец», специальные бронированные автомобили «Рысь», «Тигр-М». Для подразделений войсковой ПВО – зенитные ракетные системы и комплексы С-300В4, «Бук-МЗ», «Тор-М2». Для ракетных соединений закупят оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», для артиллерии общевойсковых соединений – реактивные системы залпового огня «Торнадо-Г», самоходные гаубицы «Мста-С» с автоматизированной системой управления наведением орудия, самоходные противотанковые ракетные комплексы «Хризантема-С». Для подразделений связи – современные средства связи тактического звена управления: командно-штабные машины, станции спутниковой связи, радиорелейные станции. Осуществляются закупки современных средств управления с поставкой в войска в соответствии с установленными приоритетами. В общевойсковые и танковые подразделения Сухопутных войск уже поступают модернизированные танки Т-72Б3 и бронетранспортеры БТР-82А. На Т-72Б3 установлены современная радиостанция, новая система управления огнем, цифровой баллистический вычислитель, позволяющий в несколько раз сократить время производимых расчетов, многоканальный прицел наводчика с тепловизионным каналом, а в боекомплект введены новые боеприпасы повышенного могущества с соответствующей доработкой автомата заряжания. ВОЙСКА ВКО И ТЕАТРЫ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСКА ВКО И ТЕАТРЫ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Собственный воздушно-космический 04 ТВД им не нужен 04 Собственный воздушно-космический ТВД им не нужен КАК СИМВОЛ ЭПОХИ Самолет сыграл большую роль в истории ВВС и страны КАК СИМВОЛ ЭПОХИ Самолет сыграл большую роль10в истории ВВС и страны10 Министроб Ту-16 -16 № 4 (522) 5 – 11 февраля 2014 года выходит по средам № 4 (522) вы дит по схо ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА вручил 74-й омсбр орден Кутузова 11 М и вручил 74-й омсбр орден Кутузова 11 Министр обороны Сергей Шойгу Бангладеш получит 16 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 в рамках контракта, подписанного с компанией «Рособоронэкспорт». Ранее сообщалось, что ВВС этой страны планировали приобрести 24 машины, однако в рамках имеющихся бюджетных средств смогли оформить контракт только на 16. Исполнителем контракта определена корпорация «Иркут». Заместитель гендиректора Рособоронэкспорта Виктор Комардин заявил тогда, что закупка Як-130 будет осуществлена в рамках предоставленного Россией кредита на сумму миллиард долларов на продукцию военного назначения (ПВН). Комардин отказался конкретизировать весь список интересующей Бангладеш российской ПВН, но отметил, что Як-130 фигурируют в этом списке. Первая успешная экспортная поставка партии из 16 Яков для ВВС Алжира в 2011 году привлекла к самолету внимание ряда стран Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Был заключен контракт России с Сирией на поставку, по данным открытых источников, 36 Як-130 на сумму 550 миллионов долларов. Однако соглашение в силу известных причин не вступило в силу и самолеты не поставлялись. В настоящее время примерно десять стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки ведут переговоры с Рособоронэкспортом о заключении контрактов на поставку УБС. Успешное продвижение Як-130 на мировой рынок эксперты связывают с его принятием на вооружение ВВС России. Контракт между Министерством обороны РФ и ОАО «Корпорация «Иркут» был подписан 7 декабря 2011 года. Предусмотрена поставка ВВС 55 самолетов до 2015-го. Кроме того, нижегородский завод «Сокол» изготовил и передал заказчику 12 Як-130 установочной партии. Всего по состоянию на конец прошлого года корпорация «Иркут» поставила 42 Яка, причем 18 только в 2013 году, на две машины больше планового задания. В декабре 2013-го Министерство обороны заключило новый контракт с корпорацией «Иркут» на 12 Як130 для оснащения новой пилотажной группы, которая будет выполнять полеты на самолетах этого типа. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.1
№ 4 (522) 5 –11 февраля 2014 года АРМИЯ СО ЗНАНИЕМ ДЕЛА Владимир ЯЦЕНКО, генерал-майор, кандидат военных наук, член-корреспондент АВН Евгений САПОЖНИКОВ, начальник лаборатории 3-го ЦНИИ Минобороны России Помимо несоответствия разработанных ранее управленческих алгоритмов характеру современных операций существуют и другие трудности. Как показали проведенные в 2013 году учения, они обусловлены отсутствием должного опыта в подготовке операций с участием совместных видовых группировок войск, а также недостаточной научной разработкой методов работы командующих (командиров) и штабов в процессе принятия решения на операцию (боевые действия). РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ Наиболее эффективное решение проблемы управления пока возможно только в области комплексной интеллектуализации процессов. Как показывает практика, резервы повышения качества управления за счет прорыва в развитии технической базы автоматизации процессов управления войсками как в тактическом, так и в оперативном звене в ближайшей перспективе весьма незначительны. Ведущий принцип при определении соотношения деятельности человека и технических средств автоматизации управления будет, как и прежде, заключаться в том, чтобы уяснить все возможности техники, оставив человеку то, с чем справится только он. Пока наш мозг остается самой современной системой. С поступлением в войска новой техники связи и автоматизированных систем управления (АСУ) роль технических средств будет повышаться. Это усилит творческие возможности человека за счет освобождения его от рутинных функций и позволит ему более полно сосредоточить внимание на вопросах, требующих высокого профессионализма, опыта, разума, воли и предвидения. В наше время сохраняют значение сам подход к решению задач, методы конкретной работы каждого исполнителя, уровень подготовки к реализации своих функций в процессе принятия командованием решения. На примере опыта исследовательских учений, проводимых в 70–90-е годы под руководством министра обороны и начальника Генерального штаба, рассмотрим работу оперативного управления штаба фронта в процессе принятия решения на отражение агрессии противника в условиях постепенного наращивания военной угрозы. С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ УГРОЗЫ С момента зарождения военного конфликта и обострения обстановки в регионе главная задача оперативного управления заключалась в выполнении практических мероприятий на первых фазах его развития, а также в подготовке к выполнению задач по планированию новой операции, если разработанный в мирное время план не соответствовал сложившейся обстановке. Решая практические задачи, оперативное управление свои усилия сосредоточивало на сборе, изучении и анализе обстановки с целью выявления возможного характера и масштаба агрессии противника, а также на выработке предложений по ответным мерам, докладах руководству об изменениях в обстановке и на информации подчиненных командиров и штабов. По мере наращивания военной угрозы оперативное управление готовило предложения по реагированию на создавшуюся обстановку. Командующий войсками фронта, заслушав предложения начштаба или начальников оперативного управления, а также родов войск, специальных войск и служб, принимал решение о выполнении неотложных задач и уточнял порядок дальнейшей работы. Оперативное управление доводило поставленные задачи до исполнителей. С возникновением непосредственной угрозы развязывания войны соединения и части округа приводились по распоряжению или установленному сигналу в состояние полной боевой готовности. Оперативное и другие управления, а также отделы и службы продолжали уточнять разработанные в мирное время документы оперативного плана. Окончательное уточнение плана операции или разработка нового осуществлялись, как правило, в короткие сроки, когда обстановка была достаточно изучена. В этих условиях наиболее целесообразным был параллельный метод работы. Будучи максимально сложным, он требовал от исполнителей тщательной подготовки. Значительную помощь в разработке операции оказывало заблаговременное четкое распределение функциональных задач между исполнителями. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основным документом, регламентирующим деятельность оперативного управления, являлось «Положение об оперативном управлении». В этом документе указывались задачи управления, отделов и всех подразделений, входящих в состав оперативного управления, а также конкретные задачи начальника управления и его заместителя. «Положение…» утверждалось начштаба округа. В отделах, входящих в состав оперативного управления, на основании «Положения…» разрабатывались функциональные обязанности. В них определялись конкретные задачи рабочих групп, а также начальника отдела. На основании этих документов распределялись функциональные обязанности рабочих групп (группы планирования, направлений информации и организационной группы) и каждого исполнителя. Во всех документах они определялись на мирное и военное время (они же и на учения). Высокое качество в работе достигалось также наличием у исполнителей формализованных документов, соответствующих возложенным на них в мирное и военное время задачам. СРОКИ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАЦИИ ИЗМЕНИТЬ МОЖНО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ШТАБА ФРОНТА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ОПЕРАЦИЮ В УСЛОВИЯХ ПОСТЕПЕННОГО НАРАЩИВАНИЯ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ В условиях современных войн совершенствование управления войсками на всех уровнях – одна из главных задач, решаемых военной наукой. При огромном объеме, разнородности и динамизме развития поступающей информации принятие оптимального решения становится все более трудоемким процессом, выполнение которого без современных средств связи и автоматизации крайне сложно. Мы же продолжаем отставать от передовых государств в деле построения эффективной автоматизированной системы управления войсками. свои задачи и постоянно работающие над их совершенствованием, становились профессионалами своего дела. Это в свою очередь позволяло значительно повысить качество разрабатываемых документов и сократить время на их исполнение. Большое значение для обеспечения живучести, оперативности и удобства работы имело продуманное размещение пунктов управления. Это также входило в задачи оперативного управления. Типовые схемы расположения ПУ и их элементов на местности составлялись в мирное время в нескольких вариантах в зависимости от складывающейся обстановки. И в каждом основой командного и передового КП становились центры боевого управления (ЦБУ). Вблизи ЦБУ разворачивались ПУ начальника разведки (разведывательный центр), начальника РВиА, пункт управления связью, а также основные управления: оперативное, разведывательное, оперативные группы других войск. Все обеспечивающие подразделения располагались за пределами КП (столовая, зона отдыха, подразделения охраны и т. д.). КП ВВС и ПВО размещались в 10–15 километрах от КП фронта, а передающий центр – в 20–30. С целью обеспечить более организованную работу в процессе принятия решения для совместной деятельности с командующими войсками фронта на различных этапах подготовки операции составлялись списки должностных лиц: список № 1 – для изучения оперативной директивы и определения замысла операции, список № 2 – для объявления решения, список № 3 – для участия в оперативном ориентировании, список № 4 – для планирования комплексного огневого поражения. Один экземпляр списков находился у оперативного дежурного, который по указанию начальника оперативного управления осуществлял сбор офицеров в ЦБУ. Опыт показывает: офицеры, знающие НИКАКИХ ДЛИТЕЛЬНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ С получением оперативной директивы на операцию в ЦБУ прибывали генералы и офицеры согласно списку № 1 и размещались на отведенных им рабочих местах. Из состава оперативного управления в ЦБУ с самого начала работы по принятию решения с начальником оперативного управления находились его заместитель, начальники отделов и один-два офицера группы планирования. Зачитывал директиву, как правило, командующий войсками фронта. В процессе читки наносились задачи на карту. Процессы уяснения задачи, оценки обстановки и выработки замысла решения осуществлялись практически одновременно в ходе заслушивания командующим начальников управлений, родов войск и служб. В этот период требовалось докладывать кратко, отвечая только на вопросы командующего. Никаких длительных выступлений не допускалось. На основании коллективной оценки обстановки и необходимых предварительных расчетов командующий объявлял замысел операции и давал указания начальнику штаба по отдаче предварительных боевых распоряжений войскам, озвучивал расчет времени на подготовку операции. Начальник оперативного управления в это время организовывал работу по написанию предварительных боевых распоряжений. Начальники направлений оформляли их и контролировали доставку в подчиненные штабы. Одновременно эти распоряжения доводились до подчиненных командиров по засекреченным каналам связи путем прямых переговоров лично командующим, начальниками штаба и оперативного управления. После определения замысла и отдачи предварительных боевых распоряжений проводилось оперативное ориентирование руководящего состава управления, не участвующего в ЦБУ при определении замысла. Обычно эту работу выполнял начальник штаба или его заместитель. Оперативное управление (группа планирования) приступало к оформлению карты решения. Практиковался следующий метод организации работы. Главными исполнителями этого важнейшего документа были начальники управлений, отделов, служб, а также начальники штабов родов войск. После доклада командующему и утверждения их предложений по применению подчиненных войск каждый начальник прибывал в ЦБУ и совместно с начальником оперативного управления наносил задачи подчиненным войскам на карту решения. Такой порядок работы значительно сокращает время на оформление карты решения и гарантирует точность изображения принятого решения. Аналогично организовывалась работа и с оформлением текста решения. Для этого бланки формализованного текста оперативное управление готовило заблаговременно в соответствии с предстоящей операцией. Текст решения для каждого раздела распечатывался на отдельном листе: противник, замысел решения, задачи объединениям (соединениям) и другим войскам фронта, порядок организации управления и т. д., чтобы их можно было выдать каждому исполнителю. Замысел операции формулировал и фиксировал, как правило, лично командующий. Начштаба вместе с начальником оперативного управления записывал задачи общевойсковым объединениям (соединениям). Начальники родов войск и служб в своих разделах указывали задачи подчиненным им войскам. Организация управления и общее оформление этого документа возлагались на начальника оперативного управления. Опыт учений показал, что при такой организации работы карта решения и текст могут быть готовы через пять-шесть часов после получения директивы. Для объявления решения начальник оперативного управления организовывал сбор руководящего состава фронта по списку № 2. После чего начальник оперативного управления давал начштаба и командующему на подпись оперативные директивы армиям и другим подчиненным командующим (командирам) и осуществлял контроль за их прохождением. Одновременно дублировались задачи по закрытым каналам связи. Группа планирования оперативного управления к этому времени завершала оформление карты и текста-решения для доклада в Генеральный штаб и размножала эти документы для отправки на ПКП, ЗКП и ТПУ. На основании принятого решения оперативное управление совместно с другими управлениями, родами войск и служб приступало к отработке плана операции. СООТВЕТСТВИЕ РЕШЕНИЯ ОБСТАНОВКЕ Кроме перечисленных мероприятий оперативное управление организовывало и принимало участие в работе командующего на местности при проведении рекогносцировки, готовило макет для организации взаимодействия, осуществляло постоянный контроль за исполнением всех изданных распоряжений командующего войсками. В период работы командующего войсками фронта на местности с ним, как правило, работали начальник оперативного, разведывательного управлений, начальник связи, командующие родами войск, начальники направлений оперативного управления по указанию командующего. На КП на это время оставался начальник штаба, который решал задачи, возникавшие в период работы командующего на местности. На оформление документов – планов операций методом параллельной работы фронту на основании учений того времени, как правило, отводилось до суток. Сегодня это невозможно. Для сокращения сроков на подготовку операции ОСК в современных условиях предлагаем: 1. Оперативную часть плана операции (на карте с приложениями к ней) не отрабатывать, а ограничиться картой решения и текстом решения. 2. Текстуальный план взаимодействия на всю операцию не разрабатывать, оформлять его в виде схем и удобным для использования командующим ОСК при работе его на местности (например при вводе сражения вторых эшелонов и т. п.). 3. При оформлении карты решения и текста решения непосредственное участие принимать лично начальникам управлений, родов войск и служб, командующим (НШ) видов и родов войск. 4. Опыт показывает, что при определении оргструктуры органов управления всегда учитывались их возможности по выполнению своих обязанностей в военное время. Современная их численность не отвечает этим требованиям, так как определена по штатам мирного времени (например в оперативном отделе бригады всего два офицера-оператора). 5. Целесообразно организовать подготовку офицеров-операторов на курсах в академии ГШ и ОВА. Особое внимание желательно обратить на их техническую подготовку, умение пользоваться поступающими в войска новыми средствами связи и АСУ, а также разработку документов, не допуская их перегрузки излишними деталями. Расчеты показывают: эти альтернативные пути позволяют более экономно решать задачи в процессе подготовки операции. Самый большой враг военного искусства – это шаблон и схематизм. Описанные выше предложения следует рассматривать как возможный вариант деятельности, направленной на достижение главной цели – соответствие решения конкретной обстановке. Это важнейший закон и суть военного искусства. 04 04 ЕСТЬ МНЕНИЕ Публикация Юрия Криницкого «Парировать быстрый глобальный удар» (газета «ВПК», №№ 49, 50, 2013) продолжила дискуссию о дальнейших путях реализации Концепции воздушнокосмической обороны России. Главная проблема состоит в том, что с созданием Войск ВКО не были восстановлены единое руководство и единая ответственность за организацию и ведение вооруженной борьбы со всеми силами и средствами воздушно-космического нападения (СВКН) противника над всей территорией РФ и ее союзников. В прошлом номере в первой части этой статьи рассказывалось о путях решения данной проблемы. Сегодня попытаемся ответить на вопрос: нужен ли Войскам ВКО собственный воздушно-космический театр военных действий (ВК ТВД) при наличии традиционных континентальных, океанских и морских ТВД? Владимир БАРВИНЕНКО, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор Ответ на этот вопрос дают теория и практика использования данной военно-научной категории органами военного управления. Юрий Криницкий утверждает: «Привычные сухопутно-морские ТВД с развернутыми на них группировками войск… становятся архаичными». И в связи с этим предлагает ввести и применять при планировании действий Войск ВКО ВК ТВД со своими стратегическими воздушно-космическими и воздушными направлениями, которые должны нарезаться независимо от общевойсковых стратегических и операционных направлений. В своей статье он утверждает, что пространство и время борьбы в воздухе и космосе принципиально перестали совпадать с пространством и временем борьбы на суше и море и что прошедшее совмещение воздушных направлений со стратегическими, как он называет, «сухопутными» направлениями привело к рассогласованию пространства планируемого отражения с пространством прогнозируемой агрессии. Для подтверждения или опровержения представленных ПУТИ положений обратимся к теории. Согласно Военному энциклопедическому словарю (ВЭС) 2007 года (стр. 903) ТВД – обширная территория части континента с омывающими ее морями или акватория океана (моря) с островами и прилегающим побережьем континентов, а также воздушнокосмическое пространство над ними, в пределах которых развертываются стратегические группировки ВС и могут вестись военные действия стратегического масштаба. Границы и состав ТВД определяются военно-политическим руководством государств. Например, военно-политическое руководство США и НАТО разделило территорию Западной Европы на три сухопутных ТВД: Северо-Западный Европейский, Центрально-Европейский и ЮжноЕвропейский ТВД НАТО. На каждом из театров в мирное время созданы группировки ОВС НАТО с единым командованием, спланировано их возможное применение, созданы системы управления, базирования и снабжения. Каждый ТВД имеет свои специфические условия ведения военных действий (военно-политические, военноэкономические, военные, физико-географические, этнографические), а также оперативное оборудование территории, влияющее на подготовку и ведение операций стратегического масштаба и войны в целом. Поэтому всестороннее изучение всех этих элементов ТВД, в том числе объектов управления группировками ВС, базирования СВКН и сил ПВО, районов размещения и развертывания группировок сухопутных войск и флота, и их оценка являются одной из задач органов военного управления для подготовки группировок ВС к отражению агрессии. В РФ границы и состав ТВД официально определяются в угрожаемый период. Это вполне логично, так как если нет войны, то нет и ее театра. Поэтому для обеспечения изучения и анализа органами военного управления вышеперечисленных элементов обстановки в мирное время элементами деления геостратегического пространства определены стратегические направления – часть территории региона с прилегающими акваториями и воздушным пространством, в границах которой находятся важные экономические, военные и административные центры, имеющие стратегическое значение, а во время войны могут располагаться и вести военные действия оперативно-стратегические группировки ВС (ВЭС, стр. 886). Стратегические направления подразделяются на операционные направления. В угрожаемый период, когда четко определились противник и ожидаемое пространство военных действий, официально устанавливаются границы и состав ТВД. Стратегические направления становятся его элементами. В свою очередь воздушно-космическое направление – полоса воздушно-космического пространства, в которой ударные средства авиационных и ракетных сил выводятся кратчайшим путем от мест базирования (развертывания) к важнейшим военным объектам и промышленным центрам (ВЭС, стр. 202). В реальности самолеты и крылатые ракеты совсем не обязательно будут лететь кратчайшим путем. Воздушнокосмические направления подразделяются на воздушные направления. По Криницкому, совокупность воздушнокосмических направлений и стратегическая космическая зона образуют воздушно-космический ТВД. При этом он утверждает: «В воздушно-космической сфере часть объектов создана заблаговременно. Это аэродромы, ракетные позиции, пункты управления ВВС, орбитальная группировка». Теперь обратимся к практике. При подготовке операций и боевых действий должностные лица органов управления воинских формирований (общевойсковых, сухопутных, ВВС, ПВО, флота), исходя из потенциального или реального проСОВЕРШЕННОЕ ОРУЖИЕ Великобритания и Россия близки к подписанию соглашения о сотрудничестве и взаимной разработке новых систем вооружений. Об этом стало известно от официальных представителей Министерства обороны Соединенного Королевства. По словам британцев, переговоры ведутся с целью создать рамочные условия совместной работы оборонных компаний двух стран. Соответствующее соглашение может быть подписано уже предстоящей весной или даже раньше первоначально запланированных сроков. Документ отражает улучшение отношений между Россией и Великобританией и взаимную заинтересованность в совместной работе в области обороны. Ожидается, что на основе этих договоренностей Соединенное Королевство сможет импортировать российское оружие для нужд своих вооруженных сил. О конкретных проектах пока не сообщается, но в соглашении уже фигурирует одно ограничение. Речь идет о том, что совместные работы не должны касаться секретных технологий, доступ к которым имеют обе стороны. Россия и Великобритания остаются в числе крупнейших мировых производителей и экспортеров оружия и кооперация усилий в той или иной мере, безусловно, способна дать новый толчок для укрепления их позиций на мировых рынках.
Стр.4
05 05 ЕЩЕ РАЗ О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕШЕНИЯ ЕЩЕ РАЗ О ВОЗМОЖНОСТЯХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЕДИНОГО РУКОВОДСТВА ПРОБЛЕМЫ ЕДИНОГО РУКОВОДСТВА ОТРАЖЕНИЕМ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ НАШЕЙ СТРАНЫ ОТРАЖЕНИЕМ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ НАШЕЙ СТРАНЫ АРМИЯ ПОСТРОЕНИЯ ВКО РОССИИ Окончание. Начало в № 3 Окончание. Начало в № 3 тивника и возможного применяемого оружия, вне зависимости от официального деления геостратегического пространства определяют общий возможный район (пространство) ведения операции (боевых действий). Наряду с другими элементами оценки обстановки оценивают физико-географические условия района ведения операции (боевых действий). Наносят на карты элементы оперативного оборудования территории района (пункты управления и связи, позиционные районы ракетных войск, аэродромы, объекты ПВО и ПРО, военно-морские базы), районы размещения, выдвижения и развертывания группировок сухопутных войск и флота, других войск. Исходя из реального базирования и реальных или прогнозируемых районов развертывания, а также из задач, в том числе из расположения обороняемых объектов, и возможностей вооружения определяют ожидаемые направления (пространство) действий группировок СВКН, сухопутных и морских группировок противника. Между собой эти направления могут совпадать, а могут и не совпадать. Таким же образом определяются направления (пространство) действий своих и взаимодействующих группировок войск (сил). И только после этого для оформления замыслов и решений, написания директив, боевых приказов и распоряжений, а также для организации взаимодействия они привязываются к официально определенным для всех направлениям независимо от их «нарезки». Главное, чтобы они всеми органами управления и должностными лицами понимались однозначно. Представим, что предложение Юрия Криницкого приские направления определены в мирное время, воздушные операции на стратегическом направлении (ТВД) могут планироваться и планируются заблаговременно в мирное время. Поэтому и название данной операции двойное: для мирного времени – операция на стратегическом направлении, после «нарезки» ТВД – операция на ТВД. Тезис второй. Юрий Криницкий пишет, что в последнято. Командования военных округов, флотов, объединений ВВС спланировали действия по общепринятым общевойсковым направлениям. В свою очередь в Войсках ВКО нарезали свои направления, естественно, не совпадающие с общевойсковыми, и спланировали по ним применение своих войск. Реально согласовать эти действия будет чрезвычайно сложно, так как офицеры штабов просто не будут понимать друг друга. Именно для возможности согласования действий группировок войск (сил) ПВО всех видов и родов войск, всех видов авиации, сухопутных войск, сил флота и других войск (сил) были совмещены воздушные направления с общевойсковыми стратегическими направлениями. При этом достаточно только назвать в директиве, боевом приказе или указаниях по взаимодействию направление, чтобы подчиненные или взаимодействующие органы управления правильно его определили. Таким образом, исходя из реального планирования операций (боевых действий) утверждение Криницкого, что «теперь пространство действий сил воздушного нападения и войск (сил) сухопутных и морских группировок принципиально не совпадает», для практики не имеет оснований. Кроме того, приведенный им пример нанесения авиационных ударов многонациональными силами в 1991 году по Ираку с направлений, не совпадающих с направлением действий сухопутных войск, не характерен для России из-за ее глобальной территории. Например, не будет же противник при развертывании борьбы за острова Малой Курильской гряды наносить авиационные удары с Западной Европы, самолеты до Курил и Сахалина не долетят. Частичное исключение составляет только северное направление. Однако и здесь можно ожидать действий не только стратегической авиации с крылатыми ракетами, но и десантных групп по захвату или выведению из строя отдельных военных или энергетических объектов. Принимая во внимание результаты анализа теории и практики использования категории ТВД, ответить на вопрос, нужен ли Войскам ВКО собственный воздушно-космический театр военных действий, каждый может самостоятельно. КОНТРАРГУМЕНТЫ ПО РЯДУ ЧАСТНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ КРИНИЦКОГО Кроме основных вопросов, в обсуждаемой статье поднимаются частные и приводится ряд тезисов, которые, надо отметить, написаны очень талантливо, но с которыми нельзя согласиться. Тезис первый. Юрий Криницкий утверждает, что «пока нет ТВД, не может быть никакого планирования совместных операций на ТВД» и что «…агрессивным действиям противника из воздушно-космического пространства не будет предшествовать никакой подготовительный период. Времени на планирование операции по отражению нападения накануне или по свершившемуся факту не будет. Поэтому операцию по отражению агрессии необходимо планировать заблаговременно». Непонятно, кому автор оппонирует. Официальные руководящие документы предписывают планирование применения ВС в целом, а также объединений, соединений и частей проводить заблаговременно в мирное время и уточнять планы в угрожаемый период или с началом внезапных военных действий. Реально в ВС РФ такое планирование проводится и строго контролируется. Так как стратегичение полтора десятка лет на учениях и в подготовке реальных действий временем начала войны «совершенно неоправданно выбирается момент, когда противостоящие оперативностратегические группировки войск уже развернуты, театры военных действий обозначены, линия фронта начерчена на рабочих картах командиров, войска условно зарыты в окопы. Далее или одновременно с этим процессом начинается этап планирования операции». Приведенный тезис не соответствует имеющимся реалиям, кроме создаваемой обстановки на ряде командно-штабных учений при отработке частных вопросов. Во-первых, как указано в контраргументах по первому тезису, планы применения ВС в целом и всех воинских формирований должны быть разработаны заблаговременно. Если нет планов, то и войска не могут развертываться (неизвестно, где нужно развертываться и для решения каких задач). Во-вторых, официальные документы определяют различные варианты начала военных действий: операции могут начинаться в условиях внезапного нападения противника при незавершенном развертывании войск (сил) или при полном их развертывании и создании планируемой группировки. В условиях внезапного нападения противника отражение удара СВКН противника должно осуществляется дежурными по ПВО и ПРО силами. Их действия наращиваются приводимыми в боевую готовность силами ПВО Войск ВКО, ВВС, Сухопутных войск и флота (в местах дислокации или на маршрутах выдвижения). Боеготовые силы авиации, ракетных войск и артиллерии, флота должны наносить ответно-встречный удар по первоочередным объектам. Главные группировки войск и сил флота при этом должны рассредоточиваться с последующим выходом и развертыванием в районах предназначения. Эти постулаты известны всем военным еще из училищ. Третий тезис Юрия Криницкого раскрывается в нескольких местах статьи: «Войска и силы ВКО (ПВО, РКО) из структуры, выполнявшей важнейшую самостоятельную задачу решающего начального периода войны, превратились во второстепенную структуру, обеспечивающую последующие, весьма неспешные действия общевойсковых группировок войск, не развернутых в границах несуществующих континентальных ТВД… Есть реальность в виде молниеносного (разоружающего) глобального удара. Его сценарий рассчитан на шесть часов… Группировку СЯС требуется защитить силами ВКО не на месяц и не на день, а на эти самые важные часы». Непонятно, на основании каких исходных данных Криницкий сделал такие выводы. Во-первых, само создание Войск ВКО показывает, что руководство государства и ВС осознало важность роли войск (сил) ВКО в вооруженной борьбе. Для отражения возможного внезапного воздушно-космического или воздушного нападения организовано боевое дежурство по ПВО, соединения РКО непрерывно несут боевое дежурство и выполняют предписанные им задачи, остальные соединения и части ПВО всех видов ВС и Войск ВКО в мирное время содержатся боеготовыми с минимальными сроками приведения в боевую готовность. Во-вторых, войскам и силам ВКО (ПВО, РКО) самостоятельные задачи, несмотря на их важность, никогда не ставились, потому что только поражением СВКН противника в полете из-за недостаточной эффективности систем ПВО и ПРО все необходимые объекты защитить нельзя. Даже в 80-х годах прошлого столетия при наибольшей численности сил и средств ПВО эффективность противовоздушной обороны в разных регионах, по оценкам, не превышала 8–20 процентов. войск и сил ПВО флота и всех боеготовых ударных сил авиации, ракетных войск и артиллерии и флота. В-четвертых, утверждение Юрия Криницкого, что действия общевойсковых группировок войск в сравнении с действиями сил и средств ПВО неспешные, надуманное. Общевойсковые действия потому и называются общевойсковыми, что они включают действия всех или большинства видов и родов войск ВС, то есть это действия авиации, сухопутных войск, флота, других войск, а также сил и средств ПВО. Силы и средства формирований, входящих в общевойсковую группировку, приводятся в готовность за различное время и действуют с различными скоростями, а не только по Криницкому, который считает, что ракеты «Искандер» или «Гранит», самолеты при нанесении ударов летят медленнее, чем зенитные управляемые ракеты и самолеты истребительной авиации. Четвертый тезис Юрия Криницкого о том, что единственная военная угроза России – молниеносный глобальный разоружающий удар США и НАТО, поэтому Войска ВКО становятся главной военной силой государства, проходит через всю его статью. Дело дошло до утверждения со ссылкой на Владимира Слипченко: «Совершенно очевидно, что в войне будущего сухопутных группировок у нападающей стороны, подготовившейся к такой войне, вообще не будет». Здесь автор явно перегнул палку. Вопервых, Войска ПВО никогда не были, а Войска ВКО никогда не станут главной военной силой государства хотя бы потому, что только уничтожением СВКН противника (в реальности небольшой их части) даже маленькую войну нельзя выиграть. Во-вторых, США и НАТО с их развитыми СВКН не единственные потенциальные противники России. Внезапный молниеносный глобальный разоружающий удар не единственный вариант военной угрозы. Конечно, мы должны готовиться и согласно положениям официальных документов готовимся выявить его подготовку и силами ВКО ослабить для обеспечения нанесения встречного и даже ответного, неприемлемого для агрессора удара всеми боеготовыми силами, в том числе СЯС. Однако для отражения любой другой агрессии, а также во внутренних конфликтах нам нужны не только Войска ВКО и СЯС, но и Сухопутные и десантные войска, и флот, и все другие войска и силы. Эти войска и силы будут также нужны, чтобы не допустить захвата наших ресурсов даже в гипотетической ситуации уничтожения наших СЯС безъядерными средствами. Пятое утверждение Юрия Криницкого состоит в том, В-третьих, защитить группировку СЯС от внезапного разоружающего удара, безусловно, необходимо. Для решения этой задачи Юрий Криницкий, ссылаясь на Владимира Слипченко, предлагает «уничтожать средствами ПВО до 70 процентов, а средствами ПРО – до 90 процентов высокоточных воздушных и ракетных целей противника». Какими силами? Любой специалист знает, что достичь такой эффективности системы ВКО невозможно не только практически, но и теоретически (денег, мощностей промышленности и людей не хватит, чтобы произвести и обслуживать необходимое количество вооружения ВКО). Оставшимися же после всех сокращений силами, которые могут быть в Войсках ВКО, решить проблему защиты объектов СЯС принципиально невозможно. Поэтому и предлагается сконцентрировать усилия в борьбе против воздушно-космического противника не только Войск ВКО, а и войск ПВО Сухопутных РАБОТЫ ПРИБАВИЛОСЬ ВДВОЕ Судоверфь «Севмаш» в Северодвинске, специализирующаяся на строительстве атомных подводных лодок (АПЛ), в 2014 году на 200 процентов увеличит загрузку по линии государственного оборонного заказа в сравнении с прошлогодним показателем. При этом предприятие не отказывается от заказов гражданского судостроения. С развитием строительства новых кораблей предстоит дополнительно набрать до 8,5 тысячи рабочих. Сейчас там работают свыше 26 тысяч человек. В прошлом году верфь выполнила серьезный объем работ – в состав ВМФ приняты АПЛ «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», начала добычу нефти на шельфе Печорского моря морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», ВМС Индии передан модернизированный авианосец «Викрамадитья», отправлена заказчику океанская мегаяхта. Корабелы проведут также гарантийное обслуживание авианосца и платформы. Опыт, полученный при ремонте и переоборудовании «Викрамадитья», будет использован при модернизации крейсера «Адмирал Нахимов». Севмаш приступил к масштабному техническому перевооружению, которое планируется закончить до 2020-го, впервые с 70-х годов. В планах предприятия, в частности, подготовка дополнительных стапельных мест, расширение технических возможностей спусковых устройств и гидротехнических сооружений. Это поможет верфи своевременно выполнять гособоронзаказ на качественно новом уровне и сократить производственные затраты. жение задач Военно-воздушных сил и Войск ПВО не привело к появлению новой интегрированной стратегической цели. Это был увеличенный набор двух важных, но различных и несовместимых задач половинок искусственно созданных организационных структур. С незначительными видоизменениями ситуация сохраняется по сей день… По сути произошло что мы должны сидеть и выжидать, пока запущенные СВКН противника пересекут государственную границу России, иначе нас, как в войне с Грузией, объявят агрессором. По Криницкому, все другие государства имеют право на превентивные действия, а Россия такого права не должна иметь. На самом деле мы не такие убогие. Официальные документы предписывают: для ликвидации военных угроз России и союзникам мы имеем право и должны приводить группировки ВС в готовность и наносить при необходимости упреждающие удары, прежде всего удары по критически важным объектам противника. Для ликвидации эскалации кризисных ситуаций и начавшихся вооруженных конфликтов предусмотрено многовариантное применение СЯС от демонстративных пусков ракет и полетов самолетов до массированных встречных и ответных ударов. Исходя из этого призыв Юрия Криницкого «В вероятной войне будущего России нужна собственная концепция молниеносного сокрушительного ответа. Стратегические ядерные силы должны быть применены не когда от них и от экономики страны ничего не останется, а когда они еще в состоянии причинить неприемлемый ущерб агрессору, то есть в первые часы войны» явно запоздал. Шестое утверждение Юрия Криницкого: «Простое слодаже не слияние, а поглощение Военно-воздушными силами Войск ПВО. Все главкомы и командующие объединениями нового вида ВС подбирались исключительно из авиаторовударников. Соответственно последствия были фатальны для тех, кто стоял на страже воздушных рубежей Родины». Надо бы уже перестать ностальгировать по событию прошлого столетия. Объединение Войск ПВО и ВВС было вызвано, во-первых, тем, что войск и сил для двух видов ВС стало маловато. Во-вторых, в вооруженных силах подавляющего большинства государств силы авиации и ПВО находятся в одном виде ВС и ни у кого не возникает сомнения в целесообразности такой структуры. В-третьих, применение Войск ПВО и авиации в общих объединениях ВВС и ПВО значительно облегчает планирование воздушных операций, включающих оборонительные и ударные действия, организацию взаимодействия между формированиями ПВО и авиации, а также увеличивает безопасность своей авиации. Ярким примером нового качества от совместного применения авиации и сил ПВО демонстрирует Израиль, система ПРО «Железный купол» которого отражает удары ракет палестинцев, а авиация тут же наносит удар по выявленным пусковым установкам. В-четвертых, в самый ответственный момент объединения Войск ПВО и ВВС первым главнокомандующим новым видом ВС – ВВС целых четыре года (1998–2002) был не авиатор-ударник, а представитель Войск ПВО, выпускник Военной академии ПВО генерал армии Анатолий Корнуков. Кроме того, первым и вторым начальниками главных штабов ВВС были также представители Войск ПВО Виктор Синицын (1998–2000) и Борис Чельцов (2000–2007). Они сделали все возможное, чтобы в новом виде ВС противовоздушная составляющая не пострадала больше, чем авиационная. В-пятых, обвинение авиаторов-ударников в фатальных последствиях для представителей Войск ПВО не имеет оснований. Также не имеет оснований обвинение общевойсковых, как выразился Юрий Криницкий, «пехотных» органов управления в некомпетентности в отношении противовоздушной обороны. Обвинение общевойсковых военачальников в некомпетентности в сравнении с узкими специалистами равносильно обвинению дирижера музыкантом, потому что дирижер не умеет так лихо, как он, стучать на барабане. Общевойсковой начальник объединяет общим замыслом все многообразие действий различных войск и сил для решения общих задач, а узкие специалисты служат для консультаций, выработки предложений по применению своих войск (сил), детального их планирования и организации действий. Точно так же в отношении своих войск (сил) работают и должностные лица ВВС, в том числе авиаторы, выходцы из ударников. При этом качество управленческой деятельности в наибольшей степени зависит от уровня подготовки должностных лиц (как их учат, так они и работают). Седьмой тезис Юрия Криницкого заключается в обвинении науки в зацикливании на формах военных действий, которые вообще не нужны: «Главное здесь – способ военных действий… К сожалению, последние десятилетия в отечественной военной науке делается упор на формы, а разработкой новой, эффективной технологии, то есть способов ведения боевых действий, в том числе в ВКО, почти никто не занимается. Это путь к деградации военного искусства». Во-первых, это заявление дискредитирует ВА ВКО, в которой, кстати, работает Юрий Криницкий. В действительности основная научная деятельность академии посвящена разработке способов борьбы с СВКН противника. Именно на базе разработки способов борьбы с гиперзвуковыми летательными аппаратами учеными академии была выдвинута, а затем доказана гипотеза о необходимости интеграции систем ПВО и РКО в общую систему ВКО. Юрий Криницкий почему-то не заметил, что статья, которую он так детально анализирует, в конечном итоге посвящена технологии разработки стратегических, оперативных и тактических способов борьбы с СВКН противника. Во-вторых, безусловно, способ носит главенствующую роль, так как выражает содержание действий. Но для того чтобы описать любой способ действий, требуется несколько страниц текста, на стратегическом уровне – несколько десятков страниц. Поэтому без внешнего выражения содержания нельзя даже назвать любой документ, определяющий подготовку к военным действиям. Например, план чего? (Нужно описывать способ: «Сосредоточить усилия на таком-то направлении… и т. д.».) Название же формы позволяет кратко выразить существенные признаки способа достижения цели (решения задач) предстоящих военных действий. В частности, уже в названии «План операции» или «План нанесения удара» каждый военный представляет в общем виде способ, то есть содержание действий. Таким образом, формы военных действий – это «птичий» язык военных и его нужно сохранить. Восьмой тезис Юрия Криницкого: «Практический опыт планирования совместных противовоздушных операций на ТВД, полученный на различных учениях, – это тоже фикция. Военная наука отличается тем, что ее постулаты невозможно объективно проверить на практике в мирное время, поскольку практика – это война. Пока ее нет, достоверность научных положений проверяется на учениях. Но зачастую они напоминают игру в шахматы самого с собой». Почему фикция планирования касается только противовоздушных операций на ТВД? Тогда уж это общая фикция планирования всех форм военных действий. Она точно так же относится и к планированию действий Войск ВКО. Вопросы о применении истребительной авиации и показателях эффективности ВКО очень сложные и требуют не однозначных аргументов, а обширных доказательств. Поэтому они в рамки данной статьи не вписываются. Автор надеется, что ему будет предоставлена возможность вернуться к этим вопросам в следующих публикациях. Коллаж Андрея СЕДЫХ
Стр.5