№ 2, 2008 УДК 376.36(075) Е. А. Карпушкина ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В статье дан краткий анализ состояния речевого и когнитивного развития детей с нарушениями речи, представлены результаты экспериментального изучения уровня сформированности грамматики и степени зрелости семантической сферы языка младших школьников с недоразвитием речи. <...> Автором определены условия обучения, содержание, методы и принципы коррекционного воздействия, обеспечивающие эффективность логопедической работы. <...> Анализ известных нам подходов к изучению языкового развития детей с нарушениями речи обнаруживает наряду с несомненными достоинствами факты недостаточного их соответствия требованиям современной педагогической науки и практики. <...> Необходимость в разработке важнейших аспектов коррекционной работы актуализирует значимость педагогических, психологических и психолингвистических исследований, требует глубокой научной и практической проработки вопросов, связанных с ее постановкой и решением. <...> Анализируя проблему недоразвития речи у детей, исследователи отмечают наличие у большинства из них стойких речевых нарушений, ограниченность когнитивных возможностей языка, недостаточный динамизм сенсорноперцептивных и речемыслительных процессов, участвующих в организации речепроизводства (Т. В. Ахутина, Б. М. Гриншпун, Г. С. Гуменная, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халилова, С. Н. Шаховская). <...> Исходя из необходимости решения комплекса коррекционно-педагогических задач, Р. Е. Левина и ее коллеги свели многообразие речевых нарушений к трем уровням: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития [1]. <...> На каждом из них выделяются основные трудности в развитии речи, задерживающие формирование всех компонентов речеязыковой системы, при переходе от одного уровня к другому <...>