№ 2•2014 (МАРТ–АПРЕЛЬ) КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Фото Виктора Друшлякова Издается с 1996 г. УЧРЕДИТЕЛЬ ООО «Высокие технологии и инновации» РЕДАКЦИЯ Главный редактор Павел ИВАНОВ Заместитель главного редактора Владимир ПОПОВ Редакторы: Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей ЛАШКОВ, Валерий КОЗЛОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ Научный консультант Георгий ШИБАНОВ Специальные корреспонденты: Ольга КАРЕЛИНА Компьютерная верстка Константин ЧИЖЕВСКИЙ Web-администратор Сергей БАБАИН Корректура Жанна КОСАРЕВА В номере использованы фотографии: Виктор ДРУШЛЯКОВ, Павел МАСЛОВ, Алексей МИХЕЕВ, Владимир ПОПОВ, Сергей РЯЗАНСКИЙ, Сергей СЕРГЕЕВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ Фото из архивов: ОАО «Вертолеты России», ОАО «Авиасалон», АО «Мотор Сич», ЦПК им. <...> © AVIAPANORAMA № 2 (104) АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ СОДЕРЖАНИЕ Георгий Шибанов. <...> АО «МОТОР СИЧ»: цель — производить долговечные и надежные двигатели . <...> Недостатки дирижабля и автожира компенсирует их гибрид . <...> Высадка космонавтов на Луну и Марс после полугодия в невесомости возможна . <...> Памяти командира – основателя первого отечественного отряда палубных летчиков Тимура Апакидзе посвящается . <...> Снова о безопасности полётов и поисково-спасательном обеспечении в свете очередной авиационной трагедии . <...> Россия много теряет, не продвигая разработку ЛМФИ, истребителя нового поколения легкого класса, как с внутренним размещением оружия, так и с конформной подвеской УСП. <...> ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ: 9 КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ страница В конце 2012 г. возникла идея использовать на вертостате автожирный принцип создания части потребной подъемной силы. <...> Концепция автожирного вертостата обещает стать продуктивной по своим возможностям благодаря удачной взаимной трансформации характерных технических особенностей несущей пары «автожирный винт + баллон дирижабля». <...> Рязанский отработал ручной <...>
Авиапанорама_№2_2014.pdf
№ 2•2014 (МАРТ–АПРЕЛЬ)
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.1
Фото Виктора Друшлякова
Стр.2
Издается с 1996 г.
УЧРЕДИТЕЛЬ
ООО «Высокие технологии и инновации»
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Павел ИВАНОВ
Заместитель главного редактора
Владимир ПОПОВ
Редакторы:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Алексей ЛАШКОВ,
Валерий КОЗЛОВ, Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ
Научный консультант
Георгий ШИБАНОВ
Специальные корреспонденты:
Ольга КАРЕЛИНА
Компьютерная верстка
Константин ЧИЖЕВСКИЙ
Web-администратор
Сергей БАБАИН
Корректура
Жанна КОСАРЕВА
В номере использованы фотографии:
Виктор ДРУШЛЯКОВ, Павел МАСЛОВ, Алексей МИХЕЕВ,
Владимир ПОПОВ, Сергей РЯЗАНСКИЙ, Сергей СЕРГЕЕВ,
Сергей ФИЛИПЕНКОВ, Николай ЯКУБОВИЧ
Фото из архивов:
ОАО «Вертолеты России», ОАО «Авиасалон», АО «Мотор Сич»,
ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ФКА «Роскосмос»,
ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, личного архива Евгения Шолкова,
Леонида Китаева-Смыка
Фото на 1-й стр. обложки:
Фото Алексея МИХЕЕВА
АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:
Почтовый: 109153, Москва, а/я 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Тел.: +7 (925) 507-82-40, +7 (916) 316-49-57
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ БАЗА
ООО «Высокие технологии и инновации»
Генеральный директор Павел ИВАНОВ
Финансовый директор Александр ТАЙ
Директор по развитию Галина ПОПОВА
Журнал выходит при поддержке
ЗАО НПП «ИДС Маяк»
Редакция не несет ответственности за достоверность
информации в публикуемых материалах.
Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением
авторов. Перепечатка опубликованных материалов
без письменного согласия редакции не допускается.
Научно-технический журнал.
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия
Свид. ПИ № ФС77-23925 от 13.04.2006 г.
© «АВИАПАНОРАМА»
№2 • 2014
1
Published since 1996
PUBLISHER
HIGH TECHNOLOGIES AND INNOVATIONS Ltd.
EDITORIAL STAFF
Editor-in-Chief:
Pavel IVANOV
Deputy Editor-in-Chief
Vladimir POPOV
Editors:
Victor DRUSHLYKOV, Alexey LASHKOV, Valery KOZLOV,
Sergey FILIPENKOV, Nikolay YAKUBOVICH
Scientific consultant
Georgy SHIBANOV
Special correspondents:
Olga KARELINA
Computer design:
Konstantin CHIZHEVSKY
Webmaster
Sergey BABAIN
Photos:
Victor DRUSHLYKOV, Pavel MASLOV, Alexey MIKHEEV,
Vladimir POPOV, Sergey RYAZANSKY, Sergey SERGEEV,
Sergey FILIPENKOV, Nikolay YAKUBOVICH
Cover photo
Photo Alexey MIKHEEV
AVIAPANORAMA
Mailbox: 109153, Moscow, mailbox 16
E-mail: aviapanorama@mail.ru
Internet: www.aviapanorama.ru
Phone: +7 (925) 507-82-40
With the help of NPP IDS Mayak , CJSC.
The materials printed in the magazine
do not always present the viewpoint
of the editorial staff. Reproduction in part
or whole is not permitted without the explicit
authorization of the publisher.
The scientific-technical magazine
was registered by the Ministry for Press,
TV and Radio broadcasting on April 13, 2006.
Reg. PI # FS77-23925.
© AVIAPANORAMA
Стр.3
№ 2 (104)
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
СОДЕРЖАНИЕ
Георгий Шибанов. Механизм реализации научно-технических разработок требует улучшения. По материалам
V Форума инновационных технологий InfoSpace 2014 ........................................................................ 4
НАУКА-ТЕХНОЛОГИИ
Георгий Скопец. Легкий истребитель. Иная точка зрения ..................................................................... 9
Вячеслав Богуслаев. АО «МОТОР СИЧ»: цель — производить долговечные и надежные двигатели ........23
Владимир Ворогушин. Недостатки дирижабля и автожира компенсирует их гибрид .............................27
Сергей Филипенков. Высадка космонавтов на Луну и Марс после полугодия в невесомости возможна ..35
Сергей Филипенков. Обитаемая лунная база: близкая и далекая (Продолжение, начало в №№ 4,5-2013) ...38
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ
Николай Якубович. Эн плюс первое воплощение Ми-8 .......................................................................41
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
Евгений Шолков. Полигон НИТКА возвращается. Памяти командира – основателя первого отечественного
отряда палубных летчиков Тимура Апакидзе посвящается ......................................................................44
Владимир Попов. Россия и Беларусь: формат ДОСААФ .........................................................................52
ВЫСТАВКИ-КОНФЕРЕНЦИИ
Жанна Киктенко. Вертолеты: рынок, тенденции, HELIRUSSIA 2014 ......................................................55
БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ
Валерий Козлов. Новые понятия и классификация действий пилота (специалиста) .............................63
Владимир Попов. «…И сердцу тревожно в груди…». Снова о безопасности полётов и поисково-спасательном
обеспечении в свете очередной авиационной трагедии ........................................................67
Дайджест обзора НП «Безопасность полетов» (февраль-март 2014) .....................................................77
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ
Радик Бариев, Валерий Ермаков. Главный испытательный аэродром .....................................................84
СТРАНИЦЫ БУДУЩИХ КНИГ
Леонид Китаев-Смык. Приобщение к космонавтике (Продолжение, начало в №№ 1,2, 4, 6-2013, 1-2014)..... 90
2014
Стр.4
Важно осознать необходимость сохранения и развития уникальных технологий
разработки и производства истребителей легкого класса, конструкторских
и производственных коллективов, ими владеющих. Ведь за время,
прошедшее после разработки МиГ-29А, двухдвигательного истребителя массой
14,8 т, аналогичный проект никому в мире так и не удалось повторить.
Россия много теряет, не продвигая разработку ЛМФИ, истребителя нового
поколения легкого класса, как с внутренним размещением оружия, так и с
конформной подвеской УСП.
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:
9
КОЛОНТИТ • КОЛОНТИТ
страница
В конце 2012 г. возникла идея использовать на вертостате автожирный
принцип создания части потребной подъемной силы. Концепция автожирного
вертостата обещает стать продуктивной по своим возможностям благодаря
удачной взаимной трансформации характерных технических особенностей
несущей пары «автожирный винт + баллон дирижабля». В то время как при
раздельном применении ее составные части имеют врожденные недостатки.
Это дает основание отнести автожирные вертостаты к одному из перспективных
направлений развития воздушной транспортной техники.
12 марта, всего на второй день после возвращения на Землю из 167-суточного
полета, в одном из научных экспериментов, состоявшемся на базе ЦПК,
космонавт С.Рязанский отработал ручной управляемый спуск с орбиты на поверхность
другого небесного тела на центрифуге ЦФ-18. Целью исследования
являлась оценка возможности выполнения посадки в ручном режиме после
длительного космического полета к другой планете. 15 марта на тренажере
«Выход-2» в ЦПК состоялась имитация выхода из посадочного КК на поверхность
другого небесного тела и работе на нем.
Значительно улучшится путевая устойчивость машины и возрастет допустимая
скорость бокового ветра, при котором возможно зависание вертолета.
Сертифицированный вертолет сможет эксплуатироваться в диапазоне температур
от -50 до +50° С. Планируется существенно увеличить назначенный и
межремонтный ресурсы вертолета и основных систем, а в перспективе – перейти
на эксплуатацию по техническому состоянию. Для обслуживания вертолета
будут применяться многофункциональная КПА и современные средства
наземного обслуживания.
На декабрьской 2013-го года встрече с ведущими техническими специалистами
Украины по проблемам комплекса НИТКА автору этой статьи был
задан вопрос о перспективах совместных работ. Нам ситуация на тот момент
представлялась полностью тупиковой: либо долговременная консервация
объекта с дальнейшей утилизацией на «иголки», либо немедленная
утилизация при наличии средств. Украинские собеседники выразили молчаливое
согласие, строя планы о создании на комплексе музея для отдыхающих
в Крыму. Дальнейшие события полностью опрокинули эти прогнозы.
Тогда не пришлось бы поисковикам-спасателям столько «бороздить» воды
акватории Южно-Китайского моря и «утюжить» поисковыми ВС воздух в поиске
доказательств факта трагедии. Затем подсчитывать затраты не только страховых
исков, но расходы по ресурсу задействованной техники, сил и средств, на топливо,
аэронавигационное и иное обслуживание и обеспечение всей поисковой
операции. Вот из чего и складывается, порой, по большому счету, простейший
финансово-экономический расчет-обоснование целесообразности того или иного
проекта вчерашнего и сегодняшнего дней.
страница
страница
страница
страница
страница
27
35
40
43
67
Стр.5