А.О. Посаженникова, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы Уровни развития нравственного Несмотря на большую актуальность проблемы изучения морального сознания личности, связанную с начавшимся в середине XX века постепенным смещением фокуса отечественной психологической науки на рассмотрение содержательной части психического, в теоретическом плане данная проблема разработана недостаточно. <...> Это происходит, с одной стороны, в силу необходимого использования междисциплинарного подхода (этика, социология, философия), с другой – вследствие оценочной перегрузки понятия нравственности и сложности согласования точек зрений исследователей на понимание этого феномена. <...> Такая позиция привела к тому, что различные аспекты морального сознания изучались в психологии изолированно, в отрыве друг от друга. <...> Отдельно исследовались моральные суждения – когнитивный компонент нравственности (Ж. <...> Колберг, Е.В. Субботский), другие работы были посвящены социальным эмоциям Статья публикуется по рекомендации Н.В.Серова, доктора культурологии, профессора СанктПетербургского государственного института психологии и социальной работы. <...> 58 сознания и социальнопсихологические свойства личности в ранней юности и гендерным аспектам их генезиса как главным предпосылкам нравственного развития (Л.П. Стрелкова, А.Д. Кошелева, В.В. Абраменкова), третьи рассматривали моральную саморегуляцию (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). <...> На становление когнитивного подхода оказала большое влияние концепция Л. Колберга <...> Лоуренс Колберг выделил три уровня морального развития личности, каждый из которых имеет две стадии: 1) преконвенциональный (доморальный) уровень, когда ребенок руководствуется своими эгоистическими побуждениями; 2) конвенциональный уровень морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования; 3) уровень автономной морали, т.е. ориентации на интернализованную <...>