ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛАСС
Региональный научно-методический журнал
учителей-словесников Урала
4(30) / 2012
Стр.2
Учредители
Российское общество преподавателей русского языка и литературы
федеральное государственное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н.И. Коновалова
директор Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации,
доктор филологических наук, профессор
Редакционная коллегия
Н.П. Хрящева – зам. глав. редактора, доктор филологических наук, профессор
И.А. Семухина – отдел литературы, кандидат филологических наук, доцент
А.В. Тагильцев – отдел литературы, кандидат филологических наук, доцент
Л.Д. Гутрина – отдел методики литературы, кандидат филологических наук, доцент
Е.Н. Иванова – отдел лингвистики, кандидат филологических наук, доцент
А.И. Суетина – технический редактор
К.С. Когут – редактор-корректор
Выпускающий редактор
Т.А. Ложкова
доктор филологических наук, профессор
Редакционный совет
Н.В. Барковская – доктор филологических наук, профессор (УрГПУ, г. Екатеринбург),
С.И. Ермоленко – доктор филологических наук, профессор (УрГПУ, г. Екатеринбург),
Т.А. Гридина – доктор филологических наук, профессор (УрГПУ, г. Екатеринбург),
П.А. Лекант – доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва),
М.Н. Липовецкий – доктор филологических наук, профессор (университет штата
Колорадо, США),
М.А. Литовская – доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г.Л. Нефагина – доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия,
г. Слупск, Польша),
Б.Ю. Норман – доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е.А. Подшивалова – доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е.Н. Проскурина – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М.Э. Рут – доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
М.Г. Соколянский – доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
М.А. Черняк – доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург).
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: sovliter@gmail.com
ISSN 2071-2405
© РОПРЯЛ, 2012
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2012
Стр.3
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 4(30)/2012
Проекты. Программы. Гипотезы
Зырянов О.В. Творческое наследие Д.Н. Мамина-Сибиряка и перспективы литературной
регионалистики ................................................................................................................. ..7
К юбилею Д.Н. Мамина-Сибиряка
Пращерук Н.В. «Рудин» 1880-х: о романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Именинник»............... 16
Житкова Л.Н. История и историзм в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка .................... 23
Приказчикова Е.Е. Мифологическая символика «восточных легенд»
Д.Н. Мамина-Сибиряка и ее связь с проблематикой цикла ............................................. 26
Созина Е.К. Автобиографическая проза Д.Н. Мамина-Сибиряка(1880–1900-е гг.) ............. 37
Слобожанинова Л.М. Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка с позиций гуманизма ................ 46
«Гроза двенадцатого года...»: исторические коллизии и литература
Ермоленко С.И. «При страшном зареве Беллониных огней…» (1812 год в лирике
К.Н. Батюшкова) ................................................................................................................ 52
Ларкович Д.В. Павел I в лирической рефлексии Г.Р. Державина .......................................... 59
Ложкова Т.А. Личность и история в оде А.С. Пушкина «Наполеон» ................................... 63
Психолингвистика в образовании: продолжаем обсуждение
Кашина Н.В. Работа над усвоением нравственных понятий на уроках русского языка:
психолингвистический аспект ........................................................................................... 67
Иванова Н.А. Психолингвистические основы изучения имени собственного
(на материале фамилий) ..................................................................................................... 73
Педагогические технологии
Казакова-Апкаримова Е.Ю. Литература и история: особенности преподавания
в прошлом и сегодня .......................................................................................................... 75
Овчинников А.Г. Зимние картины в лирике А. Пушкина и П. Вяземского
и пушкинская метафизика жизни и смерти .................................................................... 79
Готовимся к уроку
Семухина И.А. Автор – герой – читатель: право на свободу («Отцы и дети»
И.С. Тургенева) .................................................................................................................. 83
Авдеева Г.А. Выразительные средства русского языка: тропы и фигуры речи
(практические задания) ...................................................................................................... 88
Идет урок
Чудновский В.В. К вопросу о конфликте в романе «Отцы и дети» ........................................ 97
Медленное чтение
Сапир А.М. «К нему и птица не летит...» (Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Анчар») 103
С рабочего стола молодого ученого
Даракчи М.И. Автоинтертекстуальность творчества А.И. Куприна (на материале
повестей «Суламифь», «Гранатовый браслет» и стихотворения «Навсегда») ................ 110
Стр.4
4
Перечитывая зарубежную классику
Дайхин Т.Л. Идеи Ф.М. Достоевского в художественном сознании О. Уайльда .................. 116
Возмилкина В.О., Доценко Е.Г. Провинциальные нравы и суеверия в романе Э. Гаскелл
«Крэнфорд» и его телеинтерпретации .............................................................................. 120
Макарова Л.Ю. Пласты культуры в «маленькой душе» героя новеллы С. Беккета
«Желтое» ............................................................................................................................ 124
Феномен современной литературы
Мишуринская И.С., Багдасарян О.Ю. Поэтика «чужого сюжета» в пьесах Г. Горина
(«Тот самый Мюнхгаузен») ............................................................................................... 129
Малева А.В. Лирика коми поэтессы Нины Обрезковой: аспекты поэтики ............................ 134
Обзоры и рецензии
Четвертных Е.А. Феномен Г.Р. Державина в русской словесности ..................................... 138
Гридина Т.А., Воробьева Н.А., Зуева Т.А., Коновалова Н.И. У народа – как у праздника:
словарь русской диалектной фразеологии (презентация лексикографического
проекта) .............................................................................................................................. 140
Трубникова Ю.Ю. Слушая мифологический голос: феминистская архетипическая
критика о женском творчестве .......................................................................................... 143
In memoriam
Снигирева Т.А. «Почти не может быть, ведь ты была всегда…»:
памяти Веры Васильевны Химич ...................................................................................... 146
Филологический класс, 4(30)/2012
Стр.5
PHILOLOGICAL CLASS, № 4(30)/2012
Projects. Programs. Hypothesis
Zyryanov O.V. Mamin-Sibiryak's literary legacy and prospects of regional literary studies ......... ..7
On the Anniversary of D.N. Mamin-Sibiryak
Prashcheruk N.V. A Rudin of the 1880s: on Mamin-Sibiryak’s novel “Birthday man”
(Imeninnik) ........................................................................................................................... 16
Zhitkova L.N. History and historicism in Mamin-Sibiryak’s literary works ................................. 23
Prikazchikova E.E. Mythological symbolism of D.N. Mamin-Sibiryak's “Eastern Legends”
and its connection with problems of the series ...................................................................... 26
Sozina E.K. Autobiographical prose of D.N. Mamin-Sibiryak (1880 – 1900s) ............................ 37
Slobozhaninova L.M. D.N. Mamin-Sibiryak's creativity in a humanism context ......................... 46
“Thunderstorm of year twelve…”: historic collisions and literature
Yermolenko S.I. “In the frightful glow of Bellona’s fire” (The year 1812 in K.N. Batyushkov’s
lyric poetry) ......................................................................................................................... 52
Larkovich D.V. Paul I in lyrical reflection of G.R. Derzhavin ..................................................... 59
Lozhkova T.A. Personality and history in A.S. Pushkin’s ode “Napoleon” .................................. 63
Psycholinguistics in Education
Kashina N.V. Work on the assimilation of moral concepts at Russian lessons: psycholinguistic
aspect ................................................................................................................................... 67
Ivanova N.A. Psycholinguistic bases for the study of proper names based on surnames .............. 73
Educational Techniques
Kazakova-Apkarimova E.Y. Literature and History: particularities of teaching in past and
today .................................................................................................................................... 75
Ovchinnikov A.G. Winter pictures in lyrics A. Pushkin and P. Vyazemskiy and Pushkin
metaphysics of Life and Death ............................................................................................. 79
Getting Prepared for the Lesson
Semoukhina I.A. Author – Character – Reader: The right to freedom (I.S. Turgenev’s “Fathers
and sons”) ............................................................................................................................ 83
Avdeeva G.A. Expressive means of the Russian language: tropes and figures (practical tasks) .... 88
A Lesson in Progress
Chudnovskii V.V. To question about the conflict in novel “Fathers and sons” ............................. 97
Analytical Reading
Sapir A.M. “K nemy i ptica ne letit...” (Analysis of the A.S. Pushkin's poem “Antiar”) .............. 103
From a Young Scholar’s Desk
Darakchi M.I. Autointertextuality in the works of A.I. Kuprin (on the material of the stories
“Shulamith”, “Garnet bracelet” and the poem “Forever”) ..................................................... 110
Rereading World Classical Literature
Daykhin T.L. F.M. Dostoevsky’s ideas in the artistic concepts of O. Wilde ................................ 116
Vozmilkina V.O., Dotsenko E.G. Provincial customs and popular beliefs in Elizabeth Gaskell’s
“Cranford” and its TV version .............................................................................................. 120
Makarova L.Y. Cultural levels of the hero’s “little psyche” in S. Beckett’s “Yellow” ................. 124
Стр.6
6
Phenomenon of the Modern Literature
Mishurinskaya I.S., Bagdasaryan O.Y. The poetics of “borrowed plot” in G. Gorin’s plays
(“That Very Munchausen”) .................................................................................................. 129
Maleva A.V. The poetry of the komi poetess N. Obrezkova: the aspects of poetics ..................... 134
Reviews
Chetvertnykh E. A. The phenomenon of G.R. Derzhavin in Russian literature ............................ 138
Gridina T.A., Vorob’eva N. A., Zuyeva T.A., Konovalova N.I. U naroda kak u prazdnika:
dictionary of Russian dialect phraseology (presentation of lexicographic project) ................. 140
Troubnikova Y.Y. Listening to the mythological voice: feminist archetypal criticism about the
women’s creativity ............................................................................................................... 143
In memoriam
Snigireva T.A. «Almost, it cannot be: you were always there...»:
In memory of Vera Vasilyevna Khimich .............................................................................. 146
Филологический класс, 4(30)/2012
Стр.7
Правила предоставления авторами рукописей в журнал «Филологический класс»
«Филологический класс» издается как для учителей-словесников, так и для ученых-филологов. Журнал
стремится к сближению академической науки с непосредственной практикой школьного преподавания русского
языка и литературы. Рукописи принимаются на русском языке. По согласованию с редакцией возможно
предоставление рукописей на иных языках. Публикация статей осуществляется на русском языке.
Специфика журнала определяется постоянными рубриками:
1. Проекты. Программы. Гипотезы.
2. Психолингвистика в образовании.
3. Педагогические технологии.
4. Феномен современной литературы.
5. Готовимся к уроку.
6. Идет урок.
7. Медленное чтение.
8. Региональный компонент.
9. Обзоры и рецензии.
Редакционная коллегия приглашает к сотрудничеству специалистов-филологов. Ежегодно мы ждем от
авторов статьи объемом 0,5 печ. л. до 1 февраля, 1 апреля, 1 октября, 1 декабря. Статьи должны полностью соответствовать
проблематике сборника. Наиболее интересные статьи печатаются вне очереди.
Все статьи, представленные в журнал, отправляются на рецензирование. Редакционная коллегия принимает
решение о публикации с учетом мнения рецензента. В случае отрицательного решения автору направляется
копия рецензии.
Мы не платим гонораров, но и не берем деньги за публикации с аспирантов.
Контакты:
Почтовый адрес: 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
Уральский государственный педагогический университет
Кафедра современной русской литературы (к. 279)
Телефон: (343) 245-76-66
Электронная почта: ninaus@olympus.ru
Наш журнал включен в Каталог Роспечати и можно оформить подписку на него в любом почтовом отделении
России (индекс: 84587)
Наш журнал включен также в международную систему научных журналов (ISSN), где имеет индекс
ISSN 2071-2405.
Для публикации статья должна соответствовать требованиям РИНЦ, т.е., помимо основного текста содержать
следующие сведения, представленные на русском и английском языках.
1. Сведения об авторах.
Фамилия, имя, отчество автора полностью (если авторов больше, чем один, то указываются все авторы),
должность, звание, ученая степень, полное и точное место работы каждого автора в именительном
падеже, подразделение организации, контактная информация (электронная почта, город,
адрес места работы для каждого автора).
2. Название статьи.
3. Аннотация к статье.
4. Ключевые слова.
Ссылки на литературу в тексте статьи и в сносках оформляются по образцу: [Фамилия год: страница].
Пример
Необычность ситуации, садовые аллеи, о которых писал Д.С. Лихачев, что их сумеречность – основная
черта русского сада, из которой «рождаются и жизнь, и животность, и Бог» [Лихачев 1998: 419-421].
Список литературы оформляется в конце статьи без нумерации в алфавитном порядке по ГОСТ 7.0.52008
(http://protect.gost.ru). Заголовок у списка: «Литература».
Поля страницы, размер шрифта, интервалы любые.
Отправить статью в журнал можно по электронной почте: ninaus@oilympus.ru или через форму отправки
на сайте: http://lit.kkos.ru/filclass/getstat.
Стр.149
149
"Черты из жизни Пепко"
как программный роман Д.Н. Мамина-Сибиряка
Фауст – Петр – Мефистофель:
«обратная фаустиана» в рассказах А. Платонова
«Государственный житель» и «Усомнившийся Макар»
Свобода воли как лейтмотив прозы М. Шолохова
Контаминация и компрессия как структурообразующие
принципы фельетона М. Булгакова «Библиофетчик»
Новые издания по проблемам детского чтения
Стр.150