Г.В. Шевцова, ЮжноРоссийский государственный технический университет Парадигмальный подход к изучению процесса гуманизации Система высшего образования России как «наследница образовательной системы индустриальной эпохи» испытывает потребность в трансформации своей структуры и содержания в соответствии с условиями «новой экономики и новых общественных процессов». <...> В ином случае, как полагают многие видные ученые, Россия обрекает себя на «цивилизационное отставание» [6, с. <...> Этот тезис применим и к инженерному образованию – самому массовому и масштабному сегменту отечественной высшей школы. <...> Исторически сложилось, что динамичное развитие инженерного образования было обусловлено характером индустриализации советского периода, ориентацией системы подготовки инженеров на удовлетворение потребностей в кадрах военнопромышленного комплекса, следовательно, наибольшей востребованностью этих специалистов советской экономикой. <...> Однако во второй половине XX столетия логика цивилизационного развития пришла в противоречие с традиционной системой обучения инженерным специальностям, которая была основана на ценностях технократического общества, обострив тем самым проблемы выживания цивилизации в условиях глобального кризиса, проявляющегося в антропологических, экологических, социальных, культурных аспектах. <...> Стало очевидным, что образовательные стратегии высшей технической школы, исходившие из приоритета факторов научнотехнического прогресса, исчерпали себя, вызвав противоречия между социальными 50 инженерного образования в России потребностями в специалистах технического профиля, государственными требованиями к их профессиональной компетентности и личностными моральными установками выпускников вузов, инициируя постановку вопросов изменения образовательной парадигмы высшей школы. <...> Анализ научных трудов, в которых исследуются фундаментальные и частные проблемы высшей <...>