Ю.И. Семенова, Курский государственный университет Рынок и государство в политике в области высшего образования во Франции Сфера образования в современном обществе является точкой пересечения и столкновения интересов множества людей — студентов, их родителей, преподавателей, чиновников и политиков. <...> Социально-экономические и политические изменения, происходящие в Европе, стали причиной возникновения новых отношений между высшей школой, обществом и государством. <...> Высшее образование переживает время коренных реформ в условиях глобализации, развития трансграничного образования, расширения экспорта образовательных услуг и др. <...> Изменение отношений государства, вуза и рынка на рубеже XX–XXI веков вызвало реструктуризацию и модернизацию систем образования. <...> Болонский процесс стал переломным в истории европейской образовательной политики и превратился в инструмент формирования единого европейского пространства высшего образования. <...> Франция выступила одним из инициаторов Болонского процесса и активной участницей реализации его принципов в высшей школе. <...> В этой статье рассматриваются некоторые аспекты политики в области высшего образования во Франции в период c середины XX до начала XXI века, а именно: влияние вузов, рынка и государства на процесс производства знаний, изменение взаимоотношений данных институтов во второй половине XX века, финансирование сисистемы высшего образования, а также влияние процессов европейской интеграции на высшую школу Франции сегодня. <...> Понятие «политика» подразумевает «относительно стабильный, имеющий цель курс действий, которому следуют политический актор или несколько акторов, направленный на решение проблемы или какого-либо вопроса и ориентированный на тот или иной социальный институт или целевую область» [4, c. <...> Высшее образование всегда являлось объектом политики, но в качестве самостоятельной об37 м И ро В ы Е т Е нд Е нцИИ ласти исследования политики <...>