МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» Ю. Н. Столяров ДОКУМЕНТОЛОГИЯ Рекомендовано в качестве учебного пособия Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Орёл Горизонт 2013 УДК 002. <...> 6 + 003 ББК 65.052 С 81 Рецензенты: доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Российской государственной библиотеки Т. В. Майстрович; заслуженный деятель науки России, доктор филологических наук, профессор, заведующий Отделом теоретических и прикладных проблем информатики Всероссийского научно-исследовательского института научно-технической информации Р. С. Гиляревский Одобрено кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного университета культуры и искусств. <...> В учебном пособии освещаются социальное значение, свойства и функции документа, излагаются онтологические положения общей теории документа, или документологии: законы функционирования документа в обществе, социальный статус документа, его семиотические составляющие (наименование, материальная основа, знаковая система, содержание и смысл, структура, особенности бытования во внешней среде и иные), основания классификации. <...> 228 3 Структурирование семантивной составляющей управленческого документа ……………………………………… 235 Лекция шестнадцатая. <...> Причина такой ситуации кроется в том, что общая для всех сфер деятельности теория документа, несмотря на свою вековую историю, ведущую начало от трудов Поля Отле <...>
Документология__учебное_пособие.pdf
УДК 002. 6 + 003
ББК 65.052
С 81
Рецензенты:
доктор педагогических наук, главный научный сотрудник
Российской государственной библиотеки Т. В. Майстрович;
заслуженный деятель науки России, доктор филологических наук,
профессор, заведующий Отделом теоретических и прикладных
проблем информатики Всероссийского научно-исследовательского
института научно-технической информации Р. С. Гиляревский
Одобрено кафедрой управления информационно-библиотечной
деятельностью Московского государственного университета
культуры и искусств.
Одобрено Учебно-методическим советом Учебного центра
Федерального государственного бюджетного учреждения
«Российская государственная библиотека»
Одобрено Советом по редакционно-издательской деятельности
Орловского государственного института искусств и культуры
Столяров, Ю. Н.
Документология : учебное пособие / Ю. Н. Столяров; МосС
81
ковский государственный университет культуры и искусств;
Орловский государственный институт искусств и культуры. –
Орёл : Горизонт, 2013. – 370 с.
В учебном пособии освещаются социальное значение, свойства и функции
документа, излагаются онтологические положения общей теории документа,
или документологии: законы функционирования документа в обществе,
социальный статус документа, его семиотические составляющие
(наименование, материальная основа, знаковая система, содержание и
смысл, структура, особенности бытования во внешней среде и иные), основания
классификации.
Для студентов высших учебных заведений; аспирантов, ведущих исследования
по документалистике, документоведению, архивоведению, библиотековедению,
библиографоведению, книговедению; слушателей Высших библиотечных
курсов, а также для всех, кто интересуется общей теорией документа.
ISBN 978-5-904977-37-5
© Ю.Н. Столяров, 2013
© Орловский государственный институт
искусств и культуры, 2013
Стр.2
Оглавление
Предисловие ………………………………………………………….. 5
Введение ……………………………………………………………… 10
Лекция первая. Значение документа. Законы документологии …... 13
Лекция вторая. Фундаментальность документологии …………….. 27
Лекция третья. Эволюция документа как информационного
объекта ………………………………………………………………... 38
Лекция четвертая. Возникновение и развитие понятия «документ» .. 48
Лекция пятая. Документологическая терминология ………………. 62
Лекция шестая. Сущностные функции документа ………………… 68
Лекция седьмая. Сущность документа ……………………………... 76
Лекция восьмая. Перцептивная составляющая документа ………... 85
Лекция девятая. Документская систематика ……………………….. 106
Лекция десятая. Номинативная составляющая документа ………... 110
Лекция одиннадцатая. Статус документа как научного понятия …. 126
Относительность, конвенциональность, условность
понятия «документ» ……………………………………………… 126
Документ полноценный и неполноценный ……………………... 136
Аутентивный и неаутентивный документ ………………………. 142
Документ стационарный и мобильный …………………………. 144
Документ плоский и объёмный ………………………………….. 146
Документ дискретный и континуальный ……………………….. 148
Лекция двенадцатая. Материальная составляющая документа …... 151
Материал основы …………………………………………………. 153
Материал (вещество и энергия) записи …………………………. 169
Способы документаризации ……………………………………... 173
Средства документаризации ……………………………………... 175
Аксессуары документа …………………………………………… 177
Тара и упаковка …………………………………………………… 177
Лекция тринадцатая. Сигнативная составляющая документа …….. 181
Аналоговый документ ……………………………………………. 184
Символьный документ ………………………………………….. 185
Код …………………………………………………………………. 198
Лекция четырнадцатая. Семантивная составляющая документа …. 204
Сущность информации …………………………………………… 204
Понятие «смысл» …………………………………………………. 210
Понятие «Содержание» в семантивной составляющей ………... 214
Лекция пятнадцатая. Синтактивная составляющая документа …… 221
Принципы синтактивности ………………………………………. 222
Инфраструктура семантивной составляющей документа ……... 228
3
Стр.3
Структурирование семантивной составляющей
управленческого документа ……………………………………… 235
Лекция шестнадцатая. Темпоральная составляющая документа …. 242
Документ диахронный и синхронный …………………………... 256
Лекция семнадцатая. Прагмативная составляющая документа …... 263
Лекция восемнадцатая. Взаимосвязь сущностных составляющих
документа ……………………………………………………………... 281
Лекция девятнадцатая. Жизненный цикл документа ……………… 284
Лекция двадцатая, заключительная. Документские фуркации –
движущая сила цивилизационного процесса ………………………. 287
Заключение …………………………………………………………… 297
Резюме …………………………………………………………………
Resume …………………………………………………………………
Список литературы для углублённого изучения курса ……………. 352
Указатель имён ……………………………………………………….. 358
299
328
4
Стр.4