психолого-педагогический форум С.Ю. Темина, Московский городской педагогический университет Сущность процесса решения профессиональных задач в педагогической деятельности Важнейшей особенностью педагогического труда, на которую до сих пор обращается явно недостаточно внимания, является необходимость поддержания постоянного высокого уровня умственной активности учителя. <...> На всех направлениях своей деятельности при исполнении различных функциональных обязанностей педагогам приходится решать множество проблем, требующих интеллектуального напряжения для принятия наиболее эффективных решений. <...> Учитель должен оперативно реагировать на дидактические затруднения школьников (в восприятии, усвоении нового материала, выполнении упражнений, практических заданий), на действия учащихся дисциплинарного характера, на возникшее недопонимание в межличностных отношениях с учеником, между одноклассниками и др. <...> На практике учителя нередко испытывают эмоциональное напряжение, моральное неудовлетворение в связи с невозможностью быстро найти оптимальное решение неожиданно возникшей для них проблемы и действуют интуитивно на основе прежнего опыта или известного им опыта коллег. <...> Однако такого рода действия, предпринятые без предварительного анализа и прог ноза развития ситуации, не базирующиеся на профессиональных знаниях, оказываются в лучшем случае неэффективными. <...> Необходимо также отметить социальный и психологический вред для воспитанника ошибок, со - в ершенных учителем вследствие принятия необдуманных, педагогически нецелесообразных решений. <...> Работа учителя требует высокого уровня развития педагогического мышления, ба - зирующегося на психолого-педаго гичес ких знаниях и профессиональном опыте. <...> Раскрывается сущность процесса принятия решений учителем, дается трактовка понятий «решение», «принятие решений», рассматриваются различные виды принимаемых учителем решений, этапы <...>