Газет а раОптникп в обрадпвани а Ноаосийирскв й област и
Новая школа:
социальный заказ
«Школа сегодня — это зачастую что-то
Фурсенко.
между камерой хранения, куда на день сдают ребенка,
и конвейером. Мы же должны сделать
от массового производства к индивидуальному
среднее
шаг
творчеству*,
— считает министр образования и науки
РФ Андрей
'Мой Новосибирск
родной
С. 4
'Уроки
старого города
С. 5
| Ребёнок-клоун
С. 6-7
Говоря в интервью журналу
«Итоги» о том, что Год учителя —
это предоставление возможности
обществу, власти, бизнесу сосредоточиться
на проблемах школьного
образовании и сформулировать задачи,
которые стоят перед педагогами,
глава ведомства отметил:
«Мы весь год усердно добивались
того, чтобы качество работы учителя
выросло. Как профильное ведомство,
выработали требования к
аттестации учителей и согласовали
их с профсоюзами. Обсудили подходы
к переподготовке и повышению
квалификации, определились,
как должна быть организована работа
учителя». Кроме того, он подчеркнул:
«Надо не только сформулировать
технические требования,
обеспечить преподавателей всем
необходимым для работы, но и понять,
насколько изменилась их роль
и в чём, собственно, состоит их миссия.
Вопрос серьезный, поскольку
школа сегодня уже не просто место,
где дают информацию, как это
было раньше. Информации вокруг
полно — только успевай брать. И
потому модель «учитель — передатчик
информации» уже устарела.
Теперь востребована другая: «наставник
и методист», то есть человек,
который должен научить ребенка
правильно выстраивать свою
траекторию развития».
Андрей Фурсенко считает, что
учитель-наставник должен организовать
работу так, чтобы каждый
школьник внутри коллектива чувствовал
себя личностью. Социализация
— то есть работа и жизнь в
коллективе — в современном
мире, может быть, играет куда большую
роль, чем индивидуальное потребление
знаний. Без учителя не
обойтись. Чтобы таких учителей становилось
больше, общество и должно
сформулировать социальный
заказ и создать условия для его реализации.
(Окончание
нас. 2)
Р«Три» пишем,
— в уме
С. 7
| Приглашаем
к участию
С. 8
Уважаемые читатели!
Мы продолжаем выпуск специального тематического
приложения для подписчиков
"Методические материалы для учителей".
На вкладке .этого номера — материалы
для проведения досуговых мероприятий в
школе.
Приглашаем вас к сотрудничеству, ждем
ваши материалы по адресу:
<>30007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2.
Редакция газеты «Педагогическое )\||*
Тел. 223-13-81.
H'-mail: iio9H@mail.ru
redaktor_vido@ngs. ru
В номере:
• Горе
от «ВКонтакте»
С. 3
Стр.1
ноябрь 2010
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 3X0
Новая школа: социальный заказ
(Окончание. Начало на с. 1)
Министр напомнил, что созданы
условия, при которых родители могут
сформировать общие требования
к развитию своей школы, донести
их до администрации и потом
следить за тем, чтобы они выполнялись:
«Если родители сами не решат,
как и чему учиться их ребенку, то всё
останется как было. Но тогда не нужно
обвинять школу». Что касается
сложившегося у родителей мнения
относительно ЕГЭ — «его нельзя нормально
сдать без репетиторов», —
то, по мнению министра, репетиторы
и курсы чаще всего доводят до
ума тех, «кто валял дурака 10 лет, а
на одиннадцатом годубросился наверстывать
упущенное. А родители
платят за то, что эти 10 лет не больно-то
интересовались реальными
знаниями ребенка». Многих устраивает
как раз функция камеры хранения:
привел, сдал, можно не контролировать,
не сильно вникать. Но зато
потом — строго спросить: мол, я вам
доверил, а вы не сделали! «Это банальное
и очень удобное перекла\-\оы>см
Каждый
работник образования
должен знать
Конвенцию о правах ребенка
Минздравсоцраавипшп
ло Единый квалификационный
ник для руководителей,
предназначен
связанных с
отношений,
РФ утвердисправочспециалистов
и
работников сферы образования. Этот
справочник
вопросов,
трудовых
для решения
регулированием
обеспечением
эффективной системы управления персоналом
образовательных
учреждений.
Квалификационная характеристика каждой должности
имеет три раздела: «Должностные обязанности», где
содержится перечень основных функций; «Должен
знать», в которой описаны основные требования,
предъявляемые к работнику в отношении специальных
и законодательных знаний; и «Требования к квалификации»,
где определен необходимый уровень профессиональной
подготовки сотрудника, а также требования
к стажу работы.
«Лица, не имеющие специальной подготовки или
стажа работы, установленных в разделе «Требования к
квалификации», но обладающие достаточным практическим
опытом и компетентностью, выполняющие качественно
и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности, по рекомендации аттестационной
комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены
на соответствующие должности так же, как и
лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы»,
— говорится в документе.
Для каждой педагогической должности, упомянутой
в справочнике, так же, как и для должностей учебновспомогательного
персонала, приведены подробные
квалификационные требования, требования к знаниям
и обязанности. Например, к руководителю образовательного
учреждения и к его заместителю предъявляются
такие квалификационные требования — высшее профессиональное
образование по специальностям «Государственное
и муниципальноеуправление», «Менеджмент»,
«Управление персоналом» и стаж работы на
педагогических должностях не менее 5 лет.
Все работники сферы образования, от начальника
до диспетчера образовательногоучреждения, должны
знать приоритетные направления развития образоваЕдиный
детский телефон доверия создается в рамках
общенациональной кампании по противодействию
жестокому обращению с детьми. Проект реализуется
Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Особенностью данного телефона является
то, что он связан со всеми подключенными к
нему регионами России. Это значит, что если телефонный
номер занят, звонок ребенка автоматически переводится
на специалиста из другого региона, который
сможет оказать аналогичную помощь. Психологи в ходе
общения с ребенком постараются помочь советом и
подсказать, что ему стоит предпринять в конкретной
ситуации.
Пока к единому телефону доверия для детей планируется
подключить пять учреждений Новосибирской
области. В Новосибирске это будут городской Центр психолого-педагогической
поддержки молодежи «Родник»,
Центр психолого-педагогической помощи молодежи
«Радуга» и Комплексный центр социального обслуживания
населения Ленинского района. В Бердске на вопросы
детей готовы отвечать сотрудники Центра психолого-медико-социального
сопровождения «Даре», в Карасукском
районе — Комплексного центра социального
обслуживания населения.
Координатором проекта в Новосибирской области
является региональное Министерство образования, науки
и инновационной политики.
Номер детского телефона доверия:
8-800-2000-122.
К концу 2011 года для этих целей начнет использоваться
трехзначный номер.
По информации
http://adm.nso.ru
а
ОВрАЗ
дывание ответственности с себя на
кого-то, — констатировал Андрей
Фурсенко. — В других случаях (слава
богу, их немало) родители хотят,
чтобы в их ребенке видели личность,
выявляли и развивали его индивидуальные
способности. И школ, которые
ориентированы на это, я уверен,
будет становиться всё больше
и больше».
По информации
Министерства образования и науки РФ
ObAtiUS
тельной системы РФ, законы и иные нормативные правовые
акты, регламентирующиеобразовательнуюдеятельность,
а также Конвенцию о правах ребенка.
По информации
Начал работу
единый общероссийский номер
детского телефона доверия
Теперь по номеру
дети на условиях анонимности
специалистов.
8-800-2000-122
могут
сообщить о фактах жестокого с ними
обращения и получить
консультацию
необходимую
http://edu.ru
Стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭХО
в еир&с
ГОР Е
О Т
"Е5КОПТДКТЕ »
Социальные сети и SMS стали главным чтивом для современных
школьников.
Учителя русского языка и литературы обеспокоены отсутствием культуры чтения
в новосибирских
семьях. Но мнению специалистов, которые собрались на круглом
столе, посвященном проблеме чтения, от того, что именно и в каком количестве
читают родители, зависит интерес к книгам у детей. Современные школьники
в качестве внеклассного чтения часто выбирают произведения Стивена Цинга,
а лучшей прочитанной книгой называют «Графа Монте-ffpucnw».
учеников, чаще всего в течение дня они читают SMS и <•Н Нон такте».
Если современные дети и выбирают себе книги для
внеклассного чтения, то чаще всего ими становятся произведения
массовой литературы. К литературе классической
ребята обращаются лишь в пределах школьной
программы. По информации начальника отдела общего
образования Главного управления образования (ГУО)
мэрии Галины Черкасовой, в Новосибирске насчитывается
124 тысячи школьников и 957 учителей русского
языка и литературы, из них 96 % имеют первую и высшую
категории. Недостаток чтения она связывает с тем,
что детей отвлекают компьютеры, а также с тем, что
сами родители не читают.
Учитель русского языка и литературы Новосибирского
городского педагогического лицея им. А. С. Пушкина
Евгений Шаталов поделился результатами своих
опросов среди школьников. Как выяснилось, дети чаще
всего выбирают для внеклассного чтения произведения
Стивена Кинга, кто-то читает «Метро 2033» Дмитрия
Глуховского, романы Агаты Кристи, «Робинзона Крузо»
Даниэля Дефо. Среди классики назвали «Мертвые души»
Гоголя — эту книгу перечитывали, потому что понравилась,
— и «Горе от ума» Грибоедова. Директор гимназии
№ 12 Юлия Фауст добавила, что 70 % детей считают
лучшей прочитанной книгой «Графа Монте-Кристо»
Александра Дюма.
«Когда я попросил детей перечислить то, что они
прочитали задень, ребята назвали SMS, бегущую строку,
мамин или папин журналы, учебник перед уроком,
фрагмент недочитанного или бегло прочитанного произведения
по программе и социальную сеть "ВКонтакте"»,
— рассказал Евгений Шаталов. Заместитель начальника
ГУО мэрии Ирина Рогожникова считает, что
нет ничего страшного в том, что ребенок сидит «ВКонтакте»
— лишь бы не сутками. Она также рассказала,
что сегодня одним из основных требований к школам
является наличие не только печатных, но и электронных
учебников. «Наши дети сейчас очень много читают
в интернете. Бумажные книги дорогие, поэтому не все
себе могут их позволить, — отметила Юлия Фауст. —
Кроме того, ученики активно пользуются словарями».
Учитель русского языка и литературы гимназии № 2
Наталья Цыганкова уверена в том, что количество
детей, читавших книги 30 лет назад, не изменилось
и в наше время: «Сколько учеников читали "Войну и
мир" — столько и сейчас читают. Проблема в падении
уровня культуры, а литература и искусство делают человека
человеком. Литература должна быть во всех
классах и в вузах, чтобы дети могли вернуться к произведениям,
которые читали и не дочитали. Из моего последнего
выпуска никто не выбрал филологию, но несколько
человек пожалели о том, что в вузах у них больше
нет литературы».
«Если мы потеряем читателя, мы потеряем человека»,
— соглашается учитель русского языка и литератуО
контакте
Добро лтмммть
Судя по опросам
ноябрь 2010
з
В Ксмт«гт» О ЭТК-ЛХ»
•*•'• 1 3
ВпОатлшиия)
ры лицея № 200 Марина Заувервальд. Ее коллега, Евгений
Шаталов, привел более прозаичные примеры из
жизни: «В Октябрьском районе, где я живу, на одной
табличке "в течение" написано с двумя буквами "и" на
конце, на вывеске у входа в банк "понедельник" написан
через "и", в рекламе туристического агентства вообще
нет пунктуации. Чтобы понять текст, написанный
на двери стоматологическогокабинета, мне пришлось
вчитываться в него 3 минуты, то есть неграмотность окружающих
отражается на нас напрямую — она заставляет
терять время».
Не снимая с себя ответственности по формированию
литературного вкуса и интереса к книгам, учителя
рассказали, что большая часть родителей была бы удовлетворена,
если бы их дети читали столько же, сколько
и они. Однако, как показывает опыт педагогов, зачастую
именно родители оказываются менее читающими.
Глава книготорговой компании «Аристотель» Михаил
Трифонов (магазины «Плиний Старший» и «BOOKLOOK»)
уверен, что скорее немного сокращается процент
покупателей бумажных книг, а количество читающих
людей не уменьшается. «Глупо спрашивать, что
читают больше всего, — считает он. — Фантастика занимает
свой рынок — 10—15%, детективы свою часть,
художественная литература — свою. Конечно, часто
выбирают по авторам, которые увсех на слуху, например,
Донцова или Акунин в жанре детектива, но даже
они занимают малую долю в общем объеме продаж.
Хорошо покупается всё, что изучают в школе».
Однако в соревновании, кто больше читает — дети
или взрослые, по мнению Евгения Шаталова, побеждают
первые, просто потому, что это их жизненная необходимость.
«Все не полюбят кефир, и все не полюбят
читать. Это Ахматова могла себе позволить почитать на
ночь желтую прессу. Если жедети все время будут читать
Кинга, я сомневаюсь, что их вкус будет сформирован»,
— полагает учитель.
Елена Сафронова, http://news.ngs.ru
Стр.3