179 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В БРЕНДИСТОРИИ ВЕБ-ДИСКУРСА КОРПОРАТИВНОГО БРЕНДА . <...> 209 О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ДИСКУРСА . <...> 230 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРМЫ ПРЕЗЕНСА В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ . <...> 255 ТИПОЛОГИЯ ВЫРАЖЕНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕНЦИЙ АВТОРА СТАРОФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА . <...> 305 СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТАЯЗЫК» И «ТЕРМИНОЛОГИЯ» ПРИ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ . <...> В первой ее части (концептуальная систематика языка) находят отражение проблемы концептуализации и категоризации опыта в языке. <...> В ходе концептуального анализа, который, прежде всего, предполагает выявление концептуальных признаков исследуемого концепта РАЙ, было установлено, что ядро концепта, а также его ближняя периферия содержат концептуальные признаки, свидетельствующие о земной природе данного концепта Библии. <...> Концептуальные признаки истребление нечестивых, жизнь без зла находятся в полном согласии со словами из книги Притчи: «…потому что честные будут жить на земле и безупречные будут оставлены на ней. <...> » Количество данных ассоциатов достигает 125, что составляет 7% от общего числа ассоциатов. <...> Отметим, что и немецкий психолог Г. Браэм в своей работе подчёркивает, что серый цвет является цветом проблем и нищеты [10]. <...> Соотношение концептуальных признаков колоратива серый по количеству ассоциатов (по данным ассоциативного эксперимента)в русскоязычной группе испытуемых Картина, сложившаяся после анализа ассоциаций немцев и англичан, представляется схожей с описанием восприятия серого цвета у русских. <...> Концептуальные признаки «das Elend, die Armseligkeit» и «der Stil / die Mode» также составляют по 2,2% на каждый от общего числа реакций. <...> Замыкают этот ряд концептуальные признаки «das Alter» (8 реакций, 2%) и «Zeit» (6 реакций, 1,5%). <...> Наглядно соотношение концептуальных признаков колоратива grau по количеству ассоциатов среди носителей немецкого языка представлено <...>
Проблемы_концептуальной_систематики_языка,_речи_и_речевой_деятельности._Материалы_4_Всероссийской_конференции.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Иркутский государственный лингвистический университет
Региональная
научная лаборатория систематики языка
и речевой деятельности
ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ
СИСТЕМАТИКИ ЯЗЫКА, РЕЧИ И
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАТЕРИАЛЫ 4-Й ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ИРКУТСК
2010
Стр.1
ББК 74 58
Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского
государственного лингвистического университета.
Проблемы концептуальной систематики языка и речевой деятельности:
материалы 6-й Всероссийской научной конференции. – Иркутск: ИГЛУ,
2012. – 340 с.
Редакционная коллегия: Костюшкина Г.М. – доктор филолог. наук,
проф. (отв. ред.), Коршунова С.О. – к.филол.н., Кудлик Е.С. – аспирант.
ISNB 978-5-88267-331-3
© Иркутский государственный
лингвистический университет
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Костюшкина Г.М. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ............................................... 8
ЧАСТЬ 1 ................................................................................................................. 11
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА ЯЗЫКА ............................................ 11
Проблемы категоризации и концептуализации ................................................. 11
опыта в языке ......................................................................................................... 11
Алифанова О.Г., Оренбург ................................................................................... 11
КОНЦЕПТ РАЙ В БИБЛЕЙСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВЫХ
КАРТИНАХ МИРА ............................................................................................... 11
Арипова Д.А., Иркутск ........................................................................................ 17
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ФЕНОМЕНА REALIZATION В
СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ...................................................... 17
Барышева Я.А., Уссурийск .................................................................................. 23
РОЛЬ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ВЫЯВЛЕНИИ ................ 23
КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КОЛОРАТИВОВ ............................ 23
СЕРЫЙ / GREY / GRAU ........................................................................................ 23
Богданова С.Ю., Иркутск ................................................................................... 33
ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ............................................. 33
ЯЗЫКОВЫХ КАТЕГОРИЙ ................................................................................. 33
Бреннер О. В., Иркутск ..................................................................................... 37
ВОЗМОЖНОСТЬ КАТЕГОРИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛИСА .................... 37
В РАМКАХ ФУНКЦИОНАЛЬНО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ .................. 37
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТИ ................................................................................ 37
Голованова Е.И., Челябинск ............................................................................... 42
РОЛЬ АНТИКОНЦЕПТА В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ......................................... 42
СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ................................................................................ 42
Доброва С.И., Воронеж ...................................................................................... 47
СПЕЦИФИКА
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И КАТЕГОРИЗАЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОЛЬКЛОРНО-ЯЗЫКОВОЙ ....................... 47
КАРТИНЕ МИРА .................................................................................................. 47
Заграевская Т.Б., Пятигорск .............................................................................. 55
КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ В АФРОАМЕРИКАНСКОМ ........... 55
ЭТНОСУБЪЯЗЫКЕ .............................................................................................. 55
Козлова Н.Н., Чита .............................................................................................. 61
КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО .......................... 61
ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................................ 61
Корепина Н.А., Иркутск ....................................................................................... 65
КАТЕГОРИЯ САМООЦЕНКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ САМОСТИ: .................. 65
ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ........................................ 65
Кысылбаикова М.И., Якутск ................................................................................ 72
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА КУЛЬТУРА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЯКУТСКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ..................................... 72
ЛИНГВОКУЛЬТУР .............................................................................................. 72
Попова Н.Б., Челябинск ........................................................................................ 79
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РОМАНИЗМЫ В РАЗВИТИИ ...................................... 79
Стр.3
АНАЛИТИЗМА РОМАНСКИХ ЯЗЫКОВ ......................................................... 79
Попова З.Д., Воронеж ........................................................................................... 84
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЛЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ....................................... 84
КАК МНОГОЭТАПНЫЙ ПРОЦЕСС ................................................................. 84
Рабкина Н.В., Кемерово ........................................................................................ 88
RUIN LUST: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ................................... 88
ГОРОДОВ-ПРИЗРАКОВ В РЕКЛАМНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ........... 88
Санина М.Б., Иркутск .......................................................................................... 93
СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВНЕШНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА (на материале английского и русского языков) ........................... 93
Сергеева З.В., Иркутск ......................................................................................... 99
ПРОТОТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ................................ 99
СИНОНИМОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПЕЧАЛЬ» В ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ ....... 99
Фурс Л.А., Доброходова О.В., Тамбов ............................................................... 103
ВТОРИЧНАЯ НОМИНАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНОЧНОЙ ............... 103
КАТЕГОРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА ................... 103
Хохлова С.Н., Омск.............................................................................................. 110
ДИНАМИКА СЛОВАРНЫХ ДЕФИНИЦИЙ КОНЦЕПТА «РОК» .............. 110
В СОВРЕМЕННЫХ И СОВЕТСКИХ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ ................ 110
Шенкнехт Т.В., Барнаул ..................................................................................... 115
ЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА
ОСНОВЕ НЕМЕЦКИХ АНТРОПОНОМОВ .................................................... 115
Шомбуева Б.В., Улан-Удэ ................................................................................... 120
КОМПАРАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ .................................... 120
КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ............................................................ 120
Эрдынеева Е.Д., Иркутск .................................................................................. 125
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕНИ ЦВЕТА СИНИЙ/ГОЛУБОЙ В РУССКОЙ
КАРТИНЕ МИРА ................................................................................................ 125
ЧАСТЬ П .............................................................................................................. 133
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА РЕЧИ .............................................. 133
И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 133
Проблемы текста, высказывания, дискурса ..................................................... 133
Баребина Н.С., Иркутск ..................................................................................... 133
РОЛЬ КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ В ДИСКУРСЕ МЕДИАЦИИ ................... 133
Булдыгерова А.Н., Чита ..................................................................................... 139
СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КИТАЙСКИХ ПАРНЫХ .......................... 139
НАДПИСЕЙ ......................................................................................................... 139
Ватанабэ Кику, Санкт-Петербург/Япония ..................................................... 145
ЯПОНСКИЙ – ЯЗЫК БЕЗ ПОДЛЕЖАЩЕГО ................................................. 145
И ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ......................................................................... 145
Войткова А.Н., Иркутск .................................................................................... 152
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ: .............................................. 152
ПОЧЕМУ МЫ СМЕЕМСЯ? ............................................................................... 152
Ворожцова Н. В., Иркутск................................................................................. 161
СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛЯИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ .............. 161
Стр.4
Горбунова И.В., Иркутск .................................................................................... 166
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ............................... 166
ГОВОРЯЩЕГО В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ......................... 166
ИНТЕРНЕТ .......................................................................................................... 166
Гуренок Л.И., Минусинск .................................................................................... 173
АСИММЕТРИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЗНАКОВ НА
УРОВНЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД ... 173
Дамбаева Е.Ю., Улан-Удэ .................................................................................. 179
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В БРЕНДИСТОРИИ
ВЕБ-ДИСКУРСА КОРПОРАТИВНОГО БРЕНДА ..................... 179
Дахалаева Е. Ч., Улан-Удэ .................................................................................. 186
ИЛЛЕИЗМЫ, ИЛИ ОБЪЕКТИВИРОВАННЫЕ .............................................. 186
АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ НОМИНАЦИИ ........................................................... 186
Зырянова И.Н., Иркутск ..................................................................................... 192
ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В
ПРОЦЕССЕ НОМИНАЦИИ ЛИЦА .................................................................. 192
Ивус О.Н. , Уссурийск ........................................................................................ 196
СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ, ................................................................ 196
ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СЛОГАН НА ОДЕЖДЕ ...................................................... 196
Ильичева Е.О., Иркутск ...................................................................................... 203
КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТИННЫХ .................... 203
ЗНАНИЙ В АРГУМЕНТАТИВНОМ ДИСКУРСЕ.......................................... 203
Колистратова А.В., Братск .............................................................................. 209
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ДИСКУРСА ........... 209
Косова О.А., Уссурийск ....................................................................................... 214
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТЧУЖДЕНИЯ ........................................ 214
Кубагушева Е.Л., Уссурийск ............................................................................... 219
ОПЫТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕНГОВЫХ
МЕТАФОРИЧЕСКИХ СОМАТИЗМОВ ........................................................... 219
Михайлов С.В., Абакан ........................................................................................ 225
К ВОПРОСУ О СЕМАНТИЧЕСКОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ............................. 225
Михеева И.В., Уссурийск .................................................................................... 230
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРМЫ ПРЕЗЕНСА В
ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ .............................................................................. 230
Остапенко Т.С., Санкт-Петербург .................................................................. 235
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТАВТОЛОГИИ .............................................. 235
Пащенко М.А., Чита ........................................................................................... 241
СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ............................................................. 241
В КОММУНИКАТИВНОМ АКТЕ ОТКАЗА ................................................... 241
Смирнова Н.С., Санкт-Петербург .................................................................... 246
АРГУМЕНТАЦИЯ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ............................. 246
МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКИ ........................................................................ 246
Сюксяева С. А., Минусинск ................................................................................. 250
ПРЕДНАМЕРЕННАЯ МЕТАФОРА В НЕМЕЦКОЙ ...................................... 250
Стр.5