Д.Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург) ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИКИ СБЛИЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВ Последние несколько десятилетий в развитых странах идет процесс, которому средства массовой информации дали звонкое название «соревнование за мировой талант», а международная образовательная миграция рассматривается как фактор экономического развития. <...> Объем мирового рынка образовательных услуг достигает 100 млрд долл. <...> На мировом рынке экспорта образовательных услуг сильные игроки появились в 19�0-х годах. <...> В их числе США, Великобритания, Франция, Германия – страны, которые удерживают позиции основных стран-экспортеров до настоящего времени. <...> Наша страна, занимавшая до конца 1980-х третье место в мире по количеству иностранных учащихся, почти целиком утратила свои позиции на мировом рынке образования. <...> По состоянию на 1992/1993 учебный год в российских вузах училось порядка 100 тыс. студентов из Содружества Независимых Государств. <...> С распадом МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Советского Союза, появлением границ, повышением финансовых затрат, необходимых для поступления, переезда и проживания в другой стране, миграционный поток начинает стремительно уменьшаться и за � лет сокращается почти вчетверо, достигнув минимума в 28 тыс. студентов в 1998/1999 учебном году [5]. <...> В настоящее время количество студентов из Содружества Независимых Государств, проходящих обучение в российских вузах, несколько возросло, в первую очередь, за счет повышения привлекательности гуманитарных и социальных специальностей. <...> Однако реального восстановления позиций России и повышения привлекательности нашего высшего образования не происходит. <...> Современные тенденции усложняются, так как страны, осуществлявшие ранее экспорт языка, институциональных и культурных образцов, получают сейчас возвратные потоки в виде студентов, ориентированных на получение образования в этих странах. <...> Фактически речь идет об осколках единой нации. <...> Для нашей <...>