В.В. ПОНОМАРЕВ
В.Ф. КОСТЫЧАКОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВСАМБИСТОВ
В ВУЗЕ
Красноярск, 2012
Стр.1
2
УДК:37.042+37.037.1] : 61
Пономарев В.В., Костычаков В.Ф. Теоретические и практические
основы игровой технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в
вузе. - Красноярск: СибГТУ, 2012.-153 с.
В монографии раскрыты научно-методические основы спортивной
подготовки студентов-самбистов в вузе на основе использования игровой
технологии.
В первой главе монографии представлены теоретические исследования
проблемы спортивной подготовки студентов в вузе, состояние физической
подготовки современной молодежи.
В третьей главе обосновывается структура и содержание игровой
технологии спортивной подготовки студентов-самбистов в процессе
физического воспитания в вузе.
Научно-теоретический и практический результаты работы дополняют и
расширяют общую концепцию спортивной подготовки студентов в процессе
физического воспитания в вузе. Монография имеет большую практическую
значимость по проектированию игровых технологий в процесс спортивной
подготовки студентов в вузе.
Монография предназначена для научных работников, преподавателей,
тренеров по виду спорта и специалистов высшей школы. Результаты работы
можно широко использовать в практике спортивной подготовке в процессе
физического воспитания студентов в высших учебных заведениях.
Рецензенты: д-р.пед.наук, проф. Л.К. Сидоров (Красноярский
государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева);
д-р пед.наук, проф. B.C. Близневская
(Сибирский федеральный университет).
© В.В.Пономарев, В.Ф. Костычаков 2012 ©
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный
технологический университет», 2012
Стр.2
3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный технологический университет»
В.В. ПОНОМАРЕВ
В.Ф. КОСТЫЧАКОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ-САМБИСТОВ В ВУЗЕ
Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве
монографии
Красноярск, 2012
Стр.3
4
В. В. Пономарев
В. Ф.Костычаков
Теоретические и практические основы игровой технологии спортивной
подготовки студентов-самбистов в вузе
Монография
ISBN 978-5-8173-0536-4
В авторской редакции
Подписано в печать 25.04.2012.
Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л.9,5.
Изд. № 7/13. Заказ № 1458. Тираж 500 экз.
Редакциоционно-издательский центр СибГТУ
660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82
факс (391) 211-97-25,
тел. (391) 227-69-91
Стр.4
5
В.В. ПОНОМАРЕВ
В.Ф. КОСТЫЧАКОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ
ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВСАМБИСТОВ
В ВУЗЕ
Красноярск, 2012
Стр.5
6
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗРАБОТАННОСТИ
ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ…
12
1.
1. Исторические
аспекты развития и становления игры в
обществе ................................................................................. …………………….. 12
1.2. Игры и игровые упражнения в системе физического воспитания и
спортивной тренировки ................................................................................... … 17
Заключение по первой главе .............................................................................. 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ................ ….. 45
2.1. Методы исследования ........................................................................... 28
2.1.1. Анализ литературных источников ................................................. .. 28
2.1.2. Социологический опрос и анкетирование ....................................... 28
2.1.3. Педагогическое тестирование ........................................................... 35
2.1.4. Педагогическое наблюдение ............................................................. 40
2.1.5. Педагогический эксперимент ........................................................... 40
2.1.6. Методы математической статистики .............................................. 41
2.1.7.Организация и этапы исследования ................................................
Заключение по второй главе ....................................................................... 44
42
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И
СОДЕРЖАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА
аспекты формирования
СТУДЕНТОВ-САМБИСТОВ………………………………………………
3.1. Теоретические
содержания игровой
технологии в спортивной подготовке студентов-самбистов.......................... 46
3.1.1. Методические
аспекты отбора и формирования игровых 51
упражнений ............................................................................................................. 55
3.2. Опытно-экспериментальное обоснование игровой технологии .......
3.3. Анализ и обсуждение результатов опытно-экспериментальной
работы…………………………………………………………………………….
3.3.1. Динамика показателей общей физической подготовленности
студентов-самбистов экспериментальной и контрольной групп ............. 69
3.3.2.
Динамика
показателей
специальной
подготовка
физической
подготовленности студентов-самбистов экспериментальной и контрольной
групп…………………………………………………………………………
3.3.3. Технико-тактическая
студентов-самбистов
экспериментальной и контрольной групп ................................................... 78
Заключение по третьей главе........................................................................ 86
ВЫВОДЫ .......................................................................................................... … 88
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................................................. 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................... 93
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 111
ПОДГОТОВКИ
Стр.6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Все возрастающие требования к
всестороннему физическому развитию подрастающего поколения обусловлены
не только необходимостью подготовки их к эффективной и полноценной
трудовой деятельности, но и к защите своей Родины. Но на протяжении ряда
лет идет снижение уровня физического развития и физической
подготовленности выпускников общеобразовательных школ. Статистика
свидетельствует, что в современной школе лишь около 14% учащихся
относится к группе «практически» здоровых, остальные 86% школьников
имеют различного рода соматические и функциональные отклонения от нормы
или же хронические заболевания. В вузах более 35% студентов не в состоянии
выполнить нормативы по физической подготовке, 22%) имеют различные
заболевания, 37%> не занимаются физической культурой и спортом (А.П. Исаев,
А.Г. Щедрина, Л.Г. Харитонова, Н.П. Абаскалова, Е.В. Лыков, А. А.
Андриевский, А.В. Жарова)
Социальный заказ, предъявленный в настоящее время государством,
ставит перед вузами задачу выпускать не только грамотных специалистов
своего дела, но и людей культурных, творческих, инициативных, обладающих,
прежде всего, крепким здоровьем и ведущих здоровый образ жизни.
В учебных программах физического воспитания студентов,
рекомендуемых Федеральным агентством по образованию РФ, недостаточно
проработан в методическом и организационном плане учебный процесс,
который был бы направлен на обучение молодежи прикладным двигательным
умениям и навыкам индивидуальной самообороны и самозащиты.
Среди множества видов спорта развивающих индивидуальные
способности молодого человека, формирующие двигательные умения и навыки
рукопашных действий и противодействий в различных жизненных ситуациях,
Стр.7
5
являются единоборства, в том числе спортивная борьба, которая обеспечивает
не только гармоничное физическое развитие молодого человека, но и носит
прикладной характер подготовки, что позволяет профессионально защищать
себя и успешно служить в Армии (А.И. Завьялов, В.В. Пономарев,
Д.Г. Миндиашвили, И.И. Сулейманов).
Введение в учебный процесс физического воспитания студентов в вузах
дисциплины «Спортивная борьба», в форме спортивных секций, как учебнопрактические
занятия в вариативной части учебной программы,
факультативных или дополнительных внеучебных занятий, позволит готовить
физически крепких и технически подготовленных к самозащите молодых
людей. Для быстрого освоения технических приемов и элементов ведения
борьбы, в учебно-тренировочный процесс необходимо включать активные
методы и средства обучения: одними из которых являются игры, игровые
упражнения.
В игре человек обязательно, хочет он того или нет, раскрывается как
личность со всеми присущими ему положительными и отрицательными
качествами. Игра развивает физические и психические качества человека, его
интеллект, волю и адаптивность, т.е. способность ориентироваться в различных
ситуациях. Игра закаливает и формирует характер, учит переносить и
преодолевать трудности, воспитывает чувство самоотверженности, которое
позволяет человеку, возвысясь над собой, обрести и укрепить дух терпимости и
уважения к другому человеку. В тоже время в процессе игры гораздо
интереснее изучать элементы техники и тактики борьбы, прочнее усваиваются
многие сложные приемы, активно развиваются физические качества,
проявляются творческие способности и т.д. (В.Г. Яковлев, В.П. Ратников,
Г.С. Туманян, К.В. Балдаев, М.М. Сайгин, Б.М. Рыбалко).
Двигательные навыки, приобретенные в игре, особенно длительны и
прочны. В спортивной борьбе игровые упражнения, в основном, используются
в секционной работе с детьми и на этапе начальной специализации юных
борцов. В тоже время, системное использование спортивных, подвижных и
Стр.8
6
специализированных игр в учебно-тренировочном процессе по самбо со
взрослой молодежью, в частности студентами вузов мало представлено в
научных исследованиях и учебно-методической литературе (И.Н. Кравчук,
В.И. Рудницкий, В.П. Попова, Б.Н. Пивоваров, Е.Я. Крупник, И.М. Коротков).
В связи с вышеуказанным можно констатировать наличие научной
проблемы, которая характеризуется недостаточным использованием потенциала
игровых технологий в учебно-тренировочном процессе подготовки самбистов в
высших учебных заведениях.
Все это предопределило тему настоящего исследования: «Игровая
технология активизации учебно-тренировочного процесса подготовки
самбистов».
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс подготовки
самбистов в высшем учебном заведении.
Предмет исследования: средства, методы и формы игровой технологии
активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов в высшем
учебном заведении.
Цель исследования: теоретически обосновать и в опытноэкспериментальной
работе проверить эффективность игровой технологии
активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов в высшем
учебном заведении.
Гипотеза исследования: Учебно-тренировочный процесс подготовки
студентов-самбистов в вузе будет более эффективным и поступательным если
разработать:
1) Игровую технологию, состоящую из блоков специализированных,
подвижных и спортивных игр направленных: на развитие и поддержание
физической подготовленности, совершенствование технических элементов и
тактических действий; выполнения объема больших физических нагрузок, на
основе положительного психоэмоционального настроя, который формируется у
занимающихся в процессе выполнения игровых упражнений.
Стр.9
7
2) Педагогическую модель реализации игровой технологии в зависимости
от этапов учебно-тренировочного процесса подготовки студентов - самбистов в
годичном цикле (подготовительный, базовый и соревновательный).
Все это в совокупности позволит повысить уровень тренированности
студентов-самбистов и будет способствовать дальнейшему их росту
спортивного мастерства.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования
разработаны следующие задачи:
1. Определить степень разработанности исследуемой проблемы в теории
и практике физического воспитания и спортивной тренировки.
2. Теоретически обосновать структуру и содержание игровой технологии
активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов.
3. Разработать педагогическую модель реализации игровой технологии
активизации учебно-тренировочного процесса подготовки студентовсамбистов.
4
.Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность игровой
технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки
самбистов.
Методологической основой и теоретической базой исследования
являются:
- общенаучные положения и принципы теории и методологии
педагогических исследований (Л.М. Матвеев, В.М. Зациорский,
В.И. Загвязинский, Б.А. Ашмарин, Н.И. Загузов, Г.С. Туманян, Н.И. Пономарев
и др-);
- современные педагогические технологии физического воспитания и
спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.В. Пономарев,
И.И. Сулейманов, Л.К. Сидоров, О.П. Юшков, А.П. Исаев, С.А. Кабанов,
Е.А. Короткова, Д.Г. Миндиашвили, А.И. Завьялов и др.);
- современные активные методы и формы обучения в педагогическом
процессе (М.В. Кларин, В.И. Боголюбов, И.Д. Зверев, В.И. Паламарчук,
С.Г.
Стр.10
8
Шаповаленко, С.Л.Рубинштейн, М.И.Махмутов, Ю.К. Бабанский, И.Н.
Кравчук, В.И. Рудинский, В.П. Попова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Б.Н.
Пивоваров, Е.Я. Крупник, И.М. Короткое, Г.К. Селевко, В.П. Беспалько и др.).
Научная новизна исследования:
1. Теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем
опробована игровая технология активизации учебно-тренировочного процесса
подготовки самбистов-студентов состоящая из блоков: специализированных,
подвижных, спортивных и поддерживающе-восстановительных игровых
упражнений направленных в зависимости от этапа учебно-тренировочного
цикла на развитие общей и специальной физической подготовленности,
совершенствование тактико-технических действий, выполнение большого
объема тренировочных нагрузок в «непринужденной» соревновательноигровой
форме, на основе положительного психоэмоционального настроя.
2. Разработана педагогическая модель реализации игровой технологии
активизации учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов в
годичном цикле: где, в подготовительном этапе (сентябрь-ноябрь) используется
блок - спортивных и подвижных игровых упражнений направленных на
восстановление и повышение общефизических кондиций; в базовом этапе
(декабрь-март) используется блок - специализированных игровых упражнений
направленный на повышение специальной физической подготовленности,
совершенствование тактико-технических действий; в соревновательном этапе
(апрель-июнь) блок поддерживающе-восстановительных игровых упражнений,
направленный на поддержание физических и функциональных кондиций
борцов-самбистов в процессе соревновательного этапа.
3.
Разработано программно-методическое обеспечение игровой
технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки
самбистов состоящее из: учебно-тренировочной программы и плана; блоков
игровых упражнений, методических положений; системы контроля
подготовленности спортсменов и коррекции игровой технологии.
Стр.11
9
4. Разработаны и систематизированы игровые упражнения для
активизации учебно-тренировочного процесса, объединенные в следующие
динамические блоки: спортивные и подвижные игры, специализированные и
поддерживающе-восстановительные игровые упражнения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
разработанная и научно обоснованная структура и содержание игровой
технологии активизации учебно-тренировочного процесса подготовки
самбистов, способствует дальнейшему совершенствованию системы
подготовки спортсменов, а также обогащает теоретико-методическое
содержание процесса подготовки спортсменов-студентов на основе игровой
технологии.
Практическая значимость. Разработано программно-методическое
обеспечение активизации учебно-тренировочного процесса подготовки
студентов-самбистов, включающее: учебную программу, годовой план-график,
систематизированные блоки игровых упражнений; представлены методические
положения применения игровых блоков упражнений, а также методы контроля
и коррекции подготовленности занимающихся по этапам подготовки
(подготовительный, базовый и соревновательный) в годичном цикле.
Результаты исследования могут быть использованы в непрерывном
профессиональном образовании тренеров, преподавателей, специалистов, а
также в лекционных курсах студентов педагогических факультетов и
институтов физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в
период проведения опытно-экспериментальной работы в вузах г. Красноярска:
Сибирском юридическом институте МВД России, Сибирском государственном
технологическом университете, Сибирском государственном техническом
университете, Красноярском государственном университете цветных металлов
и золота, Красноярском государственном университете; филиале Иркутского
государственного педагогического университета в г. Усть-Илимске и др.
На защиту выносятся следующие основные положения:
Стр.12