Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур. (190,00 руб.)

0   0
Первый авторГончарук Н. П.
ИздательствоКГТУ
Страниц196
ID260962
АннотацияИзлагаются теоретические и процессуально-методические аспекты интеллектуального развития студентов. В работе использован психодидактический подход, который опирается на психологические механизмы и закономерности формирования интеллектуальных структур. Освещаются сущность и содержание интеллектуально-развивающего обучения, основные подходы к конструированию методов интеллектуально-развивающего обучения, к разработке таксономии развивающих задач различной когнитивной сложности.
ISBN978-5-7882-0365-2
УДК 378
ББК74.202
Гончарук, Н. П. Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур. : учеб. пособие / Н. П. Гончарук .— Казань : КГТУ, 2006 .— 196 с. — ISBN 978-5-7882-0365-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/260962 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Гончарук Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур Казань Издательство КГТУ 2 0 0 6 УДК 378 ББК 74.202 Г Научный редактор академик, доктор психол. наук, профессор Р.Х.Шакуров Рецензенты доктор пед.наук, профессор Н.Ю.Хусаинова; доктор психол.наук, профессор Ю.А.Цагарелли ISBN 978-5-7882-0365-2 Гончарук Н.П. <...> В работе развития использован психодидактический подход, который опирается на психологические механизмы и закономерности формирования интеллектуальных структур. <...> Освещаются сущность и содержание интеллектуально-развивающего обучения, основные подходы к конструированию методов интеллектуальноразвивающего обучения, к разработке таксономии развивающих задач различной когнитивной сложности. <...> Решение процесса состоит в обосновании и раскрытии психологопедагогических задач интеллектуализации образовательного выявления условий механизмов и и реализации интеллектуально-развивающего потенциала образовательного процесса, что неотделимо от более глубокого понимания, вопервых, сущности и структуры интеллекта, во-вторых, психологических закономерностей интеллектуального развития личности; в третьих, основных принципов и содержания интеллектуально-развивающего практики обучения. <...> Эти трудности, кроме вышеперечисленных, связаны с существованием различных психологических концепций развития интеллекта, с неоднозначной трактовкой таких основополагающих понятий как «развитие», «интеллект», «интеллектуальные структуры», «интеллектуальное развитие», «мышление», «развивающее обучение», «уровни интеллектуального развития» и др. <...> Хотя проблемам интеллектуального (умственного) развития посвящено много психолого-педагогических работ, но при всем значении проведенных различными авторами психологопедагогических исследований в области умственного развития, следует отметить, что большинство работ направлено на изучение условий формирования какого-либо одного <...>
Психолого-педагогические_проблемы_формирования_интеллектуальных_структур..pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Н.П.Гончарук Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур Казань Издательство КГТУ 2 0 0 6
Стр.1
УДК 378 ББК 74.202 Г Научный редактор академик, доктор психол. наук, профессор Р.Х.Шакуров Рецензенты доктор пед.наук, профессор Н.Ю.Хусаинова; доктор психол.наук, профессор Ю.А.Цагарелли ISBN 978-5-7882-0365-2 Гончарук Н.П. Г 65 Психолого-педагогические проблемы формирования интеллектуальных структур. – Казань: Изд-во КГТУ, 2006. – 189 с. интеллектуального Излагаются теоретические и процессуально-методические аспекты студентов. В работе развития использован психодидактический подход, который опирается на психологические механизмы и закономерности формирования интеллектуальных структур. Освещаются сущность и содержание интеллектуально-развивающего обучения, основные подходы к конструированию методов интеллектуальноразвивающего обучения, к разработке таксономии развивающих задач различной когнитивной сложности. Для научных и практических работников сферы образования. Может использоваться в качестве учебного пособия для студентов вузов с углубленной психолого-педагогической подготовкой, а также в магистратуре, аспирантуре, системе повышения квалификации. ISBN 978-5-7882-0365-2 © Гончарук Н.П., 2006 г.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Рост наукоемких и интеллектоемких производств приводит к необходимости интеллектуализации образовательного процесса в техническом вузе, ориентированного на подготовку специалистов, способных к непрерывному самообразованию, готовых к активной творческой инновационной деятельности. Решение процесса состоит в обосновании и раскрытии психологопедагогических задач интеллектуализации образовательного выявления условий механизмов и и реализации интеллектуально-развивающего потенциала образовательного процесса, что неотделимо от более глубокого понимания, вопервых, сущности и структуры интеллекта, во-вторых, психологических закономерностей интеллектуального развития личности; в третьих, основных принципов и содержания интеллектуально-развивающего практики обучения. Анализ психолого-педагогических исследований и изучение показывают, вузовской подготовки традиционными технологиями что многочисленные затруднения, с которыми сталкиваются преподаватели при организации учебной деятельности студентов, в значительной степени обусловлены недостаточным учетом обучения психологических закономерностей и механизмов умственного развития, а также основных принципов развивающего обучения. Становится все более очевидным, что дальнейшее повышение качества обучения в вузе возможно только при более действенном применении достижений психологической науки. Слова К.Д.Ушинского о том, что для того чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, известны каждому педагогу. Общепризнанными являются положения о том что, концептуальные положения психологической науки должны закладывать фундаментальные 3
Стр.3
основы педагогики, а результаты психологических исследований должны использоваться педагогической наукой и практикой. Однако современные достижения психологии все еще находят весьма ограниченное применение, как в практике высших учебных заведений, так и в проектировании содержания образования, конструировании технологий обучения и воспитания. Это обусловлено многими причинами. Главная из них состоит в том, что существуют определенные проблемы в использовании результатов психологических исследований в реальном учебном процессе. Педагоги испытывают большие затруднения при попытке конкретизировать общие психологические закономерности в четкие психолого-педагогические условия, в которых должны быть раскрыты зависимости между внутренними процессами познавательной деятельности студентов и внешними дидактическими ситуациями. Особенно большие трудности возникают при разработке педагогических технологий интеллектуально-развивающего обучения. Эти трудности, кроме вышеперечисленных, связаны с существованием различных психологических концепций развития интеллекта, с неоднозначной трактовкой таких основополагающих понятий как «развитие», «интеллект», «интеллектуальные структуры», «интеллектуальное развитие», «мышление», «развивающее обучение», «уровни интеллектуального развития» и др. Хотя проблемам интеллектуального (умственного) развития посвящено много психолого-педагогических работ, но при всем значении проведенных различными авторами психологопедагогических исследований в области умственного развития, следует отметить, что большинство работ направлено на изучение условий формирования какого-либо одного интеллектуального умения, отдельных мыслительных операций и приемов умственной деятельности. При этом формирование 4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………….…………………………………………………3 ГЛАВА 1 Подходы к психолого-педагогическому исследованию интеллектуального развития студентов………………...................................................................7 1.1 Психодидактика профессионального образования ………….7 1.2 Основные психологические механизмы развития интеллекта…………………………………………………………19 1.3 Системно-структурный подход в интеллектуальноразвивающем обучении …………………..………………………32 ГЛАВА 2 Дидактические основы формирования интеллектуальных структур у студентов технического вуза…………………………………………………...…..52 2.1 Сущность и содержание интеллектуально-развивающего обучения………………….……………………………..52 2.2 Управление процессом формирования интеллектуальных структур……………………………………………………………77 2.3 Методы интелектуально-развивающего обучения………….93 2.4 Таксономия развивающих задач как средство управления процессом формирования интеллектуальных структур..……..135 Заключение…………………………………………….………..173 Литература………………………………………………………175 194
Стр.194
Гончарук Наталья Петровна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СТРУКТУР Ответственный за выпуск Н.Ш.Валеева
Стр.195

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.