Поволжский регион ПЕДАГОГИКА УДК 8:37 В. В. Полукаров, А. А. Жукова УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЛИТЕРАТУРА» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В статье представлен новый взгляд на проблему формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. <...> Затем автор обращается к одному из невостребованных факторов формирования ценностного отношения к здоровью – потенциалу литературы. <...> Им формулируются основные возможности данного учебного предмета в рамках указанной проблемы и приводится конкретный пример формирования ценностного отношения к здоровью на основе изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». <...> Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социальноэкономических и политических условиях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. <...> В национальной доктрине образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. <...> В школу ребенок приходит в восприимчивом к воспитанию возрасте, а длительность его пребывания в школе вполне достаточна для формирования у него определенной системы ценностей, одной их которых является здоровье. <...> Поэтому проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь. <...> Такой подход к образовательному и воспитательному процессу в педагогике получил название личностно ориентированного и был выделен в рамках гуманистического воспитания. <...> Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая <...>