Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности. Материалы 4 Всероссийской конференции (290,00 руб.)

0   0
АвторыКостюшкина Галина Максимовна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц340
ID252069
АннотацияДанный сборник включает материалы докладов участников IV-й Всероссийской научной конференции по проблемам концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности. Конференция, как и предыдущие три, организована в рамках Региональной научной лаборатории «Систематика языка и речевой деятельности» при Иркутском государственном лингвистическом университете - ИГЛУ. Названная лаборатория, открытая в Иркутском государственном лингвистическом университете в 1996 г. в рамках реализации исследовательских проектов фундаментального характера университета, с 1998 г. занималась организацией Региональных научных семинаров с публикацией сборников материалов, всего было организовано 9 таких семинаров, а последние 4 года семинары переросли в ранг Всероссийских научных конференций.
ISBN978-5-88267-331-3
ББК74.58
Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности. Материалы 4 Всероссийской конференции / ред. Г.М. Костюшкина .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2010 .— 340 с. — ISBN 978-5-88267-331-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/252069 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

179 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В БРЕНДИСТОРИИ ВЕБ-ДИСКУРСА КОРПОРАТИВНОГО БРЕНДА . <...> 209 О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ДИСКУРСА . <...> 230 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРМЫ ПРЕЗЕНСА В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ . <...> 255 ТИПОЛОГИЯ ВЫРАЖЕНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕНЦИЙ АВТОРА СТАРОФРАНЦУЗСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА . <...> 305 СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МЕТАЯЗЫК» И «ТЕРМИНОЛОГИЯ» ПРИ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОМ ОПИСАНИИ . <...> В первой ее части (концептуальная систематика языка) находят отражение проблемы концептуализации и категоризации опыта в языке. <...> В ходе концептуального анализа, который, прежде всего, предполагает выявление концептуальных признаков исследуемого концепта РАЙ, было установлено, что ядро концепта, а также его ближняя периферия содержат концептуальные признаки, свидетельствующие о земной природе данного концепта Библии. <...> Концептуальные признаки истребление нечестивых, жизнь без зла находятся в полном согласии со словами из книги Притчи: «…потому что честные будут жить на земле и безупречные будут оставлены на ней. <...> » Количество данных ассоциатов достигает 125, что составляет 7% от общего числа ассоциатов. <...> Отметим, что и немецкий психолог Г. Браэм в своей работе подчёркивает, что серый цвет является цветом проблем и нищеты [10]. <...> Соотношение концептуальных признаков колоратива серый по количеству ассоциатов (по данным ассоциативного эксперимента)в русскоязычной группе испытуемых Картина, сложившаяся после анализа ассоциаций немцев и англичан, представляется схожей с описанием восприятия серого цвета у русских. <...> Концептуальные признаки «das Elend, die Armseligkeit» и «der Stil / die Mode» также составляют по 2,2% на каждый от общего числа реакций. <...> Замыкают этот ряд концептуальные признаки «das Alter» (8 реакций, 2%) и «Zeit» (6 реакций, 1,5%). <...> Наглядно соотношение концептуальных признаков колоратива grau по количеству ассоциатов среди носителей немецкого языка представлено <...>
Проблемы_концептуальной_систематики_языка,_речи_и_речевой_деятельности._Материалы_4_Всероссийской_конференции.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Иркутский государственный лингвистический университет Региональная научная лаборатория систематики языка и речевой деятельности ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СИСТЕМАТИКИ ЯЗЫКА, РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕРИАЛЫ 4-Й ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ИРКУТСК 2010
Стр.1
ББК 74 58 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета. Проблемы концептуальной систематики языка и речевой деятельности: материалы 6-й Всероссийской научной конференции. – Иркутск: ИГЛУ, 2012. – 340 с. Редакционная коллегия: Костюшкина Г.М. – доктор филолог. наук, проф. (отв. ред.), Коршунова С.О. – к.филол.н., Кудлик Е.С. – аспирант. ISNB 978-5-88267-331-3 © Иркутский государственный лингвистический университет
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Костюшкина Г.М. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ ............................................... 8 ЧАСТЬ 1 ................................................................................................................. 11 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА ЯЗЫКА ............................................ 11 Проблемы категоризации и концептуализации ................................................. 11 опыта в языке ......................................................................................................... 11 Алифанова О.Г., Оренбург ................................................................................... 11 КОНЦЕПТ РАЙ В БИБЛЕЙСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА ............................................................................................... 11 Арипова Д.А., Иркутск ........................................................................................ 17 КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО ФЕНОМЕНА REALIZATION В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ...................................................... 17 Барышева Я.А., Уссурийск .................................................................................. 23 РОЛЬ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ВЫЯВЛЕНИИ ................ 23 КОНЦЕПТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ КОЛОРАТИВОВ ............................ 23 СЕРЫЙ / GREY / GRAU ........................................................................................ 23 Богданова С.Ю., Иркутск ................................................................................... 33 ФРЕЙМОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ............................................. 33 ЯЗЫКОВЫХ КАТЕГОРИЙ ................................................................................. 33 Бреннер О. В., Иркутск ..................................................................................... 37 ВОЗМОЖНОСТЬ КАТЕГОРИЗАЦИИ ИНСТРУМЕНТАЛИСА .................... 37 В РАМКАХ ФУНКЦИОНАЛЬНО СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ .................. 37 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТИ ................................................................................ 37 Голованова Е.И., Челябинск ............................................................................... 42 РОЛЬ АНТИКОНЦЕПТА В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ......................................... 42 СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ................................................................................ 42 Доброва С.И., Воронеж ...................................................................................... 47 СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И КАТЕГОРИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОЛЬКЛОРНО-ЯЗЫКОВОЙ ....................... 47 КАРТИНЕ МИРА .................................................................................................. 47 Заграевская Т.Б., Пятигорск .............................................................................. 55 КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ В АФРОАМЕРИКАНСКОМ ........... 55 ЭТНОСУБЪЯЗЫКЕ .............................................................................................. 55 Козлова Н.Н., Чита .............................................................................................. 61 КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО .......................... 61 ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................................ 61 Корепина Н.А., Иркутск ....................................................................................... 65 КАТЕГОРИЯ САМООЦЕНКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ САМОСТИ: .................. 65 ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ........................................ 65 Кысылбаикова М.И., Якутск ................................................................................ 72 ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА КУЛЬТУРА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЯКУТСКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ..................................... 72 ЛИНГВОКУЛЬТУР .............................................................................................. 72 Попова Н.Б., Челябинск ........................................................................................ 79 ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РОМАНИЗМЫ В РАЗВИТИИ ...................................... 79
Стр.3
АНАЛИТИЗМА РОМАНСКИХ ЯЗЫКОВ ......................................................... 79 Попова З.Д., Воронеж ........................................................................................... 84 КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЛЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ....................................... 84 КАК МНОГОЭТАПНЫЙ ПРОЦЕСС ................................................................. 84 Рабкина Н.В., Кемерово ........................................................................................ 88 RUIN LUST: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ................................... 88 ГОРОДОВ-ПРИЗРАКОВ В РЕКЛАМНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ........... 88 Санина М.Б., Иркутск .......................................................................................... 93 СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (на материале английского и русского языков) ........................... 93 Сергеева З.В., Иркутск ......................................................................................... 99 ПРОТОТИПИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ................................ 99 СИНОНИМОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПЕЧАЛЬ» В ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ ....... 99 Фурс Л.А., Доброходова О.В., Тамбов ............................................................... 103 ВТОРИЧНАЯ НОМИНАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ОЦЕНОЧНОЙ ............... 103 КАТЕГОРИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА ................... 103 Хохлова С.Н., Омск.............................................................................................. 110 ДИНАМИКА СЛОВАРНЫХ ДЕФИНИЦИЙ КОНЦЕПТА «РОК» .............. 110 В СОВРЕМЕННЫХ И СОВЕТСКИХ ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ ................ 110 Шенкнехт Т.В., Барнаул ..................................................................................... 115 ЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ НЕМЕЦКИХ АНТРОПОНОМОВ .................................................... 115 Шомбуева Б.В., Улан-Удэ ................................................................................... 120 КОМПАРАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ .................................... 120 КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ............................................................ 120 Эрдынеева Е.Д., Иркутск .................................................................................. 125 КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕНИ ЦВЕТА СИНИЙ/ГОЛУБОЙ В РУССКОЙ КАРТИНЕ МИРА ................................................................................................ 125 ЧАСТЬ П .............................................................................................................. 133 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМАТИКА РЕЧИ .............................................. 133 И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 133 Проблемы текста, высказывания, дискурса ..................................................... 133 Баребина Н.С., Иркутск ..................................................................................... 133 РОЛЬ КОНТРАРГУМЕНТАЦИИ В ДИСКУРСЕ МЕДИАЦИИ ................... 133 Булдыгерова А.Н., Чита ..................................................................................... 139 СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КИТАЙСКИХ ПАРНЫХ .......................... 139 НАДПИСЕЙ ......................................................................................................... 139 Ватанабэ Кику, Санкт-Петербург/Япония ..................................................... 145 ЯПОНСКИЙ – ЯЗЫК БЕЗ ПОДЛЕЖАЩЕГО ................................................. 145 И ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ ......................................................................... 145 Войткова А.Н., Иркутск .................................................................................... 152 КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ: .............................................. 152 ПОЧЕМУ МЫ СМЕЕМСЯ? ............................................................................... 152 Ворожцова Н. В., Иркутск................................................................................. 161 СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛЯИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ .............. 161
Стр.4
Горбунова И.В., Иркутск .................................................................................... 166 РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ............................... 166 ГОВОРЯЩЕГО В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ СЕТИ ......................... 166 ИНТЕРНЕТ .......................................................................................................... 166 Гуренок Л.И., Минусинск .................................................................................... 173 АСИММЕТРИЯ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЗНАКОВ НА УРОВНЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ: КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД ... 173 Дамбаева Е.Ю., Улан-Удэ .................................................................................. 179 РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК В БРЕНДИСТОРИИ ВЕБ-ДИСКУРСА КОРПОРАТИВНОГО БРЕНДА ..................... 179 Дахалаева Е. Ч., Улан-Удэ .................................................................................. 186 ИЛЛЕИЗМЫ, ИЛИ ОБЪЕКТИВИРОВАННЫЕ .............................................. 186 АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ НОМИНАЦИИ ........................................................... 186 Зырянова И.Н., Иркутск ..................................................................................... 192 ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ПРОЦЕССЕ НОМИНАЦИИ ЛИЦА .................................................................. 192 Ивус О.Н. , Уссурийск ........................................................................................ 196 СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИИ, ................................................................ 196 ВКЛЮЧАЮЩЕЙ СЛОГАН НА ОДЕЖДЕ ...................................................... 196 Ильичева Е.О., Иркутск ...................................................................................... 203 КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТИННЫХ .................... 203 ЗНАНИЙ В АРГУМЕНТАТИВНОМ ДИСКУРСЕ.......................................... 203 Колистратова А.В., Братск .............................................................................. 209 О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ДИСКУРСА ........... 209 Косова О.А., Уссурийск ....................................................................................... 214 АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОТЧУЖДЕНИЯ ........................................ 214 Кубагушева Е.Л., Уссурийск ............................................................................... 219 ОПЫТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕНГОВЫХ МЕТАФОРИЧЕСКИХ СОМАТИЗМОВ ........................................................... 219 Михайлов С.В., Абакан ........................................................................................ 225 К ВОПРОСУ О СЕМАНТИЧЕСКОЙ АКТУАЛИЗАЦИИ ............................. 225 Михеева И.В., Уссурийск .................................................................................... 230 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОРМЫ ПРЕЗЕНСА В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ .............................................................................. 230 Остапенко Т.С., Санкт-Петербург .................................................................. 235 СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТАВТОЛОГИИ .............................................. 235 Пащенко М.А., Чита ........................................................................................... 241 СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ............................................................. 241 В КОММУНИКАТИВНОМ АКТЕ ОТКАЗА ................................................... 241 Смирнова Н.С., Санкт-Петербург .................................................................... 246 АРГУМЕНТАЦИЯ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ............................. 246 МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМАТИКИ ........................................................................ 246 Сюксяева С. А., Минусинск ................................................................................. 250 ПРЕДНАМЕРЕННАЯ МЕТАФОРА В НЕМЕЦКОЙ ...................................... 250
Стр.5