И.В. Курышева, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета Психологическое сопровождение развития творческой личности студента гуманитарного вуза средствами музыкального искусства Восприятие лучших образцов мировой музыкальной культуры – доступный и эффективный способ воспитательного воздействия на подрастающее поколение. <...> Исследователи отмечают его особую эффективность при 92 восприятии «живой музыки» на концертах классической музыки, балетных и оперных спектаклях (О.И. Дворниченко, Д.Б. Кабалевский, В.И. Петрушин, В.Е. Семенов, Б.М. Теплов, Г. Троицкая и др.) <...> . В экспериментальных исследованиях Л.П. Новицкой (1984), Ю.К. Умилиной (2003), Ж.Г. Шошиной (1980), Н.В. Шутовой (1995) показано, что классическая музыка вызывает просветленные и добрые чувства и состояния, способствует мыслительным ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ и творческим процессам испытуемых. <...> Психологические исследования Института психологии Российской академии наук (Т.С. Князева, 2001; А.Н. Лебедев, 1999; А.В. Торопова, А.Х. Пашина, 2000) выявили достоверные различия в фоновых энцефалограммах музыкантов и представителей других профессий [6, с. <...> Установлено, что «музыкальный мозг» отличается более высокой пластичностью, а музыкальность как природное свойство в той или иной мере присуща каждому человеку [1, с. <...> Многие исследователи и творческие деятели подчеркивают вдохновляющую роль музыки для творческой активности [4, с. <...> 115], утверждая, что само по себе восприятие музыки в своей развитой форме есть творческий процесс (В.Б. Блок, П. <...> ). Таким образом, музыкальное искусство обладает большими и многообразными возможностями для воздействия на разные стороны психической жизни и развития человека – на его интеллект, чувства, волю, мотивы, творческие процессы [3, с. <...> Вместе с тем потенциал музыкального искусства как средства развития общих и специальных творческих возможностей личности почти не исследован. <...> Наше исследование <...>