фессалоникийцам. конечно, во времена атеизма акцент делался не на этом, а на том, что по Библии якобы труд есть только проклятие, посланное человеку Богом за первородный грех. но это – узкое, искаженное понимание христианской заповеди о ценности и обязательности труда. действительно, в книге Бытия Бог говорит адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Бытие 3, �9). но это на самом деле означает всего лишь то, что мы не живем в раю, что хлеб насущный мы добываем и должны добывать трудом, иногда тяжким. <...> Можно сказать и иначе: человек удовлетворяет свои потребности трудом. а вот каковы эти потребности, разумны ли они, не удовлетворяются ли чрезмерные потребности одних за счет лишения других самого минимума – это во многом зависит от человека, его воспитания, культуры в самом широком смысле слова. <...> При этом в христианской традиции под хлебом, пищей понимается не только собственно хлеб и материальная пища, но и пища духовная. как сказано, «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (евангелие от Матфея �, �). история православной церкви оставила нам немало примеров подвижнического труда и мирян, и священнослужителей, причем труда как физического (как раньше чаще говорили, телесного), так и труда умственного, духовного. <...> Показательно, как об этом говорится в православном катехизисе, изданном более ста лет назад. я цитирую: «телесный труд необходим для человека. <...> Первым людям еще в раю заповедано было возделывать и хранить его. составляя необходимое условие жизни, телесный труд развивает и укрепляет тело. и сообщает ему естественную красоту. напротив, держание тела в покое, сонливость, нега не только разстроивают (я сохраняю правописание и произношение первоисточника – автор) – здоровье человека, но разслабляют и душевные его силы» ��, с. <...> Разумеется, были и другие примеры: примеры лени и нежелания трудиться, на которых акцентировали внимание атеистические критики <...>