ИМЯ И ИМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ:
РЕЧЕВЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ЯЗЫКОВОЙ СТАТУС
Глава 4. <...> КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА
В ДИНАМИКЕ И СТАТИКЕ
Глава 11. <...> Основная наша задача при редактировании состояла в том, чтобы
избежать искажения авторской позиции и изменения индивидуального стиля, ограничившись только теми изменениями, которые, как
нам кажется, одобрила бы и сама Марина Валентиновна. <...> 14
От редколегии
Мы не сомневаемся в том, что при окончательной доработке
текста книги Марина Валентиновна обязательно написала бы раздел,
содержащий благодарности множеству людей, которые так или
иначе способствовали созданию этой монографии. <...> Рукопись книги
основана на докторской диссертации, которую Марина Валентиновна
защитила в мае 2009 г. Она сама предполагала издать книгу, основанную на диссертации, и начала работу по подготовке рукописи к
печати, но не успела довести эту работу до конца: в сентябре 2009 г.
Марина Валентиновна скончалась после скоротечной болезни. <...> Как уже сказано, объектом ее научного интереса был «нормальный» носитель языка и его «нормальная» речевая деятельность (включая и речевые сбои, которые она
считала явлением, с необходимостью сопровождающим естественную речь). <...> В 2001 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Именная словоформа флективного
языка (согласование в русском атрибутивном словосочетании)». <...> Опираясь на самые разные методики, М. В. Русакова показывает, что и категория одушевленности / неодушевленности является семантически нагруженной, имеет семантические функции. <...> Устойчивые сочетания, в которых исконная грамматическая
одушевленность существительного не соответствует онтологическим характеристикам предмета или явления, которое они называют,
постепенно «дрейфуют» в употреблении «от формы к семантике», ср.
корпусный анализ таких сочетаний, как солнечный зайчик, лежачий
полицейский, белый воротничок. <...> Анализ согласовательных операций в этой книге позволяет строить предположения
о том <...>
Элементы_антропоцентрической_грамматики_русского_языка.pdf
ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
М. В. Русакова
Элементы
антропоцентрической
грамматики
русского языка
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2013
Стр.3
��� 80/81
��� 81.2���-2
� 88
������ ��������� ��� ���������� ��������� ����
� ������ ������������������ ������� ����
«���������� ��������������� ��������� ����������
(������������� � ������� �����)»
����� � 09-04-0264�
����� ������:
�. �. ��������, �. �. ���������, �. �. �������, �. �. ���
�������� �. �.
� 88
�������� ������������������� ���������� ��������
�����. — �.: ����� ���������� ��������, 2013. — 568 �.
����������� CD.
ISBN 978-5-9551-0638-0
����� ������������ ����� �������� ��������� ���������� ��������
����� � ������������������� ���������. ������������� ����������
�������������� �������������, ��������� ������, ������� ������ �
��������, �� ��������� ����� ������� �������� ������ �
��������������� ������� ��������� �������������� ������� ��������
�����. ������� ���������� �� ������������ � ������� ����������
��������
�����,
���������������� � ����
��������������� �������������.
��� 81.2���-2
ISBN 978-5-9551-0638-0
�����
© �. �. ��������, ����������, 2013�
© ����� ���������� ��������, 2013
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
��������������
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
От редколлегии .................................................................................................... 13
О Марине Валентиновне Русаковой и ее книге ........................................... 15
Предисловие ......................................................................................................... 27
ЧАСТЬ I. ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ
Глава 1. Методология, цели, принципы и структура
исследования................................................................................................. 33
Введение .......................................................................................................... 33
Формат представления наблюдений над речью в тексте работы ..... 37
Общая характеристика работы ................................................................. 39
О природе цельности данного исследования ........................................ 41
Об использовании понятий «стратегия» и «механизм»
при изучении речевой деятельности ........................................... 42
О вероятностном прогнозировании и необходимости
статистического описания языка ................................................. 44
Глава 2. Конкуренция стратегий и механизмов в процессе
говорения ....................................................................................................... 46
Обращение к речевым сбоям как метод исследования ....................... 46
Цели, задачи и объект исследования .................................................. 46
Из истории использования речевых ошибок в лингвистических
исследованиях (в связи с методологическими
особенностями данной работы) ............................................. 48
Корпусный анализ отклонений ................................................................. 50
Обоснование необходимости корпусного подхода
в исследованиях, методологически опирающихся
на речевые отклонения ............................................................. 50
Анализ одной однородной группы отклонений:
естественный прайминг ........................................................... 53
Результаты анализа состава однородных групп отклонений .... 61
Речевые сбои как неотъемлемое следствие высокой
степени автоматизации речевой деятельности .............. 63
Основные положения, вытекающие из корпусного
анализа сбоев ............................................................................... 65
Окказиональное согласование в русском языке и согласовывание
как глобальная стратегия оформления словоформы .............. 65
Стр.5
6
Оглавление
Глава 3. О месте данной работы в таксономии лингвистических
дисциплин: проблема соотношения лингвистики
и психолингвистики ................................................................................... 69
О таксономическом статусе настоящей работы в системе
лингвистических дисциплин: постановка проблемы ............. 69
О термине «психолингвистика» ................................................................ 72
Термин «психолингвистика» («psycholinguistics»)
в англоязычной научной литературе .................................... 73
Термин «психолингвистика» в научной литературе
на русском языке ......................................................................... 75
Понятие «психолингвистика». Место психолингвистики
в современном научном пространстве ....................................... 76
Место понятия «психолингвистика» в классификациях
систем научных знаний по цели
и по методам исследования ...................................................... 78
Место понятия «психолингвистика» в классификации
по признаку объекта исследования ........................................ 79
О границах в научном пространстве от нейропсихологии
до лингвистики ................................................................................. 97
Границы между лингвистикой и нелингвистикой ........................... 97
Границы между психолингвистикой и непсихолингвистикой .... 100
Психолингвистика как «альтернативная лингвистика» .................... 102
Несколько слов об истории понятия «психолингвистика»
и термина «психолингвистика» в русской
научной традиции .......................................................................... 108
О месте данной работы в таксономии лингвистических
дисциплин: выводы........................................................................ 114
ЧАСТЬ II. ИМЯ И ИМЕННЫЕ КАТЕГОРИИ:
РЕЧЕВЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ЯЗЫКОВОЙ СТАТУС
Глава 4. Падеж ................................................................................................... 117
О роли случайного в падежной грамматике ........................................ 117
Стратегии падежного оформления в русском языке
(анализ речевых отклонений) ..................................................... 124
Теоретические основания .................................................................... 124
Методика предпринимаемого исследования
и предварительные наблюдения ............................................ 125
Результаты анализа основного корпуса .......................................... 127
Обсуждение результатов .................................................................... 138
Заключение ................................................................................................... 144
Стр.6
Оглавление
7
Глава 5. О функциональной наполненности понятия «имя» ............ 146
Глава 6. Два и другие малые количества
в мыслительном пространстве, языке и речи .................................. 153
Постановка задачи ...................................................................................... 153
Первый эксперимент .................................................................................. 156
Условия эксперимента ......................................................................... 156
Результаты эксперимента ................................................................ 158
Обсуждение результатов .................................................................... 165
Второй эксперимент ................................................................................... 167
Задачи эксперимента ........................................................................... 167
Условия эксперимента ......................................................................... 168
Результаты эксперимента ................................................................ 169
Выводы по экспериментам и их обсуждение....................................... 170
Глава 7. Категория одушевленности / неодушевленности .................. 175
Категория одушевленности / неодушевленности:
формально-грамматическая vs. семантически
наполненная ..................................................................................... 175
Теоретическая база исследования и постановка задачи ............. 175
Эксперименты, проведенные с использованием методики
«Рассказ по картинке» ............................................................ 178
Эксперимент, нацеленный на изучение метаязыковых
суждений ..................................................................................... 201
Сопоставление данных эксперимента
с корпусными данными ............................................................ 207
Категория одушевленности / неодушевленности
и проблема интроспекции ...................................................... 213
Стратегии носителей в ситуации эксперимента vs.
при порождении естественного текста ............................ 217
Выводы ..................................................................................................... 218
Нестандартные явления в области одушевленности /
неодушевленности ......................................................................... 223
Методика проведения наблюдений ................................................... 224
Понятие периферийности грамматических явлений
применительно к категории одушевленности /
неодушевленности.................................................................... 228
Обзор сведений, представленных в предшествующих
работах ....................................................................................... 231
Существительные типа «табун», «народ» и т. п. ..................... 233
Стр.7
8
Оглавление
Конструкция «идти в солдаты», «годиться в матери»
и связанная с ней вариативность ........................................ 236
Различные типы непрототипических отношений «форма —
содержание» в сфере категории одушевленности /
неодушевленности.................................................................... 246
Одушевленность / неодушевленность и правила вхождения
в языковую систему новых единиц ........................................................ 258
Категория одушевленности / неодушевленности
и переносные значения существительных ......................... 258
Единицы, обозначающие одушевленные объекты ......................... 261
Фразеологические единицы, обозначающие неодушевленные
объекты ...................................................................................... 273
Об изменении статуса существительных с суффиксом «-тель»
на шкале «одушевленность — неодушевленность» ......... 285
Влияние свойств денотата на характер вариативности:
«лежачий полицейский» и «однорукий бандит» ................ 289
Влияние стилистической окраски единицы с переносным
значением: «белые мухи» и подобные сочетания ............... 292
Промежуточные выводы ..................................................................... 297
Оформление сочетаний исследуемого типа в речи
одного носителя языка ............................................................ 297
«Белые мухи» и «пикейный жилет»:
сравнительный анализ ............................................................ 302
Выводы ..................................................................................................... 303
«Степень одушевленности» как онтологическая характеристика
объектов: конструкции со словом «несколько» .................................. 309
Постановка проблемы ......................................................................... 309
Исследовательская процедура ............................................................ 312
Результаты исследования .................................................................. 317
Выводы ..................................................................................................... 321
Реализация категории одушевленности / неодушевленности
в единственном и множественном числе .............................................. 321
Глава 8. Аккузатив vs. генитив в конструкциях с отрицанием:
динамика взаимоотношений на историческом отрезке,
отраженном текстами в НКРЯ .............................................................. 324
Постановка проблемы и обоснование корпусного
исследования .............................................................................. 324
Работа с основной выборкой .............................................................. 328
Работа со вспомогательной выборкой............................................. 335
Сравнение основной и вспомогательной выборок ......................... 338
Стр.8
Оглавление
9
Сравнение полученных данных с распределением аккузативных
и генитивных словоформ, управляемых глаголом
«видеть» с частицей «не» ...................................................... 340
Обсуждение результатов .................................................................... 344
Глава 9. Русские диминутивы: морфологический,
синтаксический, лексический анализ ................................................. 354
Типологический экскурс ........................................................................... 354
Статус категории диминутивности в русском языке ........................ 357
Значения, выражаемые диминутивными суффиксами
русских существительных ............................................................ 358
Категория диминутивности и русские прилагательные ................... 360
Употребление прилагательного «маленький»
при уменьшительных существительных ........................... 360
Суждения о природе диминутивных прилагательных ................. 361
Диминутивность в составе атрибутивного словосочетания ........... 361
Типы атрибутивных словосочетаний в связи
с категорией диминутивности ............................................ 361
Диминутивность у русских существительных
и прилагательных и проблема согласования ..................... 365
Диминутивные прилагательные: взаимодействие с адъективной
лексемой ............................................................................................ 367
Обобщение ................................................................................................... 369
Глава 10. Взаимодействие морфологического, лексического
и синтаксического компонентов на примере атрибутивного
словосочетания .......................................................................................... 371
Постановка задачи ...................................................................................... 371
Взаимодействие между категориями существительного
и прилагательного .......................................................................... 372
Закономерности поиска слова сквозь призму рассогласования ..... 378
Состояние исследованности ментального лексикона ................. 378
Рассогласование определения как источник сведений
о лексическом поиске ................................................................ 381
Частотность сбоев в оформлении атрибутивного
словосочетания ......................................................................... 382
Исчисление возможных причин сбоев в оформлении
компонентов атрибутивного словосочетания ................ 384
Выводы о закономерностях лексического поиска,
полученные путем анализа высказываний со сбоями ...... 400
Выводы и импликации для проблемы порядка слов ......................... 406
Стр.9
10
Оглавление
ЧАСТЬ III. КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА
В ДИНАМИКЕ И СТАТИКЕ
Глава 11. Видовая пара русского глагола в индивидуальном
лексиконе и речевой деятельности ...................................................... 411
Постановка вопроса ................................................................................... 411
Статус категории вида в русской грамматике ..................................... 412
Эксперимент ................................................................................................. 413
Условия проведения эксперимента .................................................... 413
Результаты эксперимента ................................................................ 415
Обсуждение результатов эксперимента ........................................ 418
Анализ корпуса ошибок в образовании глагольных форм .............. 418
Анализ ошибок как источник сведений о механизмах
построения глагольных форм в процессе порождения
речи .............................................................................................. 418
Анализ ошибок при переходе от форм одного вида к формам
другого вида и при переходе от одной формы к другой
в рамках традиционной парадигмы..................................... 423
Выводы относительно статуса категории вида ................................... 425
Глава 12. О конкуренции действительных причастий
прошедшего и настоящего времени .................................................... 427
Определение позиции неопределенности ............................................ 427
Некоторые мнения о времени причастий в позиции
неопределенности .......................................................................... 431
Уточнение позиции неопределенности................................................. 435
Динамика выбора причастия в позиции неопределенности ........... 442
Выбор причастия и индивидуальные предпочтения автора ........... 447
Поиск грамматических факторов, влияющих
на выбор причастия: корпусные данные .................................. 450
Характер таксисных отношений .................................................... 450
Наличие у причастия зависимых ...................................................... 453
Обстоятельства времени в составе причастного оборота ..... 453
Глагольная лексема, от которой образовано причастие:
формообразовательные закономерности ........................... 455
Глагольная лексема, от которой образовано причастие:
семантические закономерности ........................................... 456
Порядок слов ........................................................................................... 459
Поиск грамматических факторов, влияющих на выбор причастия:
данные эксперимента .................................................................... 462
Условия эксперимента ......................................................................... 462
Стр.10
Оглавление
11
Результаты эксперимента ................................................................ 464
Зависимость времени причастия от грамотности
информантов ............................................................................ 466
Заключительные выводы .......................................................................... 467
ЧАСТЬ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ПИСЬМО
Глава 13. Реальность морфемы и согласные, парные
по признаку глухости / звонкости, в зеркале интроспекции ....... 473
Постановка задачи ...................................................................................... 473
Идеологические основы исследования ................................................. 474
Методика проведения исследования ..................................................... 474
Результаты исследования .......................................................................... 475
Аспекты, которые выделяют информанты
при описании звука ................................................................... 475
Суждение о фонологическом статусе согласных, чередования
и морфологический принцип русской орфографии ............ 481
Обсуждение полученных результатов и фонологические
импликации ..................................................................................... 484
Обобщение ................................................................................................... 488
Глава 14. Разноуровневые единицы языковой
подсистемы «письменный язык» и их функционирование
в процессе письма...................................................................................... 489
Постановка проблемы ............................................................................... 489
О роли орфографических правил в процессе порождения
орфографических написаний ...................................................... 493
Эксперимент 1 ....................................................................................... 495
Служебные морфемы как самостоятельные единицы
письменной речевой деятельности ............................................ 498
Эксперимент 2 ....................................................................................... 500
О единицах ПЯ, не находящихся во взаимно-однозначных
соответствиях с единицами, выделяемыми
при описании УЯ. Квазиорфографические
и квазиграфические стратегии .................................................... 502
Эксперимент 3 ....................................................................................... 502
Эксперимент 4 ....................................................................................... 506
Обсуждение .................................................................................................. 511
Стр.11
12
Оглавление
Вместо заключения: положения, релевантные для разных
разделов работы
Принцип «И, а не ИЛИ» в лингвистическом описании .................... 516
Об использовании кавычек при употреблении лингвистических
терминов ........................................................................................... 517
О методологических принципах опоры на интроспективные
отчеты носителей языка ............................................................... 518
О возможностях анализа речевых сбоев с опорой
на интуицию исследователя......................................................... 520
Цели и условия проведения эксперимента ...................................... 520
Результаты эксперимента ................................................................ 521
Обсуждение результатов и выводы .................................................. 523
Методологические импликации служебного эксперимента ........ 526
О различных типах вариативности в русском языке ........................ 526
Литература ......................................................................................................... 531
Стр.12