Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института детства
Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела профессионального развития педагогических
кадров управления образовательной политики Министерства
образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института Южного федерального
университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 25.02.13. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 15,5. Заказ № 9. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
В. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования, науки
и инновационной политики
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
Д. И. Фельдштейн, д-р пед. наук, проф., вице-през. и академик
РАО, г. Москва
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Востребованность
профессионализма учителя
как важнейшее условие
высокого качества образования
Ни у кого из работников образования и родителей учащихся
не возникает сомнения в том, что подавляющее число задач современной
школы зависит от уровня профессионализма учителя.
В этом аспекте можно выделить две взаимосвязанные составляющие:
сформированность необходимых профессиональных
компетентностей у учителя (то есть их наличие и глубина присвоения)
и востребованность, реализация этих компетентностей
в учебно-воспитательной практике.
На первый взгляд выделение этих составляющих кажется парадоксальным.
Разве возможна такая ситуация, когда учитель
является высокопрофессиональным специалистом, а реализовать
этот свой профессионализм не может? Если глубоко проанализировать
современную ситуацию по проблеме реализации профессионализма учителя, то
мы увидим ряд «преград». Это, безусловно, банальные и хорошо всем известные материальнотехнические
условия, в которых находятся образовательные учреждения. К сожалению, во
многих школах эти условия далеки от идеала. Но более существенными для учителя являются
организационно-коммуникативные условия, которые, собственно, и обеспечивают востребованность
высокого уровня квалификации учителя. Во многих случаях, работая в коллективе, педагог
находится в своем замкнутом личностном пространстве. В какой-то мере он общается с коллегами
по работе, при этом даже обсуждаются некоторые вопросы технологий обучения, однако
целостная система профессиональной коммуникации нередко отсутствует. Ведь это не разовые
семинары и даже конференции, а непрерывная система разнообразной деятельности по диссеминации
опыта коллег; система, охватывающая каждого учителя; система, позволяющая проявить
себя каждому учителю.
Нормой должны стать посещение уроков друг у друга, система мастер-классов, открытые защиты
своих научно-методических проектов, общешкольные научно-практические конференции
учителей и учащихся и т. д.
Доминирующая роль в этом важнейшем деле отводится руководителям школ, так как создание
в коллективе здорового профессионального микроклимата, построенного на взаимодействии
профессионалов и их непременном росте, станет основным фактором в повышении качества образования.
Стр.2