ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛАСС
Научно-методический журнал
1 (35) / 2014
Стр.1
6
Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Настоящий выпуск журнала издан при поддержке
МАОУ Лицея № 180 «Полифорум» г. Екатеринбурга
Главный редактор
Н. И. Коновалова
директор Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации,
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Редакционная коллегия
Т. А. Гридина — отдел лингвистики, доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — отдел литературы, доктор филологических наук, профессор
Н. В. Барковская — отдел литературы, доктор филологических наук, профессор
А. В. Тагильцев — отдел литературы, кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — отдел методики литературы, кандидат филологических наук, доцент
К. С. Когут — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Редакционный совет
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва),
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо,
США),
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск,
Польша),
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник (СО РАН,
г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург).
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014
© Филологический класс, 2014
Стр.2
7
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 1 (35) / 2014
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Кукулин И. В. Лирика советской субъективности: 1930–1941 ...................................................... 7
Барковская Н. В., Верина У. Ю., Гутрина Л. Д. Книга стихов как теоретическая проблема .... 20
К 125-ЛЕТИЮ А. П. ПЛАТОНОВА
Проскурина Е. Н. Иконография «несвятого семейства» в «Котловане» А. Платонова
(сцена «у дома шоссейного надзирателя») ............................................................................ 31
Подшивалова Е. А. Рассказ А. Платонова «Третий сын»: осмысление смерти
как обретение здесь-бытия ...................................................................................................... 37
Когут К. С. Древнерусский контекст в пьесе А. П. Платонова «Голос отца» ......................... 43
ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СЛОВАРЯХ
Словарь: попытка советизации (отзыв Ф. П. Филина о «Словаре русского языка»
С. И. Ожегова). Публикация и комментарии Е. Н. Басовской ............................................ 50
Химик В. В. Русская разговорно-обиходная речь в лексикографическом представлении ....... 58
Плотникова А. М., Скородумова И. К. Опыт создания идеографического словаря
русских статусных обращений ............................................................................................... 65
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Петкова Г. Т. «Краткая история русской литературы» П. Бицилли — учебное пособие,
lapsus, авторский канон ........................................................................................................... 69
Сергеева (Носкова) В. Б., Тюпа В. И. Инновационная технология литературного образования
школьников: системно-деятельностный подход ....................................................................... 78
ТРАЕКТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА
Черняк М. А. «Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек»:
традиция Рэя Брэдбери в современной русской литературе ............................................... 85
Подавылова И. А. Внутренние границы в романе М. Хемлин «Крайний» ............................... 92
ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Доброва Г. Р., Пивень А. В. Референциальные и экспрессивные дети:
о еще одной возможности диагностики «типологических» различий ............................... 96
Чиршева Г. Н. Родной и неродной языки в условиях формирования
раннего детского билингвизма ............................................................................................. 101
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Зорина М. Е., Соколова А. В. Методика работы над изложением и сочинением:
текстоцентрический подход .................................................................................................. 105
Овчинников А. Г. Конфликт и характерология в пьесах А. Стриндберга и А. Чехова ........... 111
ИДЕТ УРОК
Стр.3
8
Ручьева О. В. «Школа: твоя территория». Уроки внеклассного чтения
по современной поэзии ......................................................................................................... 116
Захарова О. А. Урок в 6 классе по теме «Собирательные числительные» .............................. 122
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Бекасова Е. Н. «Семена духовные» (юбилейные размышления) ............................................. 125
Багдасарян О. Ю. Теоретические подходы к изучению вторичных текстов .......................... 130
ПЕРЕЧИТЫВАЯ КЛАССИКУ
Неявный диалог
Манолакев Х. Ставрогин и Печорин ............................................................................................ 140
Ермоленко С. И., Тарасенко Т. Ю. Еще раз о «пропущенной» главе «Бесов»
Ф. М. Достоевского ................................................................................................................. 144
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Васильева В. Ю. Элегическая доминанта повествования (по повести Л. Н. Толстого
«Детство»)............................................................................................................................... 148
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Хрящева Н. П., Когут К. С. «Я люблю навсегда»: «Письма» А. П. Платонова
(Платонов А. П. «...я прожил жизнь»: Письма. 1920–1950 гг. / Андрей Платонов; сост.,
вступ. статья, ком. Н. Корниенко и др. — Москва: Астрель, 2013. — 685, [3] с.) .......... 153
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 1 (35) / 2014
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Kukulin I. V. Poetry of the soviet subjectivity: 1930–1941 ................................................................. 7
Barkovskaya N. V., Verina U. Yu., Gutrina L. D. Book of poems as a theoretical problem ............ 20
BY THE A. P. PLATONOV’S 115-ANNIVERSARY
Proskurina E. N. Iconography of the “Non-holy family” in Platonov’s “Foundation Pit”
(the scence “at the house of the highway’s inspector”) ............................................................. 31
Poshivalova E. A. A. P. Platonov’s story “Third sun”:
understanding of death as a a finding of here-being .................................................................. 37
Kogut K. S. Old russian context in A. P. Platonov’s play “Father’s voice”...................................... 43
THE LANGUAGE SITUATION AND ITS REFLECTION IN
DICTIONARIES
Dictionary: sovetization attempt (F. P. Filin’s review of S. I. Ozhegov’s “Russian dictionary”)
Publication and comments by E. N. Basovskaya ....................................................................... 50
Himik V. V. Russian colloquial everyday speech lexicographical submission ................................. 58
Plotnikova A. M., Skorodumova I. K. An experiment of composing
the ideographical dictionary of russian status appeals ............................................................... 65
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Petkova G. T. “A short story of Russian Literature” by P. Bitzili —
a textbook, lapsus, author’s canon? ........................................................................................... 69
Sergeeva (Noskova) V. B., Tjupa V. I. Innovation technology of literature education at school:
active and systematical approach .................................................................................................. 78
TRAJECTORIES OF MODERN LITERARY PROCESS
Chernyak M. A. “If you will give lined paper, write across”:
the tradition of R. Bradbury in modern russian literature .......................................................... 85
Podavylova I. A. Internal borders in M. Hemlin’s novel “Extreme” ................................................ 92
PSYCHOLINGUISTICS IN EDUCATION
Dobrova G. R., Piven A. V. Referrential and expressive children:
about yet another possibility of diagnostics of “typological” differences ................................. 96
Chorsheva G. N. Native and non-native languages in the development
of early childhood bilingualism .............................................................................................. 101
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Zorina M. E., Sokolova A. V. Methodology of work on the presentation and composition:
text-centric approach ................................................................................................................ 105
Ovchinnokov A. G. The conflict and typology of characters
in A. Strindberg and A. Chekhov’s plays ................................................................................ 111
Стр.5
6
A LESSON IN PROGRESS
Ruchieva O. V. “School: your area”. Home reading lessons for contemporary poetry .................. 116
Zaharova O. A. The synopsis of the russian language lesson in the 6th grade
on the topic “Collective numerals” .......................................................................................... 122
FROM A SCHOLAR’S DESK
Bekasova E. N. “Seeds spiritual” (Anniversary reflections) ........................................................... 125
Bagdasaryan O. Yu. Theoretical approaches to the study of secondary texts ................................ 130
REREADING CLASSIC
Implicit dialogue
Manolakev H. Stavrogin and Pechorin ........................................................................................... 140
Ermolenko S. I., Tarasenko T. Yu. Once again about the “omitted” chapter
“The possessed” F. M. Dostoevsky ......................................................................................... 144
CLOSE READING
Vasilyeva V. Yu. Elegias dominant of the narrative
(based on the novel “Childhood” by L. N. Tolstoy) ................................................................ 148
REVIEWS
Hryashcheva N. P., Kogut K. S. “I love forever”: A. P. Platonov’s “Letters”
(Platonov A. P. «...I lived my life»: Letters. 1920–1950th / Andrey Platonov; comp., prolusion,
comments by N. Kornienko et al. — Moscow: Astrel, 2013. — 685, [3] p.) .......................... 153
Стр.6
Правила предоставления авторами рукописей в журнал «Филологический класс»
«Филологический класс» издается как для учителей-словесников, так и для ученых-филологов. Журнал
стремится к сближению академической науки с непосредственной практикой школьного преподавания русского
языка и литературы. Рукописи принимаются на русском языке. По согласованию с редакцией возможно предоставление
рукописей на иных языках. Публикация статей осуществляется на русском языке.
Специфика журнала определяется постоянными рубриками:
1. Проекты. Программы. Гипотезы.
2. Психолингвистика в образовании.
3. Педагогические технологии.
4. Феномен современной литературы.
5. Готовимся к уроку.
6. Идет урок.
7. Медленное чтение.
8. Региональный компонент.
9. Обзоры и рецензии.
Редакционная коллегия приглашает к сотрудничеству специалистов-филологов. Ежегодно мы ждем от
авторов статьи объемом 0,5 печ. л. до 25 января, 25 марта, 25 сентября, 25 ноября. Статьи должны полностью
соответствовать проблематике сборника. Наиболее интересные статьи печатаются вне очереди.
Все статьи, представленные в журнал, отправляются на рецензирование. Редакционная коллегия принимает
решение о публикации с учетом мнения рецензента. В случае отрицательного решения автору направляется
копия рецензии.
Мы не платим гонораров, но и не берем деньги за публикации с аспирантов.
Контакты:
Почтовый адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
Уральский государственный педагогический университет
Кафедра современной русской литературы (к. 279)
Телефон: (343) 245-76-66
Электронная почта: filсlass@yandex.ru
Наш журнал включен в Каталог Роспечати и можно оформить подписку на него в любом почтовом отделении
России (индекс: 84587)
Наш журнал включен также в международную систему научных журналов (ISSN), где имеет индекс
ISSN 2071-2405.
Для публикации статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т. е., помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках.
1. Сведения об авторах.
Фамилия, имя, отчество автора полностью (если авторов больше, чем один, то указываются все авторы),
должность, звание, ученая степень, полное и точное место работы каждого автора в именительном
падеже, подразделение организации, контактная информация (электронная почта, город,
адрес места работы для каждого автора).
2. Название статьи.
3. Аннотация к статье.
4. Ключевые слова.
Ссылки на литературу в тексте статьи и в сносках оформляются по образцу: [Фамилия год: страница].
Пример
Необычность ситуации, садовые аллеи, о которых писал Д. С. Лихачев, что их сумеречность — основная
черта русского сада, из которой «рождаются и жизнь, и животность, и Бог» [Лихачев 1998: 419–421].
Список литературы оформляется в конце статьи без нумерации в алфавитном порядке по ГОСТ 7.0.52008
(http://protect.gost.ru). Заголовок у списка: «Литература».
Поля страницы, размер шрифта, интервалы любые.
Отправить статью в журнал можно по электронной почте: filclass@yandex.ru или через форму отправки
на сайте: lit.kkos.ru/filclass/getstat.
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов Уральского государственного педагогического
университета: journals.uspu.ru.
Стр.160
161
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС
2014. № 1 (35)
Подписано в печать 20.03.2014. Формат 60×84/8.
Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.
Усл. печ. л. — 17,25. Тираж 500 экз. Заказ 4248.
Оригинал-макет отпечатан в отделе множительной техники
Уральского государственного педагогического университета
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
E-mail: uspu@uspu.ru
Стр.161