ЛАНЕТА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕМУ НАС НЕ УЧАТ, или Какое образование необходимо для устойчивого развития Н.Н. Марфенин доктор биологических наук, профессор МГУ им. <...> …Все это может повлиять на структуру учебных программ и методы преподавания, требуя от педагогов отказаться от роли исключительно передаточного звена, а от учащихся — от роли исключительно получателей. <...> Стратегия Европейской экономической комиссии ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005, п. <...> В последнее время система образования подвергается все большим нападкам во многих странах мира. <...> Учителя, методисты, министерства стараются сделать обучение более содержательным, интересным, полным, а результат их образовательных усилий в масштабе России, да и в других развитых странах мира нельзя признать удовлетворительным. <...> Большинство преподавателей обеспокоены падением грамотности среди выпускников школ, снижением уровня знаний даже по самым простым вопросам. <...> Опаснее, однако, другая негативная тенденция — потеря интереса к обучению, к знаниям, снижение инициативы и самостоятельности. <...> Проще говоря, все меньше учеников и студентов наслаждается получением образования, вполне довольствуясь возможностью общения в школе и вузе. <...> Это явление обусловлено, по крайней мере, семью фундаментальными проблемами, а вернее, противоречиями. <...> Скажу о них в лишь общих чертах, так 38 ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ · 7(128)’2012 πЛАНЕТА ОБРАЗОВАНИЯ как достаточно подробно об этом уже было написано ранее. <...> Учитель приходит в класс для того, чтобы заставить учеников усвоить знания, причем в директивно установленные сроки и по строго утвержденной программе. <...> Процесс образования в таком варианте вполне сравним с обработкой деталей на конвейере. <...> Образование уже не выполняет функцию «социального лифта». <...> Если раньше учащиеся вынуждены были терпеть несовершенство системы образования, чтобы, пройдя через испытания, попасть в привилегированные слои общества, то теперь они <...>