Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие творческого мышления личности: монография (220,00 руб.)

0   0
АвторыОрлова Светлана Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц197
ID260924
АннотацияВ монографии раскрываются психологические факторы развития творческого мышления личности: своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления, развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности, психологическая поддержка развития творческого мышления личности в постсензитивный период. Данный материал адресуется специалистам в области психологии и педагогики, студентам психолого-педагогических специальностей, учителям средних школ, лицеев, гимназий, а также всем тем, кто интересуется проблемой развития творческого мышления личности.
ББКЮ95; Ю937
Развитие творческого мышления личности: монография / С.Н. Орлова .— : [Б.и.], 2014 .— 197 с. — URL: https://rucont.ru/efd/260924 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В монографии раскрываются психологические факторы развития творческого мышления личности: своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления, развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности, психологическая поддержка развития творческого мышления личности в постсензитивный период. <...> С.Н. Орлова, 2014 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет, 2014 3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1 Проблема творчества в философских и психологических исследованиях 1.2 Творческое мышление как полинаучный феномен 1.3 Качественные характеристики творческого мышления личности ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1 Функциональный анализ развития творческого мышления личности 2.2 Онтогенетический анализ развития творческого мышления личности ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 3.1 Своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления (первый фактор) 3.2 Развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности (второй фактор) 3.3 Психологическая поддержка развития творческого мышления личности в постсензитивный период (третий фактор) ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4 7 8 29 54 73 74 86 106 108 124 146 167 169 4 ВВЕДЕНИЕ Темпы современного научно-технического прогресса ставят перед личностью принципиально новую задачу - быстро и эффективно реагировать на изменения окружающего мира. <...> В монографии выявлены, определены и обоснованы психологические факторы развития творческого мышления личности: своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления; развитие качеств творческого мышления <...>
Развитие_творческого_мышления_личности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Развитие_творческого_мышления_личности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОРЛОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Монография Красноярск 2014
Стр.1
2 Орлова, С.Н. Развитие творческого мышления личности: монография / С.Н.Орлова. – Красноярск: СибГТУ, 2014. - 196 с. В монографии раскрываются психологические факторы развития творческого мышления личности: своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления, развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности, психологическая поддержка развития творческого мышления личности в постсензитивный период. Данный материал адресуется специалистам в области психологии и педагогики, студентам психолого-педагогических специальностей, учителям средних школ, лицеев, гимназий, а также всем тем, кто интересуется проблемой развития творческого мышления личности. Рецензенты: В.С. Нургалеев, доктор психологических наук, профессор (г.Москва); Н.Т. Селезнева, доктор психологических наук, профессор (г.Красноярск). С.Н. Орлова, 2014 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет, 2014
Стр.2
3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1 Проблема творчества в философских и психологических исследованиях 1.2 Творческое мышление как полинаучный феномен 1.3 Качественные характеристики творческого мышления личности ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1 Функциональный анализ развития творческого мышления личности 2.2 Онтогенетический анализ развития творческого мышления личности ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 3.1 Своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления (первый фактор) 3.2 Развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности (второй фактор) 3.3 Психологическая поддержка развития творческого мышления личности в постсензитивный период (третий фактор) ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 4 7 8 29 54 73 74 86 106 108 124 146 167 169
Стр.3
4 ВВЕДЕНИЕ Темпы современного научно-технического прогресса ставят перед личностью принципиально новую задачу - быстро и эффективно реагировать на изменения окружающего мира. Данный подход отражает острую потребность общества в специалистах, способных менять стереотипные формы познания и действия, а не просто приспосабливаться к ним. В настоящее время имеется ряд теорий, утверждающих, что тренировка и поощрение творческой деятельности, начатые на ранних этапах жизненного цикла, еще в дошкольном возрасте, и продолженные в дальнейшем, способствуют разрешению ряда противоречий: между потребностью личности в творческой самореализации и сформированной в процессе жизнедеятельности логикой стереотипного мышления; между возможностью реализации интуитивного начала личности и рациональным характером ее деятельности; между индивидуальным характером творческой деятельности личности и приоритетом коллективных форм взаимодействия людей в процессе жизнедеятельности. Следовательно, необходим системный анализ научного знания о процессе развития творческого мышления личности, чему посвящена настоящая монография. В монографии выявлены, определены и обоснованы психологические факторы развития творческого мышления личности: своевременная актуализация возрастной сензитивности личности к проявлению качеств творческого мышления; развитие качеств творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности; психологическая поддержка развития творческого мышления личности в постсензитивный период.
Стр.4
5 В ходе исследования разработана концепция развития творческого мышления личности; рассмотрены особенности творческого мышления личности как процесса и деятельности и выявлены его функции; определены уровни развития творческого мышления личности; обоснованы психологические факторы эффективного развития творческого мышления личности; разработана программа развития творческого мышления личности в ходе специально организованной когнитивной деятельности. Методолого-теоретическую основу монографии составили философские, психологические, педагогические концепции по проблеме развития творческого мышления личности, демократические и гуманистические принципы, идеи современной науки о творческой сущности человека, о предпосылках творческого мышления, о детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием ее жизнедеятельности. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; изучение педагогического опыта по проблеме; организация опытно-экспериментальной работы по специально разработанной программе, в ходе которой использовались: опрос, наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ субъектов, деловые игры, методы экспертных оценок и самооценок, тестирование. Развитие творческого мышления личности в процессе когнитивной деятельности изучалось с помощью опытноэкспериментальных процедур Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Д.Л.Джонсона, Е.И. Щеблановой и других. В монографии получило дальнейшее развитие прогрессивное направление междисциплинарного знания (общая психология, психология личности, педагогическая психология, педагогика, философия) – психология развития творческого мышления личности; разработана концепция развития
Стр.5
6 творческого мышления личности; выявлены, определены и обоснованы факторы развития творческого мышления личности и условия их реализации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыто психологическое значение и дано определение понятий «творческое мышление личности» и «развитие творческого мышления личности» на основе проявления его (творческого мышления) качеств - быстроты, гибкости, оригинальности и точности, а также сконструированы модели творческого мышления личности в структуре когнитивной сферы субъекта, развития творческого мышления личности, также проведен функциональный и онтогенетический анализ процесса развития творческого мышления личности. Практическая значимость работы заключается во всестороннем анализе и обосновании психологических факторов и условий развития творческого мышления личности; содержащиеся в работе выводы, предложения и рекомендации служат основанием для активизации и развития мышления; разработана комплексная программа развития творческого мышления личности на разных этапах онтогенеза; создана программа подготовки психологов и педагогов для организации когнитивной деятельности по развитию творческого мышления личности. Позвольте выразить слова благодарности людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему научному руководителю доктору психологических наук, профессору Нургалееву Владимиру Султановичу, моей семье, которая поддерживает меня во всех начинаниях: маме Федоренко Алевтине Ивановне, мужу Орлову Сергею Викторовичу, дочери Юлии.
Стр.6