в концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3] предусмотрен переход России от так называемой сырьевой экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического роста. одним из приоритетных направлений развития определено формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России. в рамках реализации этой идеи о создании у себя инновационных кластеров заявили в 2009 – 2010 гг. не менее 30 регионов России. <...> Два региона – Ярославская область и татарстан – утвердили в 2010 году кластерную политику, направленную на системное развитие отраслей и кластерных инициатив. кроме того, в татарстане образован первый в России центр кластерного развития, призванный оказывать научнообразовательную поддержку подобным инициативам. <...> Развитие кластеров требует интеграции, c одной стороны, целей высшего, среднего специального и непрерывного образования, с другой стороны, кластерной политики и инициатив регионов. в связи с этим весьма актуальным представляется решение задач кластеров и образовательных институтов. обратимся к историческому опыту такого рода коэволюции, сыгравшей существенную роль в развитии кластера и образовательных институтов. стэнфордский университет после второй мировой войны испытывал финансовые трудности – количество студентов резко увеличилось, а бюджеты не возросли. <...> Декан инженерного факультета стэнфорда Фредерик терман предложил хорошо известное многим российским ректорам решение: арендный бизнес. он создал управленческий механизм, благодаря которому решались проблемы не только финансирования стэнфорда, но и трудоустройства выпускников. <...> Право на выгодную аренду получали только высокотехнологичные компании, трудоустраивающие бывших студентов. в результате этого на университетском участке земли начала расти агломерация компаний, использующих труд <...>