Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института детства
Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела профессионального развития педагогических
кадров управления образовательной политики Министерства
образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института Южного федерального
университета, г. Ростов-на-Дону
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 30.08.13. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 15,1. Заказ № 40. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013
В. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования, науки
и инновационной политики
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АлтГУ
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск
Д.
И. Фельдштейн, д-р пед. наук, проф., вице-през. и академик
РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Новые государственные
образовательные стандарты
как фактор присвоения
Последние годы общее образование в России подвергается
массированной атаке различных реформаторско-модернизационных
процессов. Однако практически все эти
изменения в жизнь общего образования входят с большим
трудом. При этом многие из них «растворяются» во времени,
бесследно исчезают. О них забывают, выдвигая новые
реформаторские направления. Сказать, что это в какой-то
мере содействует положительному развитию образования,
было бы лукавством. А ведь подавляющее число «забытых»
идей при их полной реализации было бы полезным. Что же
является причиной столь закономерно проявляющейся ситуации
с нововведениями в образовании?
Во-первых, громадное число самих нововведений, которые учительство не в состоянии
одновременно глубоко осознать, чтобы потом реализовать. Ежемесячно учителя со страхом
ждут новых внешних предложений по изменениям в образовании. Образование же, в силу
своей инертности (нередко эта инертность имеет и положительный эффект), требует только
определенных порций новизны и времени для осознания и внедрения.
Во-вторых, управление системой образования (как на уровне образовательной организации
и муниципалитета, так и на уровне регионов и страны) остается содержательным, а
не деятельностным. Другими словами, признавая и даже отстаивая выдвинутое новшество,
управленцы своими действиями, характером «призывов», традиционными «разносами» и
«принуждениями» на самом деле препятствуют эффективному внедрению нового.
А вот обеспечение в коллективах деятельности по овладению новшеством, обмену
опытом, публичной защите инновационных проектов — пока редкость. Старыми методами
управления руководители «заталкивают» учителей в устаревшие парадигмы их работы.
Можно сказать, что инновационная деятельность работников образования не подкрепляется
управленческой деятельностью.
В-третьих, оказывается, для успешной работы в инновационном поле надо, чтобы учитель
(равно как и другой работник образования) не только глубоко осознал данное новшество,
но и присвоил его. Присвоение человеком деятельности делает ее сущностной частью личности,
делает ее необходимой для реализации. Вот почему для обеспечения присвоения учителем
новшеств важно, чтобы учитель многократно обращался к проблеме, причем с разных
сторон. При этом важно, чтобы это обращение было в формате активной деятельности. К сожалению,
многое из нового слабо внедряется, потому что не обеспечено присвоение учителем
этого нового.
Читатель обратил внимание, что я про новые федеральные государственные образовательные
стандарты пока не говорил. Однако я в памяти держал ФГОС, так как они представляют
собой серьезный пласт инновационности, комплекс требований к структуре основных
образовательных программ, результатам их освоения и условиям их реализации. Важно при
этом, что наравне с результатами обученности выступают и результаты воспитания.
Новые стандарты являются весьма объемной, многогранной и ответственной инновационной
областью, и мы, учитывая все сказанное выше, должны подойти к их внедрению взвешенно
и грамотно.
Стр.2