ij j
I
ЧИТЕЛЬ
УЧРЕДИТЕЛИ :
Департамент образования Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫ Й РЕДАКТО Р
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Зам. главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературный редактор
Ю. А. Бурматова
РЕДАКЦИОННА Я КОЛЛЕГИЯ :
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., зав. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, начальник отдела
кадровой политики департамента образования
Новосибирской области
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики
НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики
НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО, почётный
работник общего образования РФ
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научнометодического
центра "Современные технологии"
НИПКиПРО
Корректор Оксана Иващенко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод оглавления Надежды Буланкиной,
Яны Батуриной
АДРЕ С РЕДАКЦИИ :
630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел.: (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в
Международном регистрационном каталоге.
Для печатной eepcnn:ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
© Журнал «Сибирский учитель», 2010. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Per. № ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года
Подписано в печать 19.04.10. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Helvetica. Печать RISO.
Усл. печ. л. 8,5. Тираж 1000 экз.
Издательство НИПКиПРО 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
Отпечатано в типографии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
В. В. Иванов, руководитель департамента образования
Новосибирской области, канд. пед. наук,
заслуженный учитель РФ
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф.
начального образования НИПКиПРО, почётный работник
общего образования РФ
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед.
наук, проф., зав. каф. педагогики АптГУ
Золотая Медаль
Сибирской Ярмарки «УчСиб-2000»
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Электронная версия: http://www.sibuch.ru
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского
языка и литературы высш. квалиф. категории лицея
№ 22 "Надежда Сибири" г. Новосибирска
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед.
наук, проф., председатель Сибирского отделения
РАО, г. Красноярск
На первой странице обложки: участники образовательной
выставки «УчСиб-2010»
Фото на обложке: Ольги Корниленко
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Толерантность — основа
совершенствования
системы повышения
квалификации учителей
Сейчас, как никогда ранее, стал очевиден тот факт,
что будущее нашей страны полностью зависит от результатов
деятельности системы образования, и в том числе
системы общего образования. Общепринятым является
и то обстоятельство, что эти результаты полностью зависят
от учителя, его мастерства.
Когда Япония в конце Второй мировой войны была на краю пропасти и встал вопрос
о возможности существования этого государства, она, собрав все свои ресурсы, направила
их на образование и наукоёмкие технологии. Результат мы видим уже несколько
десятилетий.
Всё ли мы сделали для того, чтобы учитель всегда был Учителем? Созданы ли условия
для того, чтобы он рос как профессионал?
Сейчас многие говорят о том, что система повышения квалификации учителей несовершенна,
серьёзно отстала от требований времени. При этом, конечно, имеется в
виду деятельность институтов повышения квалификации и переподготовки работников
образования (или, как сейчас общепринято, учреждений дополнительного профессионального
педагогического образования). С этим можно согласиться лишь частично.
Система дополнительного профессионального педагогического образования, получив
мощный импульс своего развития в первой половине 80-х годов прошлого века
после привлечения учёных, ориентированных на работу с учителями, с 90-х годов оказалась
в состоянии «неопределённости».
Со стороны вузов и большинства чиновников стало традицией отношение к сотрудникам
институтов повышения квалификации и в том числе к учёным как к «второсортным»
кадрам, несмотря на то что многие из них имеют учёные степени и звания не
ниже, а то и выше, чем у сотрудников вузов.
Этот нигилизм не даёт кардинальных предложений по улучшению системы повышения
квалификации работников образования, выдвигается лишь идея «передать систему
в другие руки». Нельзя не учитывать прошлый опыт. Уже осуществлялись попытки передать
эту систему в распоряжение вузов (и неоднократно!), передовых школ, организовывать
вечерние курсы при властных структурах в системе образования...
Безусловно, система дополнительного педагогического образования нуждается в многогранной
профессиональной модернизации — от организационных форм до содержания
и экономических оснований. Но важно понять: обучение учителей (как и других работников
образования), имеющих практический опыт, носит весьма специфический характер
и требует особого мастерства и эрудиции от тех, кто их обучает. Вместе с тем,
необходимы неподдельная толерантность, глубокое уважение к тем, кто обучает учителей-практиков,
так как учительское мастерство находится в их руках.
Настало время пересмотра статуса учреждений дополнительного педагогического
образования. Они, являясь носителями идей андрагогики, должны стать региональными
координаторами профессионального роста учителей.
Стр.2