В статье рассматриваются вопросы педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, факторы, способствующие гуманизации этого процесса. <...> Неотъемлемым атрибутом педагогической деятельности, вне которого невозможно достижение целей обучения и воспитания, является общение. <...> Педагог вуза в своей профессиональной деятельности строит общение с учащимися, коллегами, руководством кафедры, вуза и учебновспомогательным персоналом, сознательно или бессознательно внося своими действиями, продуктами труда и отношениями изменения в условия труда других людей, оказывая при этом на них психологическое и педагогическое влияние. <...> Изучением проблем общения занимались такие педагоги и психологи, как Г. М. Андреева, И. В. Биочинский, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, Б. Ф. Ломов, А. М. Столяренко и многие другие. <...> Тем более это необходимо при обучении профессиям, субъектом труда которых, по классификации Е. А. Климова, является человек, т.е. основное их содержание составляют профессиональные взаимодействия с людьми различных социально-профессиональных категорий. <...> «Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений» [1, с. <...> Кроме того, Р. С. Немов говорит о том, что есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог: познание человека человеком, познание человеком самого себя, умение правильно оценить ситуацию общения, умение использовать невербальные способы педагогического общения. <...> Педагогическое общение в вузе как сфера реализации мастерства и творчества педагога отличается неповторимостью своих элементов, связей и отношений между ними. <...> Здесь общение представляет собой процесс решения основных педагогических целей – обучения, воспитания, развития, а они всегда своеобразны и индивидуально неповторимы. <...> Нам наиболее близка позиция <...>