В.Н. Спеваков, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов Психология лекции Статья третья ГОЛОСОВЫЕ И НЕГОЛОСОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В настоящей статье рассматриваются голосовые и неголосовые средства общения лектора со слушателями, которые должен учитывать каждый лектор при исполнении лекции на любую тему. <...> В каком бы ключе ни исполнялась лекция, лектору нужны хорошо поставленные голосовые и неголосовые средства общения. <...> Такие средства вызывают непроизвольное внимание слушателей, содействуют правильному восприятию, хорошему пониманию и запоминанию материала лекции. <...> ГОЛОСОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Голосовыми (их им енуют также фонационными и вокальными), мы называем средства общения, связанные с изменениями голоса в процессе общения: тон речи лектора, темп его речи, в частности паузы, громкость говорения [5, с. <...> Тон речи лектора Тон речи лектора – это оттенок ее. <...> Правильный тон речи лектора придает его речи доверительность и убедительность. <...> Речь лектора может удовлетворять всем требованиям к лекционной речи, но взаимодействия со слушателями (или с их большей частью) не получится, если тон речи лектора самоуверенный, или раздраженный, или надменный, или поучающий, или высокомерный, или снисходительный. <...> Тон должен меняться, потому что прерывистые раздражители привлекают внимание человека, а монотонные раздражители, наоборот, разрушают внимание. <...> НАШ ПРАКТИКУМ Темп речи лектора Темп речи лектора – это скорость говорения. <...> Речь лектора должна быть не слишком медленной и не слишком быстрой: ни тот ни другой темп речи неприемлем для слушателей. <...> Установлено, что средний темп речи – примерно 100 слов в минуту, а отклонения свыше 25% от среднего темпа приводят к утрате внимания слушателей [3, с. <...> Рекомендуется строить фразу так, чтобы она состояла не более чем из пяти–девяти смысловых единиц (напомним, что объем кратковременной памяти человека составляет от пяти до девяти <...>