Учебно-методическое пособие «Теоретические основы психокоррекционной деятельности» представляет собой лекционный курс по учебной дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция». <...> 4 Тема 1: Психолого-педагогическая коррекция как вид профессиональной деятельности психолога . <...> Психокоррекция в трансактном анализе и гештальттерапии . <...> ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ Тема 1: Психолого-педагогическая коррекция как вид профессиональной деятельности психолога 1. <...> Психокоррекция – это совокупность психологических методов, используемых психологом для исправления недостатков психически здоровой личности. <...> Психокоррекционная деятельность психолога включает исправление таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. <...> Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента. <...> Также для более эффективной коррекционной работы необходимо иметь представление о «зонах ближайшего развития». <...> В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа Предмет психокоррекции – психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие (отношение к учителю, к учению и т.д.) <...> Цели и задачи психокоррекционной работы Цель коррекционной работы – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка. <...> Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. <...> При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать, как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности <...>
__Теоретические_основы_психокоррекционной_деятельности.pdf
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
И.И. Таран
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие
Великие Луки, 2013
Стр.1
Таран И.И. Теоретические основы психокоррекционной
деятельности: Учебно-методическое пособие/И.И. Таран. –
Великие Луки, 2013. – 76с.
Учебно-методическое
пособие
«Теоретические
основы
психокоррекционной деятельности» представляет собой лекционный курс по
учебной дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция». Раскрыто
содержание теоретических концепций, лежащих в основе коррекционноразвивающей
работы современного психолога. В приложении представлена
разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Психологопедагогическая
коррекция» для студентов специальности «Педагогика и
психология».
Представленный материал будет полезен студентам и преподавателям
педагогических вузов, а также всем желающим повысить свою
психологическую культуру.
2
Стр.2
Содержание
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОКОРРЕКЦИЮ ........... 4
Тема 1: Психолого-педагогическая коррекция как вид профессиональной
деятельности психолога ...................................................................................... 4
Тема 2. Особенности составления психокоррекционных программ ............ 11
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ........................................................................................... 16
Тема 1: Психодинамическое направление психокоррекции ......................... 16
Тема 2: Поведенческое направление психокоррекции .................................. 32
Тема 5: Когнитивное направление психокоррекции ................................. 37
Тема 3. Психокоррекция в трансактном анализе и гештальттерапии .......... 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .................................................................................................. 56
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ....................................................... 56
3
Стр.3
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ
ПСИХОКОРРЕКЦИЮ
Тема 1: Психолого-педагогическая коррекция как вид
профессиональной деятельности психолога
1. Общее представление о психологопедагогической коррекции.
2. Цели и задачи психокоррекционной работы.
3. Основные принципы психолого-педагогической коррекции.
4. Классификация видов психокоррекции.
5. Содержание психокоррекционной ситуации.
6. Требования к психологу, осуществляющему психокоррекционные
мероприятия.
1. Общее представление о психологической коррекции
Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка -
поправка, исправление или изменение (лат. correctio).
Психокоррекция – это совокупность психологических методов, используемых
психологом для исправления недостатков психически здоровой личности.
Психокоррекционная деятельность психолога включает исправление таких
особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной
психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной»
норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на
той или иной ступени онтогенеза.
Психологическая коррекция – это направленное воздействие на определённые
психологические структуры.
Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности
впервые возникла в дефектологии применительно к различным формам аномального
развития. По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской
практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из
области аномального развитии в область нормального психического развития ребёнка.
Произошло разделение психокорекции и психотерапии.
Однако достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о
разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и
психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные
требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его
профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам;
используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования;
помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и
специалистом.
Критерием разделения являются особенности и формы отставания в психическом
развитии и нарушениях в поведении.
Нарушения первого рода являются областью психотерапии.
Интенсификацией психического развития занимается психокоррекция.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие
его от психотерапии.
1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей,
имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического
характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих
изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от
степени нарушения.
4
Стр.4