Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Элементы антропоцентрической грамматики русского языка (275,00 руб.)

0   0
Первый авторРусакова М. В.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц767
ID225339
АннотацияКнига представляет собой описание элементов грамматики русского языка в антропоцентрическом освещении. Анализируются результаты многочисленных экспериментов, корпусные данные, речевые ошибки и оговорки, на основании этого анализа делаются выводы о лингвистической природе различных грамматических явлений русского языка.
Кому рекомендованоИздание рассчитано на специалистов в области грамматики русского языка, психолингвистики и всех интересующихся соответствующей проблематикой.
ISBN978-5-9551-0638-0
УДК80/81
ББК81.2Рус-2
Русакова, М. В. Элементы антропоцентрической грамматики русского языка : [монография] / М. В. Русакова .— Москва : Языки славянской культуры, 2013 .— 767 с. — ISBN 978-5-9551-0638-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/225339 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИМЯ И ИМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ: РЕЧЕВЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ЯЗЫКОВОЙ СТАТУС Глава 4. <...> КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА В ДИНАМИКЕ И СТАТИКЕ Глава 11. <...> Основная наша задача при редактировании состояла в том, чтобы избежать искажения авторской позиции и изменения индивидуального стиля, ограничившись только теми изменениями, которые, как нам кажется, одобрила бы и сама Марина Валентиновна. <...> 14 От редколегии Мы не сомневаемся в том, что при окончательной доработке текста книги Марина Валентиновна обязательно написала бы раздел, содержащий благодарности множеству людей, которые так или иначе способствовали созданию этой монографии. <...> Рукопись книги основана на докторской диссертации, которую Марина Валентиновна защитила в мае 2009 г. Она сама предполагала издать книгу, основанную на диссертации, и начала работу по подготовке рукописи к печати, но не успела довести эту работу до конца: в сентябре 2009 г. Марина Валентиновна скончалась после скоротечной болезни. <...> Как уже сказано, объектом ее научного интереса был «нормальный» носитель языка и его «нормальная» речевая деятельность (включая и речевые сбои, которые она считала явлением, с необходимостью сопровождающим естественную речь). <...> В 2001 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Именная словоформа флективного языка (согласование в русском атрибутивном словосочетании)». <...> Опираясь на самые разные методики, М. В. Русакова показывает, что и категория одушевленности / неодушевленности является семантически нагруженной, имеет семантические функции. <...> Устойчивые сочетания, в которых исконная грамматическая одушевленность существительного не соответствует онтологическим характеристикам предмета или явления, которое они называют, постепенно «дрейфуют» в употреблении «от формы к семантике», ср. корпусный анализ таких сочетаний, как солнечный зайчик, лежачий полицейский, белый воротничок. <...> Анализ согласовательных операций в этой книге позволяет строить предположения о том <...>
Элементы_антропоцентрической_грамматики_русского_языка.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Элементы_антропоцентрической_грамматики_русского_языка.pdf
ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ М. В. Русакова Элементы антропоцентрической грамматики русского языка ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОСКВА 2013
Стр.3
��� 80/81 ��� 81.2���-2 � 88 ������ ��������� ��� ���������� ��������� ���� � ������ ������������������ ������� ���� «���������� ��������������� ��������� ���������� (������������� � ������� �����)» ����� � 09-04-0264� ����� ������: �. �. ��������, �. �. ���������, �. �. �������, �. �. ��� �������� �. �. � 88 �������� ������������������� ���������� �������� �����. — �.: ����� ���������� ��������, 2013. — 568 �. ����������� CD. ISBN 978-5-9551-0638-0 ����� ������������ ����� �������� ��������� ���������� �������� ����� � ������������������� ���������. ������������� ���������� �������������� �������������, ��������� ������, ������� ������ � ��������, �� ��������� ����� ������� �������� ������ � ��������������� ������� ��������� �������������� ������� �������� �����. ������� ���������� �� ������������ � ������� ���������� �������� �����, ���������������� � ���� ��������������� �������������. ��� 81.2���-2 ISBN 978-5-9551-0638-0 ����� © �. �. ��������, ����������, 2013� © ����� ���������� ��������, 2013 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. ��������������
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ От редколлегии .................................................................................................... 13 О Марине Валентиновне Русаковой и ее книге ........................................... 15 Предисловие ......................................................................................................... 27 ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ Глава 1. Методология, цели, принципы и структура исследования................................................................................................. 33 Введение .......................................................................................................... 33 Формат представления наблюдений над речью в тексте работы ..... 37 Общая характеристика работы ................................................................. 39 О природе цельности данного исследования ........................................ 41 Об использовании понятий «стратегия» и «механизм» при изучении речевой деятельности ........................................... 42 О вероятностном прогнозировании и необходимости статистического описания языка ................................................. 44 Глава 2. Конкуренция стратегий и механизмов в процессе говорения ....................................................................................................... 46 Обращение к речевым сбоям как метод исследования ....................... 46 Цели, задачи и объект исследования .................................................. 46 Из истории использования речевых ошибок в лингвистических исследованиях (в связи с методологическими особенностями данной работы) ............................................. 48 Корпусный анализ отклонений ................................................................. 50 Обоснование необходимости корпусного подхода в исследованиях, методологически опирающихся на речевые отклонения ............................................................. 50 Анализ одной однородной группы отклонений: естественный прайминг ........................................................... 53 Результаты анализа состава однородных групп отклонений .... 61 Речевые сбои как неотъемлемое следствие высокой степени автоматизации речевой деятельности .............. 63 Основные положения, вытекающие из корпусного анализа сбоев ............................................................................... 65 Окказиональное согласование в русском языке и согласовывание как глобальная стратегия оформления словоформы .............. 65
Стр.5
6 Оглавление Глава 3. О месте данной работы в таксономии лингвистических дисциплин: проблема соотношения лингвистики и психолингвистики ................................................................................... 69 О таксономическом статусе настоящей работы в системе лингвистических дисциплин: постановка проблемы ............. 69 О термине «психолингвистика» ................................................................ 72 Термин «психолингвистика» («psycholinguistics») в англоязычной научной литературе .................................... 73 Термин «психолингвистика» в научной литературе на русском языке ......................................................................... 75 Понятие «психолингвистика». Место психолингвистики в современном научном пространстве ....................................... 76 Место понятия «психолингвистика» в классификациях систем научных знаний по цели и по методам исследования ...................................................... 78 Место понятия «психолингвистика» в классификации по признаку объекта исследования ........................................ 79 О границах в научном пространстве от нейропсихологии до лингвистики ................................................................................. 97 Границы между лингвистикой и нелингвистикой ........................... 97 Границы между психолингвистикой и непсихолингвистикой .... 100 Психолингвистика как «альтернативная лингвистика» .................... 102 Несколько слов об истории понятия «психолингвистика» и термина «психолингвистика» в русской научной традиции .......................................................................... 108 О месте данной работы в таксономии лингвистических дисциплин: выводы........................................................................ 114 ЧАСТЬ II. ИМЯ И ИМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ: РЕЧЕВЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ЯЗЫКОВОЙ СТАТУС Глава 4. Падеж ................................................................................................... 117 О роли случайного в падежной грамматике ........................................ 117 Стратегии падежного оформления в русском языке (анализ речевых отклонений) ..................................................... 124 Теоретические основания .................................................................... 124 Методика предпринимаемого исследования и предварительные наблюдения ............................................ 125 Результаты анализа основного корпуса .......................................... 127 Обсуждение результатов .................................................................... 138 Заключение ................................................................................................... 144
Стр.6
Оглавление 7 Глава 5. О функциональной наполненности понятия «имя» ............ 146 Глава 6. Два и другие малые количества в мыслительном пространстве, языке и речи .................................. 153 Постановка задачи ...................................................................................... 153 Первый эксперимент .................................................................................. 156 Условия эксперимента ......................................................................... 156 Результаты эксперимента ................................................................ 158 Обсуждение результатов .................................................................... 165 Второй эксперимент ................................................................................... 167 Задачи эксперимента ........................................................................... 167 Условия эксперимента ......................................................................... 168 Результаты эксперимента ................................................................ 169 Выводы по экспериментам и их обсуждение....................................... 170 Глава 7. Категория одушевленности / неодушевленности .................. 175 Категория одушевленности / неодушевленности: формально-грамматическая vs. семантически наполненная ..................................................................................... 175 Теоретическая база исследования и постановка задачи ............. 175 Эксперименты, проведенные с использованием методики «Рассказ по картинке» ............................................................ 178 Эксперимент, нацеленный на изучение метаязыковых суждений ..................................................................................... 201 Сопоставление данных эксперимента с корпусными данными ............................................................ 207 Категория одушевленности / неодушевленности и проблема интроспекции ...................................................... 213 Стратегии носителей в ситуации эксперимента vs. при порождении естественного текста ............................ 217 Выводы ..................................................................................................... 218 Нестандартные явления в области одушевленности / неодушевленности ......................................................................... 223 Методика проведения наблюдений ................................................... 224 Понятие периферийности грамматических явлений применительно к категории одушевленности / неодушевленности.................................................................... 228 Обзор сведений, представленных в предшествующих работах ....................................................................................... 231 Существительные типа «табун», «народ» и т. п. ..................... 233
Стр.7
8 Оглавление Конструкция «идти в солдаты», «годиться в матери» и связанная с ней вариативность ........................................ 236 Различные типы непрототипических отношений «форма — содержание» в сфере категории одушевленности / неодушевленности.................................................................... 246 Одушевленность / неодушевленность и правила вхождения в языковую систему новых единиц ........................................................ 258 Категория одушевленности / неодушевленности и переносные значения существительных ......................... 258 Единицы, обозначающие одушевленные объекты ......................... 261 Фразеологические единицы, обозначающие неодушевленные объекты ...................................................................................... 273 Об изменении статуса существительных с суффиксом «-тель» на шкале «одушевленность — неодушевленность» ......... 285 Влияние свойств денотата на характер вариативности: «лежачий полицейский» и «однорукий бандит» ................ 289 Влияние стилистической окраски единицы с переносным значением: «белые мухи» и подобные сочетания ............... 292 Промежуточные выводы ..................................................................... 297 Оформление сочетаний исследуемого типа в речи одного носителя языка ............................................................ 297 «Белые мухи» и «пикейный жилет»: сравнительный анализ ............................................................ 302 Выводы ..................................................................................................... 303 «Степень одушевленности» как онтологическая характеристика объектов: конструкции со словом «несколько» .................................. 309 Постановка проблемы ......................................................................... 309 Исследовательская процедура ............................................................ 312 Результаты исследования .................................................................. 317 Выводы ..................................................................................................... 321 Реализация категории одушевленности / неодушевленности в единственном и множественном числе .............................................. 321 Глава 8. Аккузатив vs. генитив в конструкциях с отрицанием: динамика взаимоотношений на историческом отрезке, отраженном текстами в НКРЯ .............................................................. 324 Постановка проблемы и обоснование корпусного исследования .............................................................................. 324 Работа с основной выборкой .............................................................. 328 Работа со вспомогательной выборкой............................................. 335 Сравнение основной и вспомогательной выборок ......................... 338
Стр.8
Оглавление 9 Сравнение полученных данных с распределением аккузативных и генитивных словоформ, управляемых глаголом «видеть» с частицей «не» ...................................................... 340 Обсуждение результатов .................................................................... 344 Глава 9. Русские диминутивы: морфологический, синтаксический, лексический анализ ................................................. 354 Типологический экскурс ........................................................................... 354 Статус категории диминутивности в русском языке ........................ 357 Значения, выражаемые диминутивными суффиксами русских существительных ............................................................ 358 Категория диминутивности и русские прилагательные ................... 360 Употребление прилагательного «маленький» при уменьшительных существительных ........................... 360 Суждения о природе диминутивных прилагательных ................. 361 Диминутивность в составе атрибутивного словосочетания ........... 361 Типы атрибутивных словосочетаний в связи с категорией диминутивности ............................................ 361 Диминутивность у русских существительных и прилагательных и проблема согласования ..................... 365 Диминутивные прилагательные: взаимодействие с адъективной лексемой ............................................................................................ 367 Обобщение ................................................................................................... 369 Глава 10. Взаимодействие морфологического, лексического и синтаксического компонентов на примере атрибутивного словосочетания .......................................................................................... 371 Постановка задачи ...................................................................................... 371 Взаимодействие между категориями существительного и прилагательного .......................................................................... 372 Закономерности поиска слова сквозь призму рассогласования ..... 378 Состояние исследованности ментального лексикона ................. 378 Рассогласование определения как источник сведений о лексическом поиске ................................................................ 381 Частотность сбоев в оформлении атрибутивного словосочетания ......................................................................... 382 Исчисление возможных причин сбоев в оформлении компонентов атрибутивного словосочетания ................ 384 Выводы о закономерностях лексического поиска, полученные путем анализа высказываний со сбоями ...... 400 Выводы и импликации для проблемы порядка слов ......................... 406
Стр.9
10 Оглавление ЧАСТЬ III. КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА В ДИНАМИКЕ И СТАТИКЕ Глава 11. Видовая пара русского глагола в индивидуальном лексиконе и речевой деятельности ...................................................... 411 Постановка вопроса ................................................................................... 411 Статус категории вида в русской грамматике ..................................... 412 Эксперимент ................................................................................................. 413 Условия проведения эксперимента .................................................... 413 Результаты эксперимента ................................................................ 415 Обсуждение результатов эксперимента ........................................ 418 Анализ корпуса ошибок в образовании глагольных форм .............. 418 Анализ ошибок как источник сведений о механизмах построения глагольных форм в процессе порождения речи .............................................................................................. 418 Анализ ошибок при переходе от форм одного вида к формам другого вида и при переходе от одной формы к другой в рамках традиционной парадигмы..................................... 423 Выводы относительно статуса категории вида ................................... 425 Глава 12. О конкуренции действительных причастий прошедшего и настоящего времени .................................................... 427 Определение позиции неопределенности ............................................ 427 Некоторые мнения о времени причастий в позиции неопределенности .......................................................................... 431 Уточнение позиции неопределенности................................................. 435 Динамика выбора причастия в позиции неопределенности ........... 442 Выбор причастия и индивидуальные предпочтения автора ........... 447 Поиск грамматических факторов, влияющих на выбор причастия: корпусные данные .................................. 450 Характер таксисных отношений .................................................... 450 Наличие у причастия зависимых ...................................................... 453 Обстоятельства времени в составе причастного оборота ..... 453 Глагольная лексема, от которой образовано причастие: формообразовательные закономерности ........................... 455 Глагольная лексема, от которой образовано причастие: семантические закономерности ........................................... 456 Порядок слов ........................................................................................... 459 Поиск грамматических факторов, влияющих на выбор причастия: данные эксперимента .................................................................... 462 Условия эксперимента ......................................................................... 462
Стр.10
Оглавление 11 Результаты эксперимента ................................................................ 464 Зависимость времени причастия от грамотности информантов ............................................................................ 466 Заключительные выводы .......................................................................... 467 ЧАСТЬ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ПИСЬМО Глава 13. Реальность морфемы и согласные, парные по признаку глухости / звонкости, в зеркале интроспекции ....... 473 Постановка задачи ...................................................................................... 473 Идеологические основы исследования ................................................. 474 Методика проведения исследования ..................................................... 474 Результаты исследования .......................................................................... 475 Аспекты, которые выделяют информанты при описании звука ................................................................... 475 Суждение о фонологическом статусе согласных, чередования и морфологический принцип русской орфографии ............ 481 Обсуждение полученных результатов и фонологические импликации ..................................................................................... 484 Обобщение ................................................................................................... 488 Глава 14. Разноуровневые единицы языковой подсистемы «письменный язык» и их функционирование в процессе письма...................................................................................... 489 Постановка проблемы ............................................................................... 489 О роли орфографических правил в процессе порождения орфографических написаний ...................................................... 493 Эксперимент 1 ....................................................................................... 495 Служебные морфемы как самостоятельные единицы письменной речевой деятельности ............................................ 498 Эксперимент 2 ....................................................................................... 500 О единицах ПЯ, не находящихся во взаимно-однозначных соответствиях с единицами, выделяемыми при описании УЯ. Квазиорфографические и квазиграфические стратегии .................................................... 502 Эксперимент 3 ....................................................................................... 502 Эксперимент 4 ....................................................................................... 506 Обсуждение .................................................................................................. 511
Стр.11
12 Оглавление Вместо заключения: положения, релевантные для разных разделов работы Принцип «И, а не ИЛИ» в лингвистическом описании .................... 516 Об использовании кавычек при употреблении лингвистических терминов ........................................................................................... 517 О методологических принципах опоры на интроспективные отчеты носителей языка ............................................................... 518 О возможностях анализа речевых сбоев с опорой на интуицию исследователя......................................................... 520 Цели и условия проведения эксперимента ...................................... 520 Результаты эксперимента ................................................................ 521 Обсуждение результатов и выводы .................................................. 523 Методологические импликации служебного эксперимента ........ 526 О различных типах вариативности в русском языке ........................ 526 Литература ......................................................................................................... 531
Стр.12