В.Н. Спеваков, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов Психология лекции Статья четвертая ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ Не лишне будет напомнить нашим читателям, что с № 6 мы возобновляем цикл статей по психологии лекции. <...> В этой статье рассматриваются приемы организации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания слушателей, а также свойства внимания (объем, переключаемость, устойчивость), которые должен учитывать каждый лектор при исполнении лекции на любую тему. <...> ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ Хорошая лекция – это результат прежде всего хорошо организованного и поддерживаемого внимания студентов. <...> В психологии внимание определяют так: «Внимание – познавательный психологический процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаНАШ ПРАКТИКУМ правленность деятельности человека, его общения с людьми» [4, с. <...> Непроизвольное внимание возникает и удерживается без волевого усилия. <...> Произвольное внимание удерживается при помощи волевого усилия. <...> Послепроизвольное внимание – это внимание, которое возникло из внимания произвольноОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО, ПРОИЗВОЛЬНОГО И ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ Непроизвольное внимание Начало лекции существенно зависит от того, впервые лектор выступает перед аудиторией или нет. го, оно, как и непроизвольное, удерживается без волевого усилия. <...> Если лектор перед аудиторией появился впервые, то в течение примерно трех минут непроизвольное внимание студентов будет устойчивым. <...> Они в эти минуты разглядывают лектора, решают, сами того не сознавая, стоит ли его внимательно слушать, нужен ли им лично для себя этот лекционный материал и насколько, а также думают что за человек лектор и чего от него можно ожидать [2, с. <...> В этом случае очень важно убедить студентов в нужности материала курса лекций <...>