Опубликовано в следующем источнике: Коммуникация в современном мире: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. <...> М.В. Ломоносова) КРИТИКА «ИСТИН» С ПОМОЩЬЮ «ИСТИН»: К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ С позиций функционального (критического) дискурс-анализа Н. <...> Фэркло журналистский дискурс можно интерпретировать как социально-семиотическую самоорганизующуюся систему, которая обладает деятельным, генеративным потенциалом в отношении изменения социальной действительности1. <...> Являя собой форму социальной практики, он не только конституирует действительность, но и сам в ней конституируется. <...> Журналистский дискурс как «сеть» текстов изменяет знания, социальные идентичности и социальные структуры и одновременно формируется «сетями» других видов социальной практики. <...> Общество говорит на языке журналистики (языке фактов, идеалов, оценок, норм), поскольку язык – это форма социального действия, посредством которой люди трансформируют со-бытие. <...> С другой стороны, язык журналистики находится в историко-социальном контексте и сам испытывает влияние со стороны общественной практики: ее дискурсы привносят в журналистский дискурс смыслы изменений общества и смыслы для своего изменения2. <...> Как и любой критический дискурс, журналистский дискурс направлен на критику несправедливых социальных условий, внося вклад в их улучшение. <...> Следовательно, журналистика как эмансипирующая коллективная герменевтическая рефлексия обретает форму критической, когда направлена на разоблачение некой доминирующей идеологии, т.е. значений, находящихся на службе власти (власти стереотипов, политического управления, денег и проч.) <...> . Это разоблачение осуществляется с помощью исторически и социально обусловленных «истин», тоже предстающих как конструкты значений социальной действительности, или идеология. <...> Система журналистики адаптирует «истины» к практическому массовому использованию, способствуя воспроизводству <...>