Гончарук Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур Казань Издательство КГТУ 2 0 0 6 УДК 378 ББК 74.202 Г Научный редактор академик, доктор психол. наук, профессор Р.Х.Шакуров Рецензенты доктор пед.наук, профессор Н.Ю.Хусаинова; доктор психол.наук, профессор Ю.А.Цагарелли ISBN 978-5-7882-0365-2 Гончарук Н.П. <...> В работе развития использован психодидактический подход, который опирается на психологические механизмы и закономерности формирования интеллектуальных структур. <...> Освещаются сущность и содержание интеллектуально-развивающего обучения, основные подходы к конструированию методов интеллектуальноразвивающего обучения, к разработке таксономии развивающих задач различной когнитивной сложности. <...> Решение процесса состоит в обосновании и раскрытии психологопедагогических задач интеллектуализации образовательного выявления условий механизмов и и реализации интеллектуально-развивающего потенциала образовательного процесса, что неотделимо от более глубокого понимания, вопервых, сущности и структуры интеллекта, во-вторых, психологических закономерностей интеллектуального развития личности; в третьих, основных принципов и содержания интеллектуально-развивающего практики обучения. <...> Эти трудности, кроме вышеперечисленных, связаны с существованием различных психологических концепций развития интеллекта, с неоднозначной трактовкой таких основополагающих понятий как «развитие», «интеллект», «интеллектуальные структуры», «интеллектуальное развитие», «мышление», «развивающее обучение», «уровни интеллектуального развития» и др. <...> Хотя проблемам интеллектуального (умственного) развития посвящено много психолого-педагогических работ, но при всем значении проведенных различными авторами психологопедагогических исследований в области умственного развития, следует отметить, что большинство работ направлено на изучение условий формирования какого-либо одного <...>
Психолого-педагогические_проблемы_формирования_интеллектуальных_структур..pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Н.П.Гончарук
Психолого-педагогические
проблемы формирования
интеллектуальных структур
Казань
Издательство КГТУ
2 0 0 6
Стр.1
УДК 378
ББК 74.202
Г
Научный редактор академик, доктор психол. наук, профессор Р.Х.Шакуров
Рецензенты
доктор пед.наук,
профессор Н.Ю.Хусаинова;
доктор психол.наук,
профессор Ю.А.Цагарелли
ISBN 978-5-7882-0365-2
Гончарук Н.П.
Г 65 Психолого-педагогические проблемы формирования
интеллектуальных структур. – Казань: Изд-во КГТУ,
2006. – 189 с.
интеллектуального
Излагаются теоретические и процессуально-методические аспекты
студентов. В работе
развития
использован
психодидактический подход, который опирается на психологические
механизмы и закономерности формирования интеллектуальных структур.
Освещаются сущность и содержание интеллектуально-развивающего
обучения, основные подходы к конструированию методов интеллектуальноразвивающего
обучения, к разработке таксономии развивающих задач
различной когнитивной сложности.
Для научных и практических работников сферы образования. Может
использоваться в качестве учебного пособия для студентов вузов с
углубленной психолого-педагогической подготовкой, а также в магистратуре,
аспирантуре, системе повышения квалификации.
ISBN 978-5-7882-0365-2
© Гончарук Н.П., 2006 г.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Рост наукоемких и интеллектоемких производств приводит к
необходимости интеллектуализации образовательного процесса
в техническом вузе, ориентированного на подготовку
специалистов, способных к непрерывному самообразованию,
готовых к активной творческой инновационной деятельности.
Решение
процесса состоит в обосновании и раскрытии психологопедагогических
задач
интеллектуализации образовательного
выявления
условий
механизмов
и
и
реализации
интеллектуально-развивающего потенциала образовательного
процесса, что неотделимо от более глубокого понимания, вопервых,
сущности и структуры интеллекта, во-вторых,
психологических
закономерностей
интеллектуального развития личности; в третьих, основных
принципов и содержания
интеллектуально-развивающего
практики
обучения.
Анализ психолого-педагогических исследований и изучение
показывают,
вузовской
подготовки
традиционными
технологиями
что
многочисленные затруднения, с которыми сталкиваются
преподаватели при организации учебной деятельности
студентов, в значительной степени обусловлены недостаточным
учетом
обучения
психологических закономерностей и механизмов умственного
развития, а также основных принципов развивающего обучения.
Становится все более очевидным, что дальнейшее
повышение качества обучения в вузе возможно только при более
действенном применении достижений психологической науки.
Слова К.Д.Ушинского о том, что для того чтобы воспитывать
человека во всех отношениях, нужно знать его во всех
отношениях, известны каждому педагогу. Общепризнанными
являются положения о том что, концептуальные положения
психологической науки должны закладывать фундаментальные
3
Стр.3
основы педагогики, а результаты психологических исследований
должны использоваться педагогической наукой и практикой.
Однако современные достижения психологии все еще находят
весьма ограниченное применение, как в практике высших
учебных заведений, так и в проектировании содержания
образования, конструировании технологий обучения и
воспитания. Это обусловлено многими причинами. Главная из
них состоит в том, что существуют определенные проблемы в
использовании результатов психологических исследований в
реальном учебном процессе.
Педагоги испытывают большие затруднения при попытке
конкретизировать общие психологические закономерности в
четкие психолого-педагогические условия, в которых должны
быть раскрыты зависимости между внутренними процессами
познавательной деятельности студентов и внешними
дидактическими ситуациями.
Особенно большие трудности возникают при разработке
педагогических технологий интеллектуально-развивающего
обучения. Эти трудности, кроме вышеперечисленных, связаны с
существованием различных психологических концепций
развития интеллекта, с
неоднозначной трактовкой таких
основополагающих понятий как «развитие», «интеллект»,
«интеллектуальные структуры», «интеллектуальное развитие»,
«мышление»,
«развивающее
обучение»,
«уровни
интеллектуального развития» и др.
Хотя проблемам интеллектуального (умственного) развития
посвящено много психолого-педагогических работ, но при всем
значении проведенных различными авторами психологопедагогических
исследований в области умственного развития,
следует отметить, что большинство работ направлено на
изучение
условий формирования
какого-либо
одного
интеллектуального умения, отдельных мыслительных операций
и приемов умственной деятельности. При этом формирование
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………….…………………………………………………3
ГЛАВА 1 Подходы к психолого-педагогическому
исследованию интеллектуального развития
студентов………………...................................................................7
1.1 Психодидактика профессионального образования ………….7
1.2 Основные психологические механизмы развития
интеллекта…………………………………………………………19
1.3 Системно-структурный подход в интеллектуальноразвивающем
обучении …………………..………………………32
ГЛАВА 2 Дидактические основы формирования
интеллектуальных структур у студентов технического
вуза…………………………………………………...…..52
2.1 Сущность и содержание интеллектуально-развивающего
обучения………………….……………………………..52
2.2 Управление процессом формирования интеллектуальных
структур……………………………………………………………77
2.3 Методы интелектуально-развивающего обучения………….93
2.4 Таксономия развивающих задач как средство управления
процессом формирования интеллектуальных структур..……..135
Заключение…………………………………………….………..173
Литература………………………………………………………175
194
Стр.194
Гончарук Наталья Петровна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СТРУКТУР
Ответственный за выпуск Н.Ш.Валеева
Стр.195