Каждая тема оснащена контрольными вопросами, к большинству тем приведены вопросы для самостоятельного изучения и рекомендуемая литература. <...> Задачи курса: ознакомить с основными понятиями, требованиями к профессии, рассмотреть основные направления и виды деятельности практического психолога в различных сферах, выявить возможные трудности, возникающие в ходе профессиональной деятельности психолога труда – практика; развить у студентов навыки планирования и решения задач, связанных с реализацией профессиональных функций; способствовать формированию состояния личной готовности к работе и ответственности за нее. <...> Для решения поставленных задач учебное пособие раскрывает множество аспектов труда психолога-практика. <...> Значительное место уделяется темам профессиональной этики, основным направлениям работы практического психолога, нормативно-правовым основам деятельности. <...> К каждой теме приведены вопросы для обсуждения, материалы к занятию, контрольные вопросы, вопросы для самостоятельного изучения и литература к теме курса. <...> 4 Тема 1 Прикладная психология и психологическая практика План 1 Практическая психология 2 Психологическая практика 1 Практическая психология Слободчиков В.И., Исаев Е.И. выделяют два понимания «практической психологии»: 1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»; 2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой». <...> Таким образом «прикладная психология» даже по своему названию ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены перед психологом его «заказчиками». <...> Перечень сфер работы психолога очень широк: это педагогическая психология, медицинская психология, индустриальная психология, психология труда, психология туризма <...>
Содержание_и_методы_работы_психолога_труда_-_практика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»
Е.О. Аболина
Содержание и методы работы психолога
труда - практика
Утверждено редакционно – издательским советом СибГТУ в качестве
учебного пособия для студентов специальности
030301 - «Психология» очной формы обучения
Красноярск 2010
Стр.1
2
Аболина, Е.О. Содержание и методы работы психолога труда -
практика: учебное пособие для студентов специальности 030301
- «Психология» очной формы обучения /Е.О. Аболина. – Красноярск:
СибГТУ, 2012 – 129с.
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент Е.Н. Байдашева (КГТЭИ);
канд. философ. наук, доцент Е.С. Медведева (научно-методический
совет СибГТУ).
Учебное пособие содержит теоретический и практический материал
по дисциплине «Содержание и методы работы психолога труда –
практика». Оно включает в себя актуальные материалы лабораторного
блока. Каждая тема оснащена контрольными вопросами, к большинству
тем приведены вопросы для самостоятельного изучения и рекомендуемая
литература. Данное пособие можно использовать для подготовки к
лабораторным занятиям, контрольным работам, экзамену.
© Е.О. Аболина, 2012
©
ФГБОУ
государственный
университет», 2012
ВПО «Сибирский
технологический
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие «Содержание и методы работы психолога труда -
практика» разработано для студентов специальности 030301 «Психология»
очной формы обучения. Курс «Содержание и методы работы психолога
труда - практика» является важнейшим элементом в подготовке
специалистов в области психологии.
Цель курса – ознакомить студентов с содержанием и спецификой
работы психолога труда-практика, сформировать общекультурные и
профессиональные компетенции, которые должны составить основу
профессиональной деятельности специалиста и обеспечить ее выполнение
на высоком профессиональном уровне.
Задачи курса: ознакомить с основными понятиями, требованиями к
профессии, рассмотреть основные направления и виды деятельности
практического психолога в различных сферах, выявить возможные
трудности, возникающие в ходе профессиональной деятельности
психолога труда – практика; развить у студентов навыки планирования и
решения задач, связанных с реализацией профессиональных функций;
способствовать формированию состояния личной готовности к работе и
ответственности за нее.
Для решения поставленных задач учебное пособие раскрывает
множество аспектов труда психолога-практика. Значительное место
уделяется темам профессиональной этики, основным направлениям
работы практического психолога, нормативно-правовым основам
деятельности. Учебное пособие содержит материалы по всем разделам
курса. К каждой теме приведены вопросы для обсуждения, материалы к
занятию, контрольные вопросы, вопросы для самостоятельного изучения и
литература к теме курса.
Стр.3
4
Тема 1 Прикладная психология и психологическая практика
План
1 Практическая психология
2 Психологическая практика
1 Практическая психология
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. выделяют два понимания
«практической психологии»:
1) практическая психология как «прикладная дисциплина»,
особенностью которой является «ориентация на академическую
исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;
2) практическая психология как «особая психологическая практика»,
где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с
психикой».
Таким образом «прикладная психология» даже по своему названию
ориентирована на помощь в решении тех задач, которые уже поставлены
перед психологом его «заказчиками».
Перечень сфер работы психолога очень широк: это педагогическая
психология, медицинская психология, индустриальная психология,
психология труда, психология туризма и организация досуга и т.д. Во всех
этих и других случаях психологу приходится, с одной стороны, не терять
свой специфический предмет (психику, субъектность человека), а с другой
стороны, учитывать специфику работы в той отрасли, которую он
обслуживает. Исходя из этого, психолог–прикладник со временем
вынужден все больше и больше исследовать, а в ряде случаев и
включаться в ту производственную среду, где он пытается оптимизировать
коллективную деятельность работников. Таким образом, он фактически
сам постепенно превращается в неотъемлемого участника
Стр.4
5
производственного процесса и становится реальным членом данного
трудового коллектива (поскольку без него коллектив уже не сможет
эффективно работать). Именно поэтому психологов все чаще приглашают
на работу (постоянную работу) в различные фирмы и организации.
Психолог, работающий в организации, стратегические задачи определяет,
как правило, не сам, но он самостоятельно ставит перед собой и реализует
тактические и оперативные задачи.
В серьезных организациях обычно работает не один, а несколько
психологов. Кроме того, при решении сложных проблем (связанных,
например, с реорганизацией фирмы) к работе обычно подключаются как
собственные психологи (внутренние консультанты), так и приглашенные
(внешние консультанты). Все это позволяет сообща (вместе с достаточно
опытным руководством) грамотно ставить задачи и решать их. Тем не
менее, остается проблема «грамотного заказчика», поскольку и у опытных
руководителей встречается иногда и некоторая предубежденность, и
некоторое недоверие к психологам. Поэтому реально психологу–
прикладнику иногда приходится брать на себя несколько большую
ответственность и самому заявлять о стратегических проблемах и целях
своей работы, одновременно формируя и психологическую культуру у
своих начальников — производственников и заказчиков.
2 Психологическая практика
Несколько иная картина складывается, если под практической
психологией понимать «особую психологическую практику». Здесь
психолог обычно работает с клиентами, которые в большей степени
доверяются психологу как специалисту. В этих случаях психолог
самостоятельно ставит перед собой и стратегические задачи (клиент в
значительной степени доверяет ему в этом), и тактические и конкретные
оперативные задачи исследования и вмешательства в ситуацию данного
Стр.5