О.В. Немирович, Институт внешнеэкономических связей Московского государственного института (университета) международных отношений Формирование субъектности и гражданской позиции студента с использованием возможностей системы «Электронный деканат» Из пяти направлений Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010)» [2] два связаны с системой образования. <...> Это информатизация учебных заведений и дистанционное образование. <...> Информатизация учебных заведений осуществляется в рамках создания систем «Электронный деканат» и «Электронный университет». <...> Они призваны обеспечить эффективный обмен информацией между подразделениями вуза. <...> Актуальность проблемы информатизации учебных заведений обусловлена необходимостью формирования самостоятельности у студентов посредством их активной сопричастности образовательному процессу, что, в свою очередь, поможет сформировать у будущего специалиста качества активного гражданина своей страны. <...> Позиционирование студента как субъекта учебной деятельности связа67 ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ Рассматривается процесс освоения информационных технологий в университетах. <...> Анализируются системы «Электронный деканат » и « Электронный университет», призванные обеспечить эффективный информационный обмен между подразделениями университета, а также развить субъектность студентов в образовательном процессе путем формирования их самостоятельности. <...> Показана необходимость педагогического осмысления и поддержки этого процесса. <...> Обосновывается, что позиционирование студента как субъекта образовательной деятельности связано с развитием его гражданского сознания, подразумевающего не только свободу выбора и действий, но также и ответственность за их результаты. педагогика высшей школы, электронный деканат, электронный университет, качества гражданина. но с развитием гражданского самосознания, подразумевающего не только свободу выбора и действий <...>